ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1998 г. N 3332-II ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ЧЛЕНАМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ
МЕРАХ В СВЯЗИ С КРИТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ
ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К членам Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации о неотложных мерах в
связи с критическим состоянием водохозяйственного комплекса".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение для
опубликования в "Российской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 4 декабря 1998 года
К ЧЛЕНАМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ В СВЯЗИ
С КРИТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Уважаемые члены Совета Федерации!
Считаем необходимым обратить ваше внимание на критическое
состояние водохозяйственного комплекса и настоятельную потребность
принятия неотложных мер по выходу из сложившейся ситуации.
В 75 процентах поверхностных водных объектов - источников
питьевого водоснабжения содержание вредных веществ превышает
установленные нормативы. Более половины населения страны
потребляет некачественную воду, что неизбежно сказывается на
состоянии здоровья людей.
Шесть тысяч гидротехнических сооружений нуждаются в
капитальном ремонте, 400 - находятся в аварийном состоянии.
За последние 10 лет зарегистрировано свыше 100 крупных
наводнений. Общая площадь паводкоопасных территорий составляет
около 400 тыс. кв. километров. На указанных территориях
размещаются более 300 городов, десятки тысяч других населенных
пунктов, множество хозяйственных и иных объектов. Ежегодно при
наводнениях затапливаются территории общей площадью около 50 тыс.
кв. километров. Ущерб от наводнений составляет около 3 млрд.
рублей в год. В отдельные годы эта цифра была значительно выше (в
1989 году - около 13, в 1993 году - около 8, в 1994 году - более
4 млрд. рублей в масштабе цен 1991 года).
В последние десятилетия процесс подтопления территорий
грунтовыми водами принял в России практически повсеместный
характер. Общая площадь подтопления составила около 9 млн.
гектаров земель, из них 0,8 млн. гектаров - застроенные городские
территории. Подтопление отмечается более чем в двух тысячах
городов и других населенных пунктов. Ежегодный ущерб от
подтопления застроенных городских территорий, по оценке
Министерства строительства Российской Федерации, составляет около
60 млрд. рублей. Ущерб от подтопления земель сельскохозяйственного
назначения составляет около 10 млрд. рублей в год.
Процесс разрушения берегов и оползневые явления на
водохранилищах России угрожают сотням прибрежных населенных
пунктов. К настоящему времени выведены из землепользования десятки
тысяч гектаров сельскохозяйственных и лесных угодий. В результате
процесса разрушения берегов и оползневых явлений общие потери
составили 38,7 тыс. гектаров земель.
Главной причиной критического состояния водохозяйственного
комплекса явилось недостаточное внимание органов государственной
власти к решению острых проблем водохозяйственного комплекса.
За четыре года инвестиции на осуществление мероприятий по
охране и использованию водных ресурсов снизились в 1,7 раза и в
1997 году составили около 0,6 млрд. рублей в масштабе цен
1991 года, или менее 20 процентов от обоснованной потребности.
Текущие затраты на эксплуатацию гидротехнических и других
сооружений по всем источникам финансирования в 1997 году составили
3,9 млрд. рублей, или менее 27 процентов от обоснованной
потребности.
В целях финансового обеспечения мероприятий по восстановлению
и охране водных объектов и защите территорий от вредного
воздействия вод, а также своевременного проведения работ по
обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся
в ведении государства, был принят и с 11 мая 1998 года введен в
действие Федеральный закон "О плате за пользование водными
объектами". Настоящим Федеральным законом прямо предусмотрено, что
ставки платы по категориям плательщиков устанавливаются
законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации. Но, несмотря на это, до настоящего времени не приняты
соответствующие акты субъектов Российской Федерации.
По предварительным прогнозам, реализация Федерального закона
"О плате за пользование водными объектами" могла бы обеспечить
ежегодно поступление в бюджеты всех уровней не менее 3,6 млрд.
рублей, в том числе в бюджеты субъектов Российской Федерации -
2,2 млрд. рублей. Использование даже части средств, установленной
Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами",
позволило бы в кратчайшие сроки выполнить работы по капитальному
ремонту аварийных гидротехнических сооружений, осуществить защиту
населенных пунктов от процесса разрушения берегов и оползневых
явлений и приступить к реализации федеральных и территориальных
государственных программ по использованию, восстановлению и охране
водных объектов, обеспечению населения страны качественной
питьевой водой, осуществлению мероприятий по защите территорий от
вредного воздействия вод.
Принимая настоящее Обращение, Государственная Дума выражает
надежду на скорейшее принятие органами государственной власти
субъектов Российской Федерации соответствующих актов,
устанавливающих ставки платы по категориям плательщиков за
пользование водными объектами, и надлежащее финансирование
неотложных мероприятий, направленных на устранение сложившегося
критического состояния водохозяйственного комплекса.
|