ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1998 г. N 3309-II ГД
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг".
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Принят
Государственной Думой
4 декабря 1998 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона
являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг,
рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных
финансовых услуг (далее - рынок финансовых услуг) и связанные с
защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
Настоящий Федеральный закон применяется также в случаях, когда
действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами
Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации,
приводят или могут привести в Российской Федерации к ограничению
конкуренции на рынке финансовых услуг.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные
нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых
услуг
1. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых
услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг,
регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми
актами федерального антимонопольного органа, нормативными актами
Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке финансовых услуг.
2. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные антимонопольным
законодательством Российской Федерации, то применяются правила
международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем
Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие
основные понятия:
финансовая услуга - деятельность, связанная с привлечением и
использованием денежных средств юридических и физических лиц. В
целях настоящего Федерального закона в качестве финансовых услуг
рассматриваются осуществление банковских операций и сделок,
предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг,
заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по
доверительному управлению денежными средствами или ценными
бумагами, а также иные услуги финансового характера;
финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на
основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки
либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по
страхованию или иные услуги финансового характера, а также
негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания,
управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая
компания, кредитный потребительский союз и иная организация,
осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Положения настоящего Федерального закона в отношении
финансовой организации распространяются на индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей
лицензии деятельность на рынке финансовых услуг;
рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых
организаций на территории Российской Федерации или ее части,
определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги
потребителям;
конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между
финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне
воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на
рынке финансовых услуг;
недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг -
действия финансовых организаций, направленные на приобретение
преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,
противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям
делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим
финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг
либо нанести ущерб их деловой репутации;
доминирующее положение финансовой организации - объем
финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией
(несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг,
дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие
условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг
или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым
организациям;
концентрация капитала на рынке финансовых услуг - слияние,
присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или
акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение
третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале)
финансовой организации;
соглашение - договор между финансовыми организациями или между
финансовой (финансовыми) организацией (организациями), с одной
стороны, и федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, с другой стороны, в том числе влекущий
ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. В целях
настоящего Федерального закона соглашением не являются сделки,
опосредующие непосредственное предоставление финансовой услуги;
группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц,
признаваемых группой лиц в соответствии с Законом РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках";
аффилированное лицо - юридическое и (или) физическое лицо,
признаваемое аффилированным лицом в соответствии с Законом РСФСР
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Положения настоящего Федерального закона в отношении
финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц и на
группу лиц.
Глава 2. ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 4. Определение доминирующего положения финансовой
организации
1. Доминирующее положение финансовой организации на рынке
финансовых услуг определяется федеральным антимонопольным органом
в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке,
утверждаемом федеральным антимонопольным органом по каждому виду
рынка финансовых услуг по согласованию:
на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской
Федерации;
на рынке страховых услуг - с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке
страховых услуг;
на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих
финансовых услуг.
2. Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг
определяется исходя из отношения суммы ее оборота по определенному
виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций
в установленных границах рынка финансовых услуг. Методика
определения оборота финансовых услуг финансовых организаций
устанавливается федеральным антимонопольным органом по
согласованию соответственно с Центральным банком Российской
Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг.
3. Границы рынка предоставления финансовых услуг
устанавливаются в границах субъектов Российской Федерации.
4. Доминирующее положение финансовой организации определяется
в границах рынка предоставления финансовой организацией финансовых
услуг независимо от ее места нахождения, определенного в
учредительных документах.
Статья 5. Злоупотребление финансовой организацией доминирующим
положением
Запрещаются действия финансовой организации, занимающей
доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие
доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям
и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия
предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том
числе такие, как:
включение в договор дискриминационных условий, которые ставят
финансовую организацию в неравное положение по сравнению с другими
финансовыми организациями;
согласие заключить договор лишь при условии внесения в него
положений, в которых финансовая организация не заинтересована;
установление при заключении договора необоснованно высокой
(низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу, за исключением
процентных ставок по операциям Центрального банка Российской
Федерации, используемых для воздействия на процентные ставки на
рынке финансовых услуг в целях укрепления рубля.
Глава 3. КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ В СЛУЧАЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Статья 6. Соглашения или согласованные действия финансовых
организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг
Не допускаются и в установленном настоящим Федеральным законом
порядке признаются полностью или частично недействительными
достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия
финансовых организаций между собой либо с федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке
финансовых услуг, с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами,
за исключением соглашений или согласованных действий финансовых
организаций с Центральным банком Российской Федерации, если такие
соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим
результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в
том числе если соглашения или согласованные действия прямо или
косвенно направлены на:
установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок,
доплат, наценок, процентных ставок;
повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
раздел рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по
видам предоставляемых финансовых услуг на рынке финансовых услуг
либо по потребителям финансовых услуг на рынке финансовых услуг;
ограничение доступа на рынок финансовых услуг или устранение с
него других финансовых организаций;
установление необоснованных критериев членства, являющихся
барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в
которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут
предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги,
чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг.
Статья 7. Соглашения или согласованные действия финансовых
организаций, не подлежащие запрету
Запрету не подлежат соглашения или согласованные действия
финансовых организаций в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, а также соглашения или
согласованные действия финансовых организаций, условия которых
своей целью имеют:
унификацию стандартов деятельности финансовых организаций -
участников соглашений;
проведение совместных научных исследований и разработок;
совместную закупку технических средств для осуществления
основной деятельности;
использование единых программных и технических средств
обработки информации и баз данных.
Федеральным антимонопольным органом по согласованию
соответственно с Центральным банком Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке финансовых услуг, могут быть установлены и
другие не подлежащие запрету условия соглашений или согласованных
действий, в том числе по отдельным типам финансовых организаций.
Статья 8. Уведомление федерального антимонопольного органа о
соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций,
ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг
1. Финансовые организации обязаны направлять уведомление в
федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных в любой
форме соглашениях или о принятых решениях о ведении согласованных
действий между собой либо с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, а также с любыми
юридическими лицами (далее - уведомление) в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением
соглашений или согласованных действий указанных финансовых
организаций, имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на
рынке финансовых услуг менее норматива, установленного федеральным
антимонопольным органом по каждому виду рынка финансовых услуг по
согласованию соответственно с Центральным банком Российской
Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг.
Форма уведомления устанавливается федеральным антимонопольным
органом. К уведомлению прилагаются следующие документы:
копия заключенного соглашения или решения о ведении
согласованных действий со всеми приложениями;
сведения об основных видах деятельности участников соглашения
или согласованных действий и обороте по основным видам
деятельности;
финансово - экономическая отчетность, представляемая в
Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке
финансовых услуг.
Федеральный антимонопольный орган не вправе запрашивать от
финансовых организаций представления иных документов и информации.
2. Федеральный антимонопольный орган уведомляется по заявлению
участников либо одного из участников соглашения или согласованных
действий в течение 15 дней с момента заключения соглашения или
принятия решения о ведении согласованных действий.
Статья 9. Порядок принятия федеральным антимонопольным органом
решения о признании соглашений или согласованных действий
финансовых организаций ограничивающими конкуренцию на рынке
финансовых услуг
1. Федеральный антимонопольный орган после проверки
представленного уведомления и всех документов в срок не позднее
30 дней с момента получения указанных уведомления и документов при
наличии признаков того, что заключение соглашения или решение о
ведении согласованных действий, о котором его уведомили, может
привести к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг,
принимает мотивированное решение о признании соглашения или
согласованных действий финансовых организаций правомерными либо
ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Федеральный антимонопольный орган может принять решение о
проведении дополнительной проверки представленного уведомления и
всех документов в соответствии с порядком, установленным
федеральным антимонопольным органом, о чем незамедлительно
сообщает участникам соглашения или согласованных действий.
Федеральный антимонопольный орган в течение 30 дней с момента
принятия решения о проведении дополнительной проверки
представленного уведомления и всех документов принимает
мотивированное решение о признании соглашения или согласованных
действий правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке
финансовых услуг.
2. В случае признания федеральным антимонопольным органом
заключенного соглашения или согласованных действий ограничивающими
конкуренцию на рынке финансовых услуг участники соглашения или
согласованных действий обязаны по требованию федерального
антимонопольного органа либо расторгнуть заключенное соглашение,
либо прекратить совершение указанных согласованных действий, либо
изменить условия соглашения или согласованных действий, а также
выполнить иные законные требования, предусмотренные решением
федерального антимонопольного органа о восстановлении необходимых
условий конкуренции на рынке финансовых услуг.
3. Федеральный антимонопольный орган может аннулировать свое
решение о признании соглашения или согласованных действий
финансовых организаций правомерными либо ограничивающими
конкуренцию на рынке финансовых услуг или вносить поправки в свои
решения, в том числе принимать решение о проведении дополнительной
проверки соглашения или согласованных действий по истечении
30 дней с начала рассмотрения уведомления о соглашении или
согласованных действиях, при условии:
если произошли изменения в фактах, послуживших основанием для
принятия решения о признании соглашения или согласованных действий
правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых
услуг;
если участники соглашения или согласованных действий нарушают
какое-либо из положений, указанных в решении о признании
соглашения или согласованных действий правомерными либо
ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг;
если принятое решение о признании соглашения или согласованных
действий правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке
финансовых услуг основывается на недостоверной информации,
полученной от участников соглашения или согласованных действии.
Статья 10. Признание недействительными соглашений или сделок,
совершенных в результате согласованных действий финансовых
организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг
Соглашения или сделки, совершенные в результате согласованных
действий финансовых организаций, приводящие к ограничению
конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны
недействительными полностью или частично в судебном порядке по
иску федерального антимонопольного органа.
Убытки, причиненные в результате заключения соглашения или
ведения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и (или)
ущемляющих интересы потребителей на рынке финансовых услуг,
подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 11. Создание объединений (ассоциаций, союзов)
финансовых организаций
1. Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых
организаций осуществляется только после получения предварительного
согласия федерального антимонопольного органа в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Участники либо один из участников объединений (ассоциаций,
союзов) финансовых организаций обязаны направить в федеральный
антимонопольный орган ходатайство о получении указанного в
пункте 1 настоящей статьи согласия в течение 30 дней с момента
принятия ими решения о создании объединений (ассоциаций, союзов)
финансовых организаций.
Решение о признании создания объединений (ассоциаций, союзов)
финансовых организаций правомерным либо ограничивающим конкуренцию
на рынке финансовых услуг принимается федеральным антимонопольным
органом в течение 30 дней после получения всей необходимой для
принятия указанного решения информации.
3. В случае признания федеральным антимонопольным органом
того, что создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых
организаций ограничивает конкуренцию на рынке финансовых услуг,
финансовые организации, участвующие в указанных объединениях
(ассоциациях, союзах), обязаны по требованию федерального
антимонопольного органа изменить условия их создания, а также
выполнить иные законные требования, предусмотренные решением
федерального антимонопольного органа о восстановлении необходимых
условий конкуренции на рынке финансовых услуг.
4. Указанные в настоящей статье действия финансовых
организаций по созданию объединений (ассоциаций, союзов),
приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг,
могут быть признаны недействительными полностью или частично в
судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Убытки, причиненные в результате создания объединений
(ассоциаций, союзов), приведшего к ограничению конкуренции на
рынке финансовых услуг, подлежат возмещению в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 4. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
И ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Статья 12. Нормативные правовые акты и действия федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые
акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные
действия, с другими федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления, финансовыми организациями,
ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные
на создание необоснованно благоприятных условий отдельным
финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других
финансовых организаций, за исключением случаев, установленных
законодательством Российской Федерации.
Федеральным органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам
местного самоуправления также запрещается:
необоснованно препятствовать созданию новых финансовых
организаций на рынке финансовых услуг;
ограничивать иначе, как на основании федерального закона,
доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или
устранять с него финансовые организации;
препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке
финансовых услуг;
устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых
услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют;
предоставлять одной или нескольким финансовым организациям
льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к
другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке
финансовых услуг.
Статья 13. Конкурсный отбор финансовых организаций,
привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами
соответствующего бюджета
Перечень финансовых организаций, привлекаемых для
осуществления отдельных операций со средствами соответствующего
бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.
Статья 14. Порядок проведения открытого конкурса в целях
определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления
отдельных операций со средствами соответствующего бюджета
1. Порядок проведения открытого конкурса в целях определения
финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных
операций со средствами соответствующего бюджета, федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
устанавливается по согласованию с федеральным антимонопольным
органом с учетом следующих требований:
установления регламента образования и деятельности конкурсной
комиссии;
установления порядка организации и проведения открытого
конкурса и требований, предъявляемых к его участникам;
запрещения осуществлять организаторам открытого конкурса
координацию деятельности его участников, которая имеет либо может
иметь своим результатом ограничение конкуренции между участниками
или ущемление интересов отдельных его участников;
ознакомления участников открытого конкурса с правилами
открытого конкурса в приемлемый срок до начала его проведения;
ограничения или прекращения доступа любых лиц к участию в
открытом конкурсе, а также исключения из состава его участников
лиц, имеющих право участвовать в открытом конкурсе только в
случаях нарушения ими установленных правил проведения открытого
конкурса и законодательства Российской Федерации.
Порядок проведения открытого конкурса предусматривает также,
что:
ни одному из участников открытого конкурса не могут быть
созданы преимущественные условия участия в открытом конкурсе, в
том числе доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы
за участие в открытом конкурсе;
организаторы открытого конкурса и сотрудники организаторов
открытого конкурса не могут быть участниками открытого конкурса
или аффилированными лицами по отношению к любому из участников
указанного открытого конкурса;
участники открытого конкурса, являющиеся аффилированными
лицами, рассматриваются как один участник;
число участников открытого конкурса должно быть не менее двух.
2. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является
основанием для признания открытого конкурса несостоявшимся.
Статья 15. Нормативные акты и иные правовые акты Центрального
банка Российской Федерации
Нормативные акты и иные правовые акты Центрального банка
Российской Федерации, а также заключенные им соглашения с
кредитными организациями должны соответствовать принципам
поддержки конкуренции на рынке финансовых услуг, если иное не
следует из осуществления основной цели деятельности Центрального
банка Российской Федерации - защиты и обеспечения устойчивости
рубля, а также развития и укрепления банковской системы Российской
Федерации.
Статья 16. Порядок уведомления федерального антимонопольного
органа о нормативных актах, оказывающих влияние на состояние
конкуренции на рынке финансовых услуг
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления в течение трех дней обязаны уведомить
федеральный антимонопольный орган о принятии ими нормативного акта
или совершении действий, оказывающих влияние на состояние
конкуренции на рынке финансовых услуг.
2. Федеральный антимонопольный орган в течение 10 дней с
момента получения уведомления о принятии нормативного акта или
совершении действий вправе принять мотивированное решение о том,
что принятый нормативный акт или совершенные действия, о которых
его уведомили, могут привести либо привели к ограничению
конкуренции на рынке финансовых услуг. Это решение является
основанием для отмены полностью или частично принятого
нормативного акта или прекращения совершаемых действий, а также
для признания недействительными полностью или частично сделок,
заключенных на основании указанного выше нормативного акта или в
результате совершенных действий, о чем направляется предписание
органу, принявшему соответствующий нормативный акт или
совершившему действия.
Глава 5. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Статья 17. Формы недобросовестной конкуренции
Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых
услуг между финансовыми организациями, которая выражается в
действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности, заключении соглашений или
ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами,
которые противоречат законодательству Российской Федерации и
обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки
другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых
услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:
распространении ложных, неточных или искаженных сведений,
способных причинить убытки другой финансовой организации либо
нанести ущерб ее деловой репутации;
некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых
ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми
другими финансовыми организациями;
получении, использовании и разглашении информации,
составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее
владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством
Российской Федерации.
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КОНЦЕНТРАЦИЕЙ
КАПИТАЛА НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Статья 18. Государственный контроль за концентрацией капитала
на рынке финансовых услуг
Государственный контроль за приобретением активов или акций
(долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется
в случаях:
приобретения в результате одной или нескольких сделок
юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов
акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
приобретения в результате одной или нескольких сделок,
связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим
лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина
которых превышает величину активов финансовой организации,
установленную федеральным антимонопольным органом по согласованию
соответственно с Центральным банком Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке финансовых услуг;
приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в
том числе на основании договора о доверительном управлении,
договора о совместной деятельности или договора поручения либо
иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления
финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо
осуществлять функции ее исполнительного органа;
создания финансовой организации и изменения уставного капитала
финансовой организации;
слияния, присоединения финансовых организаций.
Статья 19. Порядок получения предварительного согласия
федерального антимонопольного органа на совершение сделок по
приобретению активов или акций (долей в уставном капитале)
финансовых организаций
1. В случаях, если размер уставного капитала финансовой
организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой
приобретаются, превышает размер, установленный федеральным
антимонопольным органом по каждому виду финансовых организаций по
согласованию соответственно с Центральным банком Российской
Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, на
совершение сделок, указанных в статье 18 настоящего Федерального
закона, требуется предварительное согласие федерального
антимонопольного органа.
При этом в случаях слияния, присоединения финансовых
организаций указанные требования исполняются, когда этим
требованиям соответствует вновь образуемая в результате слияния,
присоединения финансовая организация либо хотя бы один из
участников указанного слияния, присоединения.
2. Для получения предварительного согласия на совершение
сделок, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона,
участники сделок представляют в федеральный антимонопольный орган
помимо документов, представляемых в орган, осуществляющий
государственную регистрацию, ходатайство о получении указанного
предварительного согласия, сведения об основных видах деятельности
и обороте по основным видам деятельности, финансово -
экономическую отчетность, представляемую в Центральный банк
Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг, сведения о
владении на любых основаниях акциями (долями в уставном капитале)
коммерческих организаций и сведения о членстве в некоммерческих
организациях, а также сведения о владении их активами.
Федеральный антимонопольный орган не вправе запрашивать у
финансовых организаций представления иных документов и информации.
Федеральный антимонопольный орган в течение 30 дней со дня
получения перечисленных в настоящем пункте документов сообщает в
письменной форме участникам сделок о принятом решении о
предварительном согласии на совершение сделок, указанных в
статье 18 настоящего Федерального закона.
В случае необходимости указанный срок может быть продлен
федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней.
Статья 20. Отклонение ходатайства
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство
о получении предварительного согласия на совершение сделок,
указанных в статье 18 настоящего Федерального закона, если его
удовлетворение может привести к возникновению либо усилению
доминирующего положения участников сделок и ограничению
конкуренции на рынке финансовых услуг. При этом указанное
ходатайство может быть удовлетворено в случае исполнения
требований, направленных на обеспечение конкуренции на рынке
финансовых услуг.
При этом указанные требования, а также сроки их исполнения
должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа
о предварительном согласии на совершение сделок, указанных в
статье 18 настоящего Федерального закона.
Ходатайство о получении предварительного согласия на
совершение сделок, указанных в статье 18 настоящего Федерального
закона, не может быть удовлетворено в случае непредставления
достоверных документов и информации, имеющих значение для принятия
указанного выше решения.
В случаях отказа федерального антимонопольного органа и
Центрального банка Российской Федерации дать согласие на
совершение сделок, указанных в статье 18 настоящего Федерального
закона, а также в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, участники сделок обязаны в трехмесячный срок
со дня принятия федеральным антимонопольным органом указанного в
пункте 2 статьи 19 настоящего Федерального закона решения передать
свои права на участие в управлении финансовой организацией либо
активы или акции (доли в уставном капитале) финансовой организации
третьим лицам, не входящим в группу лиц участников сделки, а также
исполнить иные требования федерального антимонопольного органа по
восстановлению необходимых условий конкуренции на рынке финансовых
услуг.
Федеральный антимонопольный орган может удовлетворить
ходатайство о получении предварительного согласия на совершение
сделок, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона, в
следующих случаях:
если участники сделок при возможности ограничения конкуренции
на рынке финансовых услуг докажут, что положительный эффект от
этих сделок, включая социально - экономический эффект, превысит
негативные последствия для рынка финансовых услуг;
если участники сделок докажут, что владение акциями (долями в
уставном капитале) финансовой организации связано исключительно с
получением дохода по ним. В этом случае допускаются владение этими
акциями (долями в уставном капитале) только в течение одного года
с момента их приобретения и осуществление прав по ним, связанных
только с их продажей.
Статья 21. Порядок уведомления федерального антимонопольного
органа о совершении сделок по приобретению активов или акций
(долей в уставном капитале) финансовых организаций
1. В случаях, если размер уставного капитала финансовой
организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой
приобретаются, не превышает размера, установленного федеральным
антимонопольным органом по каждому виду финансовых организаций по
согласованию соответственно с Центральным банком Российской
Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг,
финансовые организации уведомляют о совершении сделок, указанных в
статье 18 настоящего Федерального закона, федеральный
антимонопольный орган в течение 30 дней после совершения указанных
сделок.
При этом в случаях слияния, присоединения финансовых
организаций указанные выше требования в отношении уставного
капитала финансовых организаций исполняются, когда этим
требованиям соответствует вновь образуемая в результате слияния,
присоединения финансовая организация либо один из участников
указанного слияния, присоединения.
2. Участники сделок представляют в федеральный антимонопольный
орган уведомление о сделках, сведения об основных видах
деятельности и обороте по основным видам деятельности, финансово -
экономическую отчетность, представляемую в Центральный банк
Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг, сведения о
владении на любых основаниях акциями (долями в уставном капитале)
коммерческих организаций и сведения о членстве в некоммерческих
организациях, а также сведения о владении активами некоммерческих
организаций.
Федеральный антимонопольный орган не вправе запрашивать у
участников сделок представления иных документов и информации.
Федеральный антимонопольный орган после изучения уведомления и
всех необходимых документов в срок не позднее 30 дней с момента
получения всей необходимой информации при наличии признаков того,
что совершение сделок, о которых его уведомили, может привести к
возникновению или усилению доминирующего положения финансовой
организации, ограничению конкуренции, принимает мотивированное
решение о признании сделок правомерными либо ограничивающими
конкуренцию на рынке финансовых услуг и направляет его заявителю.
3. В случае необходимости указанный в пункте 2 настоящей
статьи срок может быть продлен федеральным антимонопольным
органом, но не более чем на 15 дней.
4. В случае, если федеральный антимонопольный орган в
соответствии с пунктом 3 настоящей статьи принимает решение о
продлении срока изучения уведомления и всех необходимых
документов, до получения согласия федерального антимонопольного
органа участники сделок не вправе участвовать в управлении
финансовой организацией либо распоряжаться соответствующими
активами или акциями (долями в уставном капитале) финансовой
организации. При этом до принятия указанного решения федеральным
антимонопольным органом, а также в случаях, установленных
федеральными законами и решениями Центрального банка Российской
Федерации, участники сделок вправе получать доход по ним.
5. В случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, участники
сделок вправе предварительно запросить согласие на совершение
сделок, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона, у
федерального антимонопольного органа, который обязан рассмотреть
этот запрос в установленном порядке.
6. Согласие на совершение сделок, связанных с приобретением
активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых
организаций, а также прав, позволяющих определять условия
осуществления предпринимательской деятельности либо осуществлять
функции исполнительного органа финансовой организации, влияющих на
положение финансовой организации на рынке финансовых услуг, дается
федеральным антимонопольным органом в порядке, установленном
федеральным антимонопольным органом.
Статья 22. Порядок разрешения споров в связи с контролем за
концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
Сделки, указанные в статье 18 настоящего Федерального закона,
совершенные в нарушение порядка, установленного настоящим
Федеральным законом, приводящие к возникновению или усилению
доминирующего положения финансовых организаций и ограничению
конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны
недействительными в судебном порядке по иску федерального
антимонопольного органа. В случае неисполнения участниками
указанных сделок требований федерального антимонопольного органа о
восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых
услуг в установленные им сроки такие сделки также могут быть
признаны недействительными в судебном порядке по иску федерального
антимонопольного органа.
Неисполнение решений, принятых федеральным антимонопольным
органом в соответствии с настоящим Федеральным законом, является
основанием для признания в судебном порядке указанных сделок
недействительными по иску федерального антимонопольного органа.
Нарушение требований настоящего Федерального закона в части
получения предварительного согласия федерального антимонопольного
органа на совершение сделок, указанных в статье 18 настоящего
Федерального закона, или уведомления, указанного в статье 21
настоящего Федерального закона, является основанием для наложения
федеральным антимонопольным органом штрафов в соответствии с
настоящим Федеральным законом.
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Статья 23. Федеральные органы, осуществляющие антимонопольное
регулирование на рынке финансовых услуг
Государственная политика по развитию конкуренции и
антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг
осуществляется федеральным антимонопольным органом:
на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской
Федерации;
на рынке страховых услуг - с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке
страховых услуг;
на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих
финансовых услуг.
Статья 24. Задачи и функции федерального антимонопольного
органа по защите конкуренции на рынке финансовых услуг
1. Основными задачами федерального антимонопольного органа,
реализуемыми совместно с Центральным банком Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке финансовых услуг, являются:
содействие развитию конкуренции на рынке финансовых услуг;
предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной
конкуренции и пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим
положением финансовой организации на рынке финансовых услуг;
осуществление государственного контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.
2. Федеральный антимонопольный орган с учетом норм,
установленных настоящим Федеральным законом, выполняет следующие
основные функции:
направляет в Правительство Российской Федерации предложения по
вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и
иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг и практике их применения, а также заключения на
проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по
вопросам функционирования рынка финансовых услуг и развития
конкуренции на нем;
дает рекомендации Центральному банку Российской Федерации,
федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления по проведению мероприятий, направленных на развитие
конкуренции на рынке финансовых услуг;
контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и
иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг при заключении соглашений и ведении согласованных
действий финансовых организаций;
контролирует слияние, присоединение финансовых организаций и
приобретение прав, активов или акций (долей в уставном капитале)
финансовых организаций;
устанавливает факты нарушения антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг.
Статья 25. Полномочия федерального антимонопольного органа
Федеральный антимонопольный орган вправе:
давать финансовым организациям обязательные для исполнения
предписания о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг и (или) об устранении их
последствий, о восстановлении первоначального положения, о
расторжении или об изменении договоров, противоречащих
антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым
актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о заключении
договоров с другим лицом, о перечислении в федеральный бюджет
прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг;
направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления предписания об отмене или изменении
принятых ими нормативных правовых актов, а также о расторжении или
об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных
действий, противоречащих антимонопольному законодательству и иным
нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг;
вносить в органы, выдающие лицензии на осуществление
деятельности на рынке финансовых услуг, представления об
аннулировании у финансовых организаций, нарушающих антимонопольное
законодательство и иные нормативные правовые акты о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг, лицензий;
принимать решения о наложении штрафов на финансовые
организации и административных взысканий на руководителей этих
финансовых организаций, граждан, в том числе индивидуальных
предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления за
нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о
нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в
том числе о признании недействительными полностью или частично
договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным
нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг, об обязательном заключении договора с другим
лицом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным
судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг;
направлять в соответствующие правоохранительные органы
заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг, а также материалы для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с
нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
устанавливать наличие доминирующего положения финансовых
организаций на рынке финансовых услуг;
устанавливать факты злоупотреблений финансовыми организациями
доминирующим положением, нарушений запретов на соглашения и
согласованные действия, недобросовестной конкуренции, а также
квалифицировать действия финансовых организаций как нарушающие
антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты
о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
издавать, в том числе совместно с Центральным банком
Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг,
нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на
рынке финансовых услуг, в том числе по отдельным видам финансовых
организаций;
давать, в том числе совместно с Центральным банком Российской
Федерации, федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг,
разъяснения по вопросам применения антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
Глава 8. КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Статья 26. Координация действий федерального антимонопольного
органа и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке финансовых услуг
Координация действий федерального антимонопольного органа и
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке финансовых услуг, строится на основе
функционального распределения обязанностей, соответствующей
специализации и разграничения ответственности, определенных
законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным
законом.
Статья 27. Координация действий федерального антимонопольного
органа и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке страховых услуг и на рынке ценных бумаг
1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
регулирование на рынке страховых услуг и на рынке ценных бумаг,
обязаны согласовывать с федеральным антимонопольным органом:
подготавливаемые и принимаемые ими нормативные документы по
регулированию рынка финансовых услуг в части, касающейся
соблюдения антимонопольного законодательства, норм и требований,
предъявляемых к финансовым организациям и профессиональным
участникам рынка страховых услуг и рынка ценных бумаг и влияющих
на состояние конкуренции на указанных рынках;
принимаемые ими решения, оказывающие влияние на состояние
конкуренции на рынке финансовых услуг.
2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
регулирование на рынке страховых услуг и на рынке ценных бумаг,
обязаны предоставлять по запросу федерального антимонопольного
органа необходимую информацию для проведения анализа конкуренции
на рынке финансовых услуг и осуществления контроля за ее
состоянием.
Статья 28. Порядок принятия решений по спорным вопросам
антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг,
требующим совместного рассмотрения федеральным антимонопольным
органом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
регулирование на рынке страховых услуг, и федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке
ценных бумаг
1. Для принятия решений по спорным вопросам антимонопольного
регулирования на рынке финансовых услуг, требующим совместного
рассмотрения федеральным антимонопольным органом, федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на
рынке страховых услуг, и федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг, могут
создаваться согласительные комиссии по антимонопольному
регулированию на рынке страховых услуг и на рынке ценных бумаг.
Положения, регламентирующие деятельность согласительных
комиссий по антимонопольному регулированию на рынке страховых
услуг и на рынке ценных бумаг, утверждаются Правительством
Российской Федерации.
2. В состав согласительной комиссии по антимонопольному
регулированию на рынке страховых услуг входят представители
федерального антимонопольного органа и федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего регулирование на рынке
страховых услуг, на паритетных началах.
3. В состав согласительной комиссии по антимонопольному
регулированию на рынке ценных бумаг входят представители
федерального антимонопольного органа и федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке
ценных бумаг, на паритетных началах.
4. Основной задачей указанных согласительных комиссий является
урегулирование спорных вопросов между федеральным антимонопольным
органом, с одной стороны, и федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг,
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке ценных бумаг, с другой стороны, в случае
несогласия последних с решениями, принятыми федеральным
антимонопольным органом.
5. Функцией указанных согласительных комиссий является
рассмотрение обращений федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего регулирование на рынке страховых услуг, и
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке ценных бумаг, в связи с их несогласием по
поводу правомерности решения федерального антимонопольного органа
в отношении:
актов и действий федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего регулирование на рынке страховых услуг, и
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке ценных бумаг, нарушающих антимонопольное
законодательство;
действий финансовых организаций, нарушающих статьи 6, 11 и 17
настоящего Федерального закона;
сделок финансовых организаций, указанных в статье 18
настоящего Федерального закона.
6. Указанные согласительные комиссии принимают решения по
существу указанных в пункте 5 настоящей статьи обращений в течение
одного месяца со дня их поступления.
7. Решения федерального антимонопольного органа, акты и
действия федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего регулирование на рынке страховых услуг, и
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
регулирование на рынке ценных бумаг, являющиеся предметом
разногласий, приостанавливаются на срок рассмотрения указанных
обращений указанными согласительными комиссиями.
8. Решения указанных согласительных комиссий, принятые с
согласия всех их членов, исполняются в течение 10 дней.
9. В случае непринятия согласованного решения по
рассматриваемому вопросу указанными согласительными комиссиями
сторона, направившая указанное обращение, имеет право обратиться в
суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
полностью или частично решений федерального антимонопольного
органа.
Статья 29. Координация действий федерального антимонопольного
органа и Центрального банка Российской Федерации
1. Координация действий федерального антимонопольного органа и
Центрального банка Российской Федерации осуществляется на
принципах функционального распределения обязанностей и
разграничения ответственности, определенных Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О
банках и банковской деятельности" и настоящим Федеральным законом.
2. Центральный банк Российской Федерации предоставляет
федеральному антимонопольному органу по его запросам свои
нормативные акты, влияющие на состояние конкуренции на рынке
банковских услуг, а также сводную статистическую и аналитическую
информацию о банковской системе Российской Федерации.
3. Федеральный антимонопольный орган обязан:
согласовывать с Центральным банком Российской Федерации свои
нормативные правовые акты по вопросам антимонопольного
регулирования на рынке банковских услуг;
информировать Центральный банк Российской Федерации о
выявленных нарушениях, совершенных финансовыми организациями,
антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг и
принятых мерах по их пресечению.
Статья 30. Право доступа к информации
Сотрудники федерального антимонопольного органа,
уполномоченные федеральным антимонопольным органом в установленном
им порядке, в целях исполнения служебных обязанностей имеют право
беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, а также в финансовые
организации и их объединения, в иные организации и учреждения и
ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми
документами и информацией при условии неразглашения указанными
сотрудниками государственной, служебной и коммерческой тайн.
Органы милиции обязаны оказывать практическую помощь
сотрудникам федерального антимонопольного органа при исполнении
ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный
доступ к необходимым документам и информации.
Статья 31. Обязанность по представлению информации
федеральному антимонопольному органу
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления (их должностные лица), финансовые
организации (их руководители), граждане, в том числе
индивидуальные предприниматели, обязаны представлять федеральному
антимонопольному органу достоверные документы, давать письменные и
устные объяснения и представлять иную информацию, необходимую для
осуществления федеральным антимонопольным органом его законной
деятельности, за исключением сведений, составляющих банковскую
тайну.
Статья 32. Обязанности и ответственность федерального
антимонопольного органа по соблюдению коммерческой тайны
Составляющие коммерческую тайну сведения, полученные
федеральным антимонопольным органом, не подлежат разглашению.
В случае разглашения сотрудниками федерального
антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну,
указанные сотрудники несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Причиненные финансовой
организации убытки подлежат возмещению в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Статья 33. Обязательность исполнения решений и предписаний
федерального антимонопольного органа
1. В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления (их должностные лица), финансовые
организации (их руководители), граждане, в том числе
индивидуальные предприниматели, обязаны в соответствии с решениями
и предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить
нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов, восстановить первоначальное положение, расторгнуть
договор или внести в него изменения, заключить договор с другим
лицом, отменить акт, не соответствующий антимонопольному
законодательству и иным нормативным правовым актам о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг, перечислить в федеральный
бюджет прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг, выполнить иные действия,
предусмотренные решениями и предписаниями федерального
антимонопольного органа.
2. В случае нарушения антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг федеральный антимонопольный орган вправе в
административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Виды ответственности за нарушение антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг
За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное
законодательство и иные нормативные правовые акты о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг, должностные лица
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, финансовые организации (их руководители),
граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут
гражданско - правовую, административную, уголовную либо иную
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Глава 10. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ
И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
Статья 35. Основания для рассмотрения дел федеральным
антимонопольным органом о нарушениях антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг
1. Федеральный антимонопольный орган рассматривает дела о
нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг,
принимает по ним решения и направляет предписания в пределах своей
компетенции.
Основаниями для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг являются заявления
Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых
организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,
и представления прокурора.
Дела о нарушениях антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг могут быть рассмотрены федеральным
антимонопольным органом по собственной инициативе.
2. Заявления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подаются
в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с
приложением документов, свидетельствующих о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых
актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
3. Производство по делам об административных правонарушениях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также исполнение
постановлений о наложении административных взысканий по таким
делам осуществляются в порядке, установленном Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях.
Порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг определяется правилами,
утверждаемыми федеральным антимонопольным органом по согласованию
соответственно с Центральным банком Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке финансовых услуг.
Статья 36. Порядок обжалования решений, предписаний и
постановлений федерального антимонопольного органа
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления (их должностные лица), финансовые
организации (их руководители), граждане, в том числе
индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
полностью или частично решений и предписаний федерального
антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановлений
о наложении административной ответственности в виде предупреждения
или штрафа.
2. Подача заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи,
приостанавливает исполнение решений и предписаний федерального
антимонопольного органа на время рассмотрения указанного заявления
в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или
арбитражного суда в законную силу.
Решения и предписания федерального антимонопольного органа
могут быть обжалованы в течение срока исковой давности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Порядок исполнения решений и предписаний
федерального антимонопольного органа
1. Решения и предписания федерального антимонопольного органа
подлежат исполнению в установленный ими срок. Неисполнение в срок
указанных решений и предписаний влечет за собой ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом.
В случае неисполнения решений и предписаний об отмене или
изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг, о восстановлении положения,
существовавшего до указанного нарушения, федеральный
антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании этого акта недействительным полностью или
частично или о понуждении восстановить положение, существовавшее
до указанного нарушения.
При неисполнении решений и предписаний федерального
антимонопольного органа об изменении или о расторжении
противоречащего антимонопольному законодательству и иным
нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке
финансовых услуг договора либо о заключении договора с другим
лицом федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в суд
или арбитражный суд с иском о признании договора недействительным
полностью или частично либо о понуждении к заключению договора.
В случае неисполнения решений и предписаний федерального
антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет
прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного
законодательства и иных нормативных правовых актов о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг, федеральный антимонопольный
орган вправе предъявить в суд или арбитражный суд иск о взыскании
в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли.
2. Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом на
должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, руководителей финансовых организаций, а
также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,
уплачивается ими в течение 30 дней со дня получения решения
федерального антимонопольного органа о наложении штрафа. При
уклонении от уплаты указанного штрафа в установленный срок или в
случае неуплаты этого штрафа в полном размере федеральный
антимонопольный орган вправе обратиться в суд или арбитражный суд
с заявлением о взыскании с должностных лиц федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления,
руководителей финансовых организаций, а также граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей, суммы штрафа.
Уплата указанного штрафа не освобождает от обязанности
исполнить решения и предписания федерального антимонопольного
органа или совершить иные действия, предусмотренные
антимонопольным законодательством и иными нормативными правовыми
актами о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
1999 года.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
|