МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 декабря 1998 г. N 01-246/16-19
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
Минкультуры России направляет Инструкцию Госналогслужбы
России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и
представления отчетности в налоговые органы" для сведения и
руководства.
Вместе с тем, учитывая запросы, поступающие в связи с
выходом данной Инструкции, Министерство сообщает следующее.
Госналогслужба России письмом от 17.11.98 N 02-3-08
разъяснила, что согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с
учетом изменений и дополнений) бюджетные и другие некоммерческие
организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности,
уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы
превышения доходов над расходами.
Пунктом 6 статьи 6 указанного Закона для учреждений
культуры предусмотрена льгота, в соответствии с которой не
подлежит налогообложению прибыль государственных и муниципальных
музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров,
архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов,
дендрологических парков и национальных заповедников, полученная
от их основной деятельности. По сообщению Госналогслужбы России
данная норма Закона имеет прямое действие и безусловно
распространяется на указанные учреждения и организации.
В соответствии с разъяснениями Госналогслужбы России и
статьи 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре
от 09.10.92 N 3612-1, а также согласно статье 50 Гражданского
кодекса Российской Федерации некоммерческие (учреждения культуры
и искусства) организации могут осуществлять предпринимательскую
деятельность, направленную на достижение целей, ради которых они
созданы и соответствующую этим целям.
К предпринимательской относится деятельность
государственных или муниципальных организаций и учреждений
культуры:
по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества
организаций культуры для целей, не связанных с культурной
деятельностью;
по торговле покупными товарами, оборудованием;
по оказанию посреднических услуг;
по долевому участию в деятельности коммерческих
предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и
получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
по осуществлению приносящих доход не предусмотренных
уставом операций, работ, услуг.
При этом деятельность некоммерческих организаций культуры
по реализации предусмотренных уставом производимой продукции,
работ и услуг, в том числе сдача в аренду основных фондов и
имущества, связанная с культурной деятельностью, относится к
предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от
этой деятельности доход не направляется непосредственно в данной
организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования
основной уставной деятельности.
Бюджетные организации, имеющие внебюджетные средства, в
соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях
и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом
Минфина России от 03.11.93 N 122, должны составлять смету
расходов по бюджетным средствам и смету доходов и расходов по
внебюджетным средствам, утвержденную в установленном порядке, в
которой должны быть предусмотрены и расходы, направляемые на
нужды обеспечения, развития и совершенствования основной
уставной деятельности учреждений культуры и искусства и вести
раздельный учет этих средств.
Бюджетные организации (в т.ч. учреждения культуры)
осуществляют расходы как за счет средств бюджета, так и по
внебюджетным средствам в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1998 года
приказами Минфина России от 6 января 1998 года N 1н и 3 июня
1998 года N 22н.
Одновременно Минкультуры России сообщает, что Инструкция
Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями
(учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" не
вносит изменений в действующее налоговое законодательство, а
поясняет некоторые моменты по вопросам порядка исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями.
Учитывая множество вопросов по налогообложению организаций
культуры и порядке предоставления льгот указанным организациям
по налогу на прибыль, Госналогслужбой России в настоящее время
готовятся изменения и дополнения в пункт 5 Инструкции
Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48, в которых будет дано
разъяснение предпринимательской деятельности учреждений культуры.
Что касается разногласий учреждений культуры с налоговыми
инспекциями субъектов Российской Федерации по вышеуказанному
вопросу, то для их урегулирования необходимо представить в
Минкультуры России информацию с указанием конкретных налоговых
инспекций, с которыми возникли эти разногласия и по каким
учреждениям.
Одновременно Минкультуры России сообщает, что Минфин России
письмом от 17.11.98 N 16-00-17-101 Госналогслужбе России сообщил
следующее.
В соответствии с Положением об основах хозяйственной
деятельности и финансирования организаций культуры и искусства,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.06.95 N 609, театры, учредителями которых являются
федеральные органы власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальные органы
исполнительной власти, при условии выделения средств на их
содержание из соответствующего бюджета, следует считать
бюджетными организациями.
Минфин России в соответствии с Федеральным законом от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 5) и с учетом
многолетней практики разрешено театрам вести бухгалтерский учет
по плану счетов бухгалтерского учета, предусмотренному для
хозрасчетных организаций в соответствии с инструкцией,
утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56.
Приложение: на 15 лист. в 1 экз.
Заместитель Министра В.Н.Антонов
|