ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 декабря 1998 г. N 817
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов ГТК РФ от 23.12.1999 N 910,
от 28.01.2000 N 67)
Во исполнение требований пункта 1 статьи 15 Федерального
закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах
Российской Федерации" и пункта 20 Дисциплинарного устава
таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 16.11.98 N 1396, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и
проведения служебной проверки в таможенных органах Российской
Федерации (далее - Инструкция).
2. Заместителям председателя ГТК России, начальникам
управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам
региональных таможенных управлений, таможен, руководителям
организаций ГТК России, начальникам подразделений таможенных
органов принять названную Инструкцию к неукоснительному
исполнению.
3. Настоящий Приказ довести до сведения всех сотрудников
таможенных органов и организаций ГТК России.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
В.Г.ДРАГАНОВ
Приложение
к Приказу ГТК России
от 3 декабря 1998 г. N 817
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов ГТК РФ от 23.12.1999 N 910,
от 28.01.2000 N 67)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с пунктом 20
Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации
порядок организации и проведения служебной проверки по фактам
нарушения служебной дисциплины (далее - дисциплина) сотрудниками
таможенных органов Российской Федерации.
2. Служебная проверка - форма исполнения начальником
таможенного органа Российской Федерации или организации, ГТК
России (далее - начальник таможенного органа) должностных
обязанностей, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от
21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской
Федерации" (далее - Федерального закона) и подпунктом 9 пункта 8
Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации
(далее - Дисциплинарный устав).
3. Служебная проверка (далее - проверка) проводится в целях
установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной
дисциплины (далее - проступок), совершенного сотрудником
таможенного органа (далее - сотрудник), или чрезвычайного
происшествия в таможенном органе (далее - чрезвычайное
происшествие), а также для выяснения обстоятельств и цели указания
недостоверных данных в личных рекомендациях кандидатов,
оформляемых на службу в таможенные органы.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
4. Задачами проверки являются:
1) установление обстоятельств, причин и условий совершения
проступка или чрезвычайного происшествия;
2) установление конкретного сотрудника, совершившего
проступок, и других причастных к его совершению лиц;
3) определение степени виновности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение должностных обязанностей конкретными
сотрудниками;
4) выработка предложений о мере дисциплинарной или иной
ответственности сотрудника, совершившего проступок;
5) выработка рекомендаций по организации и проведению
мероприятий предупредительно - профилактического характера,
направленных на устранение причин и условий, способствовавших
совершению проступка (чрезвычайного происшествия).
5. В ходе проверки, в порядке, определенном настоящей
Инструкцией, осуществляется гласный сбор и документальное
оформление сведений, относящихся к проступку (чрезвычайному
происшествию), в том числе:
1) устанавливается, действительно ли имел место проступок
(чрезвычайное происшествие), время, место, обстоятельства, при
которых он был совершен;
2) цели и мотивы совершения проступка (чрезвычайного
происшествия);
3) наличие вины в действиях либо бездействии конкретных
сотрудников и степень вины каждого в случае совершения проступка
несколькими сотрудниками;
4) обстоятельства, влияющие на степень и характер
ответственности виновного сотрудника;
5) личные и деловые качества сотрудника, совершившего
проступок (чрезвычайное происшествие);
6) причины и условия, которые способствовали совершению
проступка;
7) характер и размер ущерба, причиненного сотрудником,
совершившим проступок.
6. Начальник таможенного органа при расследовании уголовного
дела, возбужденного в отношении его сотрудника, обязан,
одновременно с ходом расследования, организовать по месту службы
проведение служебной проверки.
(п. 6 в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
7. Руководящий состав таможенного органа использует материалы
проверки и рекомендации по ее результатам в своей повседневной
деятельности в целях укрепления дисциплины подчиненных
сотрудников, профилактике и недопущению проступков и чрезвычайных
происшествий.
II. Организация проверки
8. Поводом для назначения проверки являются:
1) сведения о чрезвычайном происшествии - согласно перечню
происшествий в таможенной системе Российской Федерации,
определенному Приказами ГТК России от 09.08.95 N 488 и от 17.09.97
N 557;
2) совершение сотрудником однократного грубого нарушения
дисциплины, предусмотренного пунктом 18 Дисциплинарного устава
таможенной службы Российской Федерации;
3) факт нарушения дисциплины сотрудником, изложенный в
представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания,
предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого
государственного органа или его должностного лица, а также
сведения, содержащиеся в публикациях средств массовой информации,
в письмах, заявлениях юридических или физических лиц;
4) в иных случаях - по усмотрению начальника таможенного
органа.
9. Начальник таможенного органа, оценив сведения о характере
проступка (чрезвычайном происшествии) и установив повод для
проведения проверки, обязан принять незамедлительные меры к
организации ее проведения в отношении подчиненных сотрудников.
Заместитель председателя ГТК России назначает проведение
проверки в отношении сотрудников курируемых подразделений
центрального аппарата ГТК России.
10. Проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента
получения информации, которая явилась поводом для ее назначения, и
закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения,
если иной срок не установлен начальником таможенного органа.
В отдельных случаях (отсутствие лиц или документов, которые
могут существенно повлиять на результаты и выводы проверки,
необходимость получения информации из другого таможенного органа,
отдаленных населенных пунктов, пребывание сотрудника, в отношении
которого проводится проверка, в отпуске или его болезнь, а также в
других случаях) срок проведения проверки на основании приказа
начальника таможенного органа может быть продлен, но не более чем
на один месяц.
11. Начальник таможенного органа, в зависимости от
обстоятельств совершения проступка, может поручить проведение
проверки конкретному сотруднику или группе сотрудников (далее -
комиссия).
Сотрудник (председатель комиссии) при проведении проверки
действует от имени начальника, который ее назначил.
12. Сотрудник, совершивший проступок, приказом начальника
таможенного органа в соответствии с пунктом 6 статьи 18
Федерального закона может быть временно отстранен от исполнения
должностных обязанностей.
13. Временное отстранение от исполнения должностных
обязанностей сотрудника, входящего в номенклатуру назначения
начальника вышестоящего таможенного органа, производится по
согласованию с указанным руководителем.
14. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения должностных
обязанностей, находится в распоряжении непосредственного
начальника или начальника того структурного подразделения
таможенного органа, которому он подчинен в приказе об отстранении.
15. При временном отстранении сотрудника от исполнения
должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его
несанкционированный доступ к табельному боевому оружию,
специальным средствам, средствам вычислительной техники и
оргтехники, служебным документам и материалам.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
16. Проверка проводится на основании приказа (письменного
указания или распоряжения) начальника таможенного органа, в
котором указываются:
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
1) повод для проведения проверки, сведения о проступке или о
чрезвычайном происшествии, должность сотрудника, в отношении
которого проводится проверка, его специальное звание, фамилия,
имя, отчество;
2) в случае временного отстранения сотрудника от исполнения
должностных обязанностей - дата отстранения и на какой срок;
3) должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество
сотрудника, уполномоченного провести проверку (или состав
комиссии, ее председатель);
4) срок представления начальнику таможенного органа материалов
проверки и заключения по ее результатам.
17. Для проведения проверки в состав комиссии в зависимости от
специфики совершенного проступка (чрезвычайного происшествия),
включаются сотрудники Управления кадровой службы, Управления
организации таможенной службы, Управления безопасности, Правового
управления, Регионального таможенного управления по борьбе с
таможенными правонарушениями или сотрудники аналогичных
структурных подразделений таможенных органов на местах.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
При необходимости в состав комиссии могут включаться
сотрудники других структурных подразделений таможенного органа.
18. Работу комиссии организует и направляет ее председатель,
который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и
объективность проведения проверки.
19. Взаимодействие сотрудников при проведении проверки
осуществляется в соответствии с "Временным порядком взаимодействия
между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК
России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению
происшествий", утвержденным Приказом ГТК России от 09.08.95 N 488.
20. В компетенцию Управления собственной безопасности и его
подразделений на местах входит проведение проверок по фактам:
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
1) преступного посягательства в отношении сотрудника
таможенного органа (членов его семьи) в связи с исполнением
должностных обязанностей;
2) возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника;
3) нападения на таможенные объекты, а также попыток
агентурного внедрения преступных структур или несанкционированного
технического (электронного) проникновения в таможенный орган;
4) хищения (утраты) в таможенных органах боевого оружия,
боеприпасов к ним или специальных средств, а также секретной или
конфиденциальной информации, защита которой отнесена к компетенции
Управления собственной безопасности и его подразделений на местах;
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
5) несоблюдения требований законодательства Российской
Федерации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности
сотрудником подразделения безопасности таможенного органа.
21. Координация взаимодействия между подразделениями при
проведении проверок возлагается на Главное управление кадров и
кадровые аппараты таможенных органов на местах.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
22. Приказ (письменное распоряжение) начальника таможенного
органа о назначении проверки - основание для получения
сотрудником, проводящим проверку (членами комиссии), объяснений в
письменном виде на имя начальника таможенного органа от
сотрудников по вопросам, относящимся к проверке, ознакомления с
документами таможенного органа (либо их изъятие), имеющими
отношение к совершенному проступку (чрезвычайному происшествию),
истребования их копий, а также получения заключений от
специалистов по конкретным вопросам таможенного дела.
23. В состав комиссии для проведения проверки не привлекается:
1) сотрудник, совершивший проступок, по которому проводится
проверка;
2) родственник сотрудника, в отношении которого проводится
проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные)
отношения сотрудник;
3) сотрудник, прямо подчиненный по службе сотруднику, в
отношении которого проводится проверка.
24. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку,
имеет право:
1) вызывать сотрудников, а также приглашать граждан и получать
от них на имя начальника, назначившего служебную проверку,
письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой
проверки;
2) знакомиться с соответствующими документами таможенного
органа, в случае необходимости приобщать их (или копии) к
материалам проверки (в других организациях ознакомление с
документами и снятие с них копий осуществляется с разрешения их
руководителя);
3) требовать от сотрудников таможенного органа предоставления
документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для
ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки;
4) привлекать по согласованию с начальником таможенного органа
сотрудников (работников) в качестве экспертов или для выполнения в
пределах их компетенции разовых поручений в интересах проверки;
5) получать консультации у специалистов по вопросам, требующим
специальных знаний;
6) готовить проекты поручений или запросов в другие таможенные
органы о предоставлении необходимой информации или выяснении
обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;
7) выезжать на место совершения проступка (чрезвычайного
происшествия);
8) документально оформлять сведения о совершении проступка
(чрезвычайного происшествия) и фиксировать его место:
- исполнять схемы места совершения проступка (чрезвычайного
происшествия), фотографировать его, а также производить
видеозапись;
- составлять справки по содержанию изученных в ходе проверки
документов, которые не представляется возможным приобщить к
материалам проверки;
- производить фотографирование, аудио- и видеозапись с
согласия сотрудников и других лиц, дающих объяснения;
- составлять справки об осмотре служебных документов и
предметов;
- временно изымать служебные документы или имущество
таможенного органа.
25. Временное изъятие служебных документов или имущества
производится по акту, первый экземпляр которого передается
сотруднику, ответственному за их хранение, под расписку о
получении акта. Второй экземпляр акта вместе с документами
приобщается к материалам проверки. В акте также указывается, где
хранится изъятое имущество или кому из сотрудников оно передано
под ответственное хранение.
26. Истребование документов (или их копий) из государственных
органов от юридических и физических лиц производится сотрудником,
проводящим проверку, на основании запроса начальника таможенного
органа.
27. На основании письменного запроса сотрудника, проводящего
проверку, непосредственный начальник сотрудника, в отношении
которого проводится проверка, обязан в установленные в запросе
сроки представить на последнего служебную характеристику.
28. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку,
обязан:
1) руководствоваться требованиями настоящей Инструкции;
2) ознакомить сотрудника, в отношении которого проводится
проверка, с приказом, являющимся основанием для проведения
проверки, и требованиями настоящей Инструкции;
3) соблюдать права и свободы человека и гражданина;
4) принять все меры, необходимые для всестороннего,
объективного изучения и документального оформления сведений о всех
обстоятельствах проступка (чрезвычайного происшествия) и
сотрудниках, причастных к его совершению;
5) рассматривать и приобщать к материалам проверки заявления,
относящиеся к проверке и поступающие при ее проведении;
6) обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов
проверки, не разглашать ее результаты до утверждения начальником
таможенного органа заключения о результатах проверки, а также
принимать необходимые меры по соблюдению требований режима
секретности;
(в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
7) незамедлительно письменно информировать начальника
таможенного органа о нарушениях законодательства Российской
Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, установленных в
ходе проверки;
8) составить по итогам работы заключение о результатах
проверки;
9) выработать предложения о мере дисциплинарной, материальной
и иной ответственности виновного сотрудника и мерах по
профилактике проступка (чрезвычайного происшествия);
10) представить начальнику таможенного органа в установленные
сроки материалы и заключение о результатах проверки.
29. Сотрудник (председатель комиссии), на которого возложено
проведение проверки, проводит необходимую подготовительную работу,
которая может включать в себя:
1) разработку плана проведения проверки;
2) изучение законодательных и других нормативных правовых
актов по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки;
3) изучение документов таможенного органа и личных дел
сотрудников, имеющих отношение к проступку (чрезвычайному
происшествию);
4) анализ данных о состоянии служебной дисциплины, изучение
материалов предыдущих проверок;
5) другие мероприятия, в зависимости от конкретных
обстоятельств совершения проступка (чрезвычайного происшествия).
30. Начальник таможенного органа, при необходимости,
утверждает план проведения проверки, инструктирует сотрудника
(председателя комиссии) по конкретным вопросам, подлежащим
выяснению в ходе ее проведения.
31. Начальник таможенного органа обязан обеспечить полноту и
объективность проверки, соблюдение законности при ее проведении,
оказывать всяческое содействие комиссии в предоставлении
необходимой информации и создании условий для ее работы, а также
своевременно информировать о ходе и результатах проверки
начальника вышестоящего таможенного органа.
(п. 31 в ред. Приказа ГТК РФ от 23.12.1999 N 910)
III. Порядок проведения проверки
32. В ходе проверки устанавливаются и документально
оформляются сведения, относящиеся к проступку (чрезвычайному
происшествию), указанные в пункте 5 настоящей Инструкции в целях
решения задач, определенных пунктом 4 настоящей Инструкции.
33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная
проверка, имеет право:
1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по
поводу совершенного проступка, заявлять о доказательствах по
существу своего объяснения;
2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых
им документов и материалов;
3) подать заявление об отводе сотрудника от проведения
проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;
4) знакомиться, в случае установления нарушений в его
действиях, по окончании проверки с ее материалами и заключением о
результатах проверки, что удостоверяется подписью сотрудника, в
отношении которого проводилась проверка, на заключении о
результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с
заключением или от подписи сотрудник, проводивший проверку,
составляет акт.
34. Сотрудник, проводящий проверку, непосредственно получает
письменные объяснения от сотрудника, совершившего проступок. По
требованию сотрудника, проводившего проверку, письменные
объяснения обязаны представить и другие сотрудники, имеющие
отношение к проступку (чрезвычайному происшествию).
35. При необходимости вопросы, по которым даются объяснения,
могут задаваться сотрудником, проводящим проверку, в письменной
форме.
36. После получения письменного объяснения сотрудник,
проводящий проверку, обязан в этом документе сделать запись о
дате, времени и месте получения объяснения и указать свои
должность, специальное звание, фамилию, имя и отчество, скрепив
запись своей подписью.
37. В случае отказа сотрудника от письменных объяснений
составляется акт, в котором указываются:
1) место, день и время составления акта;
2) должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество
сотрудника, составившего акт, и сотрудников, которые
присутствовали при отказе от письменных объяснений;
3) содержание причин отказа сотрудника от письменных
объяснений, которые излагаются в произвольной форме.
Акт подписывается сотрудником, составившим его, и двумя
членами комиссии либо другими сотрудниками, которые присутствовали
при отказе от письменных объяснений (Приложение N 1).
38. По завершении проверки сотрудник (председатель комиссии)
составляет заключение о результатах служебной проверки (далее -
заключение), в котором излагаются:
1) основание и повод проведения проверки, должность,
специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника (состав
комиссии), ее проводившего;
2) сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения
проступка (чрезвычайного происшествия);
3) сведения о сотруднике, совершившем проступок (должность,
специальное звание, фамилия, имя и отчество, год рождения,
образование, время службы в таможенных органах, в занимаемой
должности), и других лицах, причастных к совершению проступка
(чрезвычайному происшествию);
4) мотивы и цели совершения сотрудником проступка (какие
конкретно требования законов Российской Федерации, нормативных
правовых актов ГТК России нарушены), степень виновности
сотрудника;
5) причины и условия совершения проступка (чрезвычайного
происшествия);
6) причинную связь проступка с должностными обязанностями
сотрудника;
7) предложения о дисциплинарной ответственности виновных
сотрудников;
8) данные о характере и размерах причиненного ущерба,
предложения о порядке его возмещения;
9) предложения о проведении с сотрудниками таможенного органа
необходимых воспитательно - профилактических мероприятий.
39. В тексте заключения даются ссылки на соответствующие
страницы материала проверки.
Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку
(членами комиссии), и утверждается начальником таможенного органа.
40. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных
положений заключения член комиссии, подписав заключение, приобщает
к нему свою объяснительную записку, в которой излагает свое особое
мнение.
41. Материал проверки формируется в дело, в которое
приобщаются:
1) документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие
поводом для назначения проверки;
2) копия приказа о назначении проверки;
3) объяснения сотрудников и иных лиц;
4) первичные документы (подлинники или ксерокопии);
5) справочные материалы;
6) служебная характеристика на сотрудника, в отношении
которого проводилась проверка;
7) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе
проверки фактам;
8) заключение о результатах проверки;
9) копия приказа по результатам проведения проверки (если
приказ издавался);
10) копия ответа автору заявления о результатах проверки и
принятых мерах.
Материал проверки нумеруется постранично, прошнуровывается и
по нему составляется опись, которая заверяется сотрудником
(председателем комиссии), проводящим проверку.
42. Копия заключения по результатам служебной проверки
приобщается к личному делу сотрудника, в отношении которого она
проводилась, и направляется в подразделение собственной
безопасности таможенного органа для использования по службе.
43. Если в ходе проверки или по ее результатам будет
обнаружено, что сотрудник совершил действия, указывающие на
признаки преступления, начальник таможенного органа обязан
незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания
или предварительного следствия.
44. Сотрудник, проводивший проверку, подготавливает по ее
результатам проект приказа, как правило, совместно с
уполномоченными на то сотрудниками кадровой и юридической служб
таможенного органа.
45. Начальник таможенного органа незамедлительно, но не
позднее 3 дней после утверждения заключения о результатах
служебной проверки, проведение которой находится на контроле
вышестоящего начальника таможенного органа, направляет последнему
копии заключения и соответствующего приказа.
46. Материалы служебной проверки предоставляются для
ознакомления только с разрешения начальника, назначившего ее
проведение, по запросу органов прокуратуры или в иных случаях по
решению начальника таможенного органа.
47. По завершении проверки ее материалы хранятся в кадровых
подразделениях в течение 3-х лет, после чего подлежат уничтожению
в установленном порядке.
(п. 47 в ред. Приказа ГТК РФ от 28.01.2000 N 67)
Приложение N 1
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебной проверки в
таможенных органах
Российской Федерации
__________________________________________________________________
(наименование таможенного органа)
г. Нск "__" __________ 199_ г.
АКТ
Мною _________________________________________________________
(должность, специальное звание, ф.и.о.)
составлен настоящий акт о нижеследующем:
сегодня ______________ в _________________________________________
(время) (указать место, в том числе N служебного
кабинета)
в присутствии ____________________________________________________
(указать должность, специальное звание, ф.и.о.
сотрудников)
__________________________________________________________________
сотрудник ________________________________________________________
(должность, специальное звание, ф.и.о.)
отказался от предоставления письменных объяснений ________________
(указать существо
________________________________________. Свой отказ от письменных
вопроса)
объяснений __________________ мотивировал: _______________________
(ф.и.о.)
__________________________________________________________________
(в произвольной форме изложить причины отказа от
предоставления объяснений)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Содержание данного акта подтверждаем личными подписями
_________________________ подпись ______________________________
(должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия)
_________________________ подпись ______________________________
(должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия)
Настоящий акт составили
_________________________ подпись ______________________________
(должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия)
|