ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1998 г. N 11-03/8870
АНАЛИЗ ОБОБЩЕНИЯ ПРОВЕРОК ЗАКОННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЙ
И АРЕСТОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1998 ГОДА
Указанием ГТК России от 23.10.97 за N 11-02/2148 "О
необходимости предоставления в вышестоящие таможенные органы
спецсообщений о задержаниях и аресте подозреваемых" всем
начальникам нижестоящих таможенных органов предлагалось не реже
2-х раз в год проводить целевые проверки полноты и правильности
учета, обоснованности и законности задержаний и арестов
подозреваемых, обвиняемых при проведении дознания таможенными
органами.
РТУ по БТП проанализированы результаты целевых проверок
законности задержаний и арестов подозреваемых таможенными органами
за первое полугодие 1998 года, которые показали, что число
задержаний и арестов подозреваемых, по сравнению с 1997 годом,
сократилось.
Общее количество задержанных таможенными органами РФ,
подозреваемых в совершении преступлений за 6 месяцев 1998 года,
составило 222 человека (в 1997 году - 264 человека), из них
заключено под стражу 106 человек (в 1997 году - 107 человек).
(Итог: число задержанных сократилось по сравнению с 1997 годом
на - 42 человека, что составляет 16%, арестованных - на
1 человека, что составило 0,8%.)
В КТУ (за 6 месяцев 1997 года было задержано - 29 человек, в
1998 году за этот же период - 17); ДВТУ (1997 г. - 23,
1998 г. - 17); ДТУ (1997 г. - 10, 1998 г. - 5); ВСТУ (1997 г. - 5,
1998 г. - 1); в ТТУ, МТУ, БТУ, Внуковской таможне в первом
полугодии 1998 года не было произведено ни одного задержания, на
основании чего можно сделать вывод о том, что многие таможни
по-прежнему грубо нарушают требования уголовно - процессуального
законодательства и нормативных актов ГТК России, самоустраняясь от
выполнения своих функций по задержанию и аресту подозреваемых,
несмотря на то, что в большинстве случаев при проведении дознания
имеется достаточно законных оснований для осуществления не только
задержания подозреваемого в порядке ст. 122 УПК РСФСР, но и
ареста.
Все это приводит к тому, что в значительной части такие
уголовные дела прекращаются или приостанавливаются следственными
органами.
Так, в письме Московского авиатранспортного прокурора от
12 октября 1998 г. за N 21-98 прямо указывается на то, что
Внуковской таможней с 1996 года не задерживалось ни одного
человека в порядке ст. 122 УПК РСФСР, в связи с чем большое
количество ранее возбужденных таможней уголовных дел было
приостановлено производством из-за отсутствия лиц, подлежащих
привлечению в качестве обвиняемых, либо прекращено по основаниям
ст. 6 УПК РСФСР в связи с их выездом за пределы РФ и
невозможностью привлечения последних к уголовной ответственности.
Кроме того, таможни при составлении статистических отчетов
формы 1 раздела 3 (далее - ф. 1 р. 3) допускают грубые нарушения,
ошибочно указывая в последних неправильные сведения о
произведенных задержаниях и арестах.
В статистическом отчете за апрель 1998 года по ф. 1 р. 3
Самарской таможней (ПТУ) ошибочно указаны сведения о том, что в
отношении пяти задержанных лиц была избрана мера пресечения -
арест, в действительности в отношении этих лиц была избрана мера
пресечения, не связанная с заключением под стражу.
Печорская таможня (СЗТУ) при составлении в марте 1998 года
статистического отчета по ф. 1 допустила ошибку, указав в р. 3
всего 1 задержанного вместо 3-х.
Наушкинская таможня (ВСТУ) при составлении в мае 1998 года
отчета по ф. 1 в р. 3 ошибочно указала 1 человека в качестве
задержанного в порядке ст. 122 УПК РСФСР, тогда как задержаний в
этой таможне в первом полугодии 1998 года не было вообще.
Помимо этого многие таможни регионов своевременно не
предоставляют в оперативные таможни и РТУ по БТП спецсообщения о
задержаниях и арестах подозреваемых. Так, Новороссийская таможня
направила сведения о задержании 2-х человек в ОД СКОТ только к
01.09.98, хотя последние были задержаны в первом полугодии.
Перечисленные ошибки в отчетности и несвоевременное
представление спецсообщений о задержаниях и арестах подозреваемых
не только искажают установленную статистическую отчетность, но и
препятствуют осуществлению надлежащего контроля за обоснованностью
и законностью произведенных задержаний и арестов.
Целевые проверки законности и обоснованности задержаний и
арестов подозреваемых, обвиняемых при проведении дознания
таможенными органами, оперативными таможнями и РТУ проведены
формально и поверхностно.
Так, во многих отчетах (КТУ, СКТУ, СЗТУ, ДВТУ, ВСТУ, ПТУ),
которые были предоставлены в РТУ по БТП оперативными таможнями и
региональными таможенными управлениями, содержались недостоверные
сведения о количестве задержанных и арестованных лиц в ходе
проведения дознания таможенными органами.
Из этого следует вывод о некачественном проведении целевых
проверок и, в частности, о том, что по многочисленным случаям
задержаний и арестов подозреваемых проверка обоснованности и
законности принятия таких процессуальных решений осуществлена не
была.
В целях недопущения в работе отделов дознания подобных
нарушений, а также обеспечения законности в деятельности
таможенных органов и недопущения уклонения правонарушителей от
уголовной ответственности предлагаю:
1. Начальникам оперативных таможен РТУ провести работу по
незамедлительному внесению достоверных сведений в текущие отчеты
ф. 1 р. 3, а также по разъяснению требований Приказа ГТК России
N 795 от 27.12.96 "Об утверждении отчетности" и методического
письма РТУ по БТП от 08.01.97 N 26-08/22 "Об отчетности о работе
подразделений дознания", в котором указывается, что в случаях,
когда уголовное дело передается по подследственности в
следственные органы или прокуратуру в течение срока, на который
задержано лицо, подозреваемое в совершении преступления, и
таможенный орган не располагает сведениями о дальнейшей судьбе
задержанного, раздел 3 формы 1 должен сопровождаться
соответствующим примечанием.
2. РТУ и оперативным таможням продолжать проводить целевые
проверки в порядке контроля за законностью и обоснованностью
задержаний и арестов подозреваемых, о результатах информировать
ООД РТУ по БТП ГТК России не реже 2-х раз в год.
3. В каждом конкретном случае прекращения или приостановления
уголовных дел, если причиной такого решения было непринятие мер по
задержанию подозреваемого либо нарушение подозреваемым, обвиняемым
подписки о невыезде или иной меры пресечения, не связанной с
лишением свободы, проводить служебные проверки на предмет
законности и обоснованности действий должностных лиц таможенных
органов, не обеспечивших принятие установленных УПК РСФСР мер к
правонарушителю.
Начальник Управления по борьбе
с таможенными правонарушениями,
полковник таможенной службы
С.Н.ТРОФИМЮК
|