КОНВЕНЦИЯ
О ФОРМИРОВАНИИ И СТАТУСЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
(Москва, 25 ноября 1998 года)
Государства - участники настоящей Конвенции в лице
правительств (далее - Стороны),
стремясь использовать межгосударственные научно-технические
программы как эффективное средство концентрации ресурсов и усилий
для решения приоритетных задач научно-технического и социально -
экономического развития,
в целях формирования согласованной правовой основы
взаимодействия в процессе разработки и выполнения
межгосударственных научно-технических программ,
действуя в соответствии с Соглашением о создании общего
научно-технологического пространства государств - участников
Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определения
Для целей настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют
следующие значения:
"межгосударственная научно-техническая программа" (далее -
Программа) - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно -
конструкторских и технологических разработок, а также
организационно-экономических мероприятий по их обеспечению,
выполняемый исполнителями Сторон и направленный на получение новых
знаний об основных закономерностях и свойствах общественных и
природных явлений, а также на эффективное решение социально -
экономических проблем Сторон, включая создание образцов
конкурентоспособной на мировом рынке продукции для ее последующего
производства в целях удовлетворения национальных потребностей и
расширения экспортных возможностей;
"государство - участник Программы" - государство, подписавшее
межправительственное соглашение о сотрудничестве по выполнению
Программы (далее - Соглашение о сотрудничестве) и обеспечившее
выполнение своих обязательств по ее реализации необходимыми
финансовыми и иными ресурсами, объемы которых определены в рамках
данной Программы;
"государственный заказчик" - орган исполнительной власти (или
иная полномочная организация) государства - участника Программы,
ответственный за выполнение этим государством обязательств,
принятых им в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, и
организацию работ по реализации Программы в своем государстве;
"координатор" - один из государственных заказчиков,
обеспечивающий по взаимному согласию их оперативное взаимодействие
в процессе выполнения Программы, организующий взаимные
консультации и обмен информацией между государственными
заказчиками, согласование оперативных планов на отдельные периоды
осуществления Программы, выработку рекомендаций по
совершенствованию сотрудничества, использование промежуточных и
конечных результатов научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ, подготавливающий и представляющий
согласованную информацию о реализации Программы в
Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию
(далее - МК НТР).
В качестве координатора Программы могут выступать
международные научно-исследовательские центры и научные
организации транснациональные финансово-промышленные группы и
межгосударственные (межправительственные) органы. Если Программа
состоит из отдельных проектов, финансируемых соответствующими
государствами - участниками Программы, то роль координаторов таких
проектов выполняют национальные государственные заказчики этих
проектов.
Статья 2
Формирование и реализация Программы
1. Организацию работ по формированию и реализации Программы
осуществляет МК HTP.
2. Предложения о формировании Программы с соответствующими
обоснованиями вносятся в МК НТР членами МК НТР или
межгосударственными (межправительственными) органами СНГ,
занимающимися координацией вопросов научно-технического характера,
а также Международной ассоциацией академий наук в соответствии с
порядком, устанавливаемым МК НТР.
3. МК НТР рассматривает представленные предложения и в случае
их одобрения предлагает представителям МК НТР Сторон,
заинтересованных в разработке конкретных программ, подготовить и
представить в МК НТР проект Программы с приложением пояснительной
записки и технико-экономического обоснования, а также проект
Соглашения о сотрудничестве, предварительно согласованные в
соответствии с принятыми в каждом государстве процедурами.
4. Соглашение о сотрудничестве должно включать:
цели сотрудничества;
источники и порядок финансирования работ по реализации
Программы;
взаимные финансовые и иные обязательства государств -
участников Программы;
порядок и условия владения, пользования и распоряжения
научно-техническими объектам и результатами исследований, порядок
осуществления исключительных прав (интеллектуальной
собственности);
порядок разрешения спорных вопросов;
организационный механизм сотрудничества, включая определение
государственных заказчиков и координатора.
Научно-технические объекты и результаты исследований,
созданные в результате выполнения Программы, принадлежат
государствам - участникам Программы на правах общей собственности.
Прибыль распределяется между государствами - участниками
Программы пропорционально их долевому участию в финансировании
работ по реализации Программы.
Неотъемлемой частью Соглашения о сотрудничестве является
Программа, в которой отражаются перечень научно-технических
проектов и их исполнителей, конечные результаты, сроки и условия
выполнения проектов.
5. Проект Соглашения о сотрудничестве, одобренный МК НТР,
представляется в Межгосударственный экономический Комитет
Экономического союза (далее - МЭК).
6. Программа приобретает статус межгосударственной после
вступления в силу Соглашения о сотрудничестве.
7. Выполнение содержащихся в Программе научно-технических
проектов осуществляется на основе договоров, заключаемых
государственным заказчиком с организациями - исполнителями работ.
8. Руководство работами по реализации Программы, их
финансирование и материально-техническое обеспечение в
государствах - участниках Программы осуществляют государственные
заказчики.
Государственный заказчик, на которого возлагаются функции
координатора, определяется в Соглашении о сотрудничестве.
9. Координатор Программы:
несет ответственность за своевременную реализацию Программы;
осуществляет управление исполнителями работ по Программе;
обеспечивает эффективное использование финансовых средств,
выделенных на реализацию Программы.
10. Координатор Программы представляет в МК НТР отчет о ходе
выполнения Программы. МК НТР анализирует его и направляет в МЭК.
Статья 3
Финансирование Программы
1. Финансирование Программы осуществляется в следующих формах:
раздельное финансирование, при котором каждое государство -
участник Программы финансирует выполняемую им часть Программы;
финансирование из централизованного фонда Программы
образуемого за счет долевых взносов государств - участников
Программы. Формирование централизованного фонда осуществляется в
соответствии с Положением о фонде, являющимся составной частью
Соглашения о сотрудничестве, в котором определяются размеры,
источники, порядок формирования и использования средств;
комбинированное финансирование, при котором одна часть работ
по реализации Программы финансируется из централизованного фонда,
а другая - на основе раздельного финансирования.
2. Для выполнения Программы могут привлекаться бюджетные и
внебюджетные источники финансирования, средства благотворительных
и других организаций.
Статья 4
Условия выполнения Программы
Стороны для выполнения Программы в соответствии со своим
законодательством предоставляют на своих территориях ее
участникам:
право осуществлять конвертацию и прямой перевод денежных
средств своим контрагентам, выполняющим совместные и заказные
работы и находящимся в других государствах - участниках Программы;
иные формы содействия национальным научно-исследовательским,
опытно-конструкторским организациям при проведении совместных
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
разработок в рамках Программы;
право на получение сотрудниками организаций, участвующих в
выполнении Программы, во время их долгосрочных командировок
медицинских, социальных, бытовых и коммунальных услуг на условиях,
действующих для граждан государства пребывания;
национальный режим для реализации продукции, созданной в
рамках Программы, на рынках научно-технических товаров и услуг.
Статья 5
Заключительные положения
1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают обязательств,
принятых Сторонами в соответствии с другими международными
договорами.
2. Настоящая Конвенция временно применяется со дня подписания,
если это не противоречит законодательству Сторон, и вступает в
силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о
выполнении подписавшими ее Сторонами внутригосударственных
процедур, необходимых для ее вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, она
вступает в силу со дня сдачи ими на хранение депозитарию
соответствующих уведомлений.
3. В настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и
дополнения с общего согласия Сторон. Изменения и дополнения
оформляются отдельными протоколами.
4. Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием
настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций и переговоров
заинтересованных Сторон.
При невозможности урегулировать спорные вопросы путем
переговоров Стороны обращаются в Экономический Суд Содружества
Независимых Государств или иные арбитражные органы.
5. Настоящая Конвенция действует в течение 5 лет со дня ее
вступления в силу. По истечении этого срока Конвенция
автоматически продлевается каждый раз на 5-летний период, если
Стороны не примут иного решения.
6. Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив
письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за
6 месяцев до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства,
возникшие за время действия Конвенции.
7. Настоящая Конвенция открыта для присоединения других
государств, разделяющих ее цели и принципы, путем передачи
депозитарию документов о таком присоединении.
Совершено в городе Москве 25 ноября 1998 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.
(Подписи)
СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЦЕДУР ПО КОНВЕНЦИИ
О ФОРМИРОВАНИИ И СТАТУСЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
(МОСКВА, 1998 Г.)
(по состоянию на 1 ноября 1999 года)
Конвенция временно применяется со дня подписания, если это не
противоречит законодательству Сторон и вступает в силу в
соответствии с п. 2 ст. 5.
Подписали Конвенцию: Армения, Белоруссия, Грузия <*>,
Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан.
Сдали уведомления:
Белоруссия - депонировано 25.06.1999;
Армения - депонировано 16.09.1999;
Казахстан - депонировано 21.09.1999.
Конвенция вступила в силу 21.09.1999.
Конвенция вступила в силу для государств:
Армения, Белоруссия и Казахстан - 21.09.1999.
--------------------------------
<*> Грузия подписала с учетом особого мнения: "Грузия в целом
одобряет представленный проект документа, но вместе с тем имеет
следующие замечания:
- изъять из пункта 1 статьи 2 слово "реализация";
- полностью изъять пункт 10 статьи 2 из проекта данной
Конвенции.".
СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЦЕДУР ПО КОНВЕНЦИИ
О ФОРМИРОВАНИИ И СТАТУСЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
ОТ 25 НОЯБРЯ 1998 ГОДА
(по состоянию на 1 февраля 2003 года)
Конвенция временно применяется со дня подписания и вступает в
силу в соответствии с п. 2 ст. 5.
Подписали: Армения, Белоруссия, Грузия <*>, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан.
Сдали уведомления:
Белоруссия - депонировано 25.06.1999;
Армения - депонировано 16.09.1999;
Казахстан - депонировано 21.09.1999;
Киргизия - депонировано 09.06.2000;
Россия - депонировано 26.10.2000;
Таджикистан - депонировано 01.12.2000;
Молдавия - депонировано 25.06.2002.
Конвенция вступила в силу 21.09.1999.
Вступила в силу для государств:
Белоруссия, Армения и Казахстан - 21.09.1999;
Киргизия - 09.06.2000;
Россия - 26.10.2000;
Таджикистан - 01.12.2000;
Молдавия - 25.06.2002.
Временно применяется для государств:
Грузия - c 25.11.1998.
--------------------------------
<*> Грузия подписала с учетом особого мнения: "Грузия в целом
одобряет представленный проект документа, но вместе с тем имеет
следующие замечания:
- изъять из пункта 1 статьи 2 слово "реализация";
- полностью изъять пункт 10 статьи 2 из проекта данной
Конвенции.".
|