ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 1998 года
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в
составе:
председательствующего - Судьи Верховного Суда
Российской Федерации Редченко Ю.Д.
народных заседателей Гончаренко Р.А.
Мараховского В.И.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ККМ - Сервис"
о признании недействительными "Положения по применению
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" в редакции Постановления Правительства РФ N 904 от
7 августа 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение
по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" и распоряжения Правительства РФ
N 1402-р от 29 сентября 1997 г., установила:
заявитель ООО "ККМ - Сервис" обратился в Верховный Суд РФ с
вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые им
нормативные правовые акты Правительства РФ не соответствуют
требованиям Конституции РФ и нормам гражданского законодательства
РФ (ст. ст. 209 - 213 ГК РФ) и нарушают права собственников по
владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом.
В частности, указывает на то, что названное выше Положение в
новой редакции существенным образом ограничивает применение
контрольно - кассовых машин, технические данные которых не
соответствуют требованиям этого Положения.
Полагает также, что и требование Положения об обязательном
оснащении контрольно - кассовых машин средствами визуального
контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание" без
пояснения их назначения и указания источника средств на их
приобретение не основано на законе.
Содержащиеся в оспариваемых Положении и Распоряжении
требования существенным образом препятствуют реализации права
собственности на принадлежащие заявителю контрольно - кассовые
машины.
Исходя же из требований ст. 55 Конституции РФ, такого рода
ограничения могут вводиться только на основании федерального
закона.
В судебном заседании представитель заявителя Дрезноль В.Л.
требования поддержал, но при этом просил признать
недействительными из оспариваемого Положения лишь пункты 2, 4, пп.
"г" и последний абзац пункта 7, а также пп. "а" пункта 8. Кроме
того, указал, что новая редакция Положения не согласована, как это
предусматривает закон, с Государственной Думой.
Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков В.М.
с предъявленными требованиями не согласились и просили об
оставлении их без удовлетворения, полагая, что оспариваемые
правовые акты приняты Правительством РФ в пределах своих
полномочий и с соблюдением требований закона.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей
Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ находит его не подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ "О применении контрольно
- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций
или оказания услуг на территории РФ производятся всеми
предприятиями (в том числе и физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими
обособленными подразделениями (далее предприятия) с обязательным
применением контрольно - кассовых машин.
Требования к контрольно - кассовым машинам, включая порядок и
условия их применения и регистрации, определяются Положением по
применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, утверждаемым Советом Министров -
Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом РФ.
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 7
августа 1998 г. N 904 в соответствии с требованиями вышеназванного
Закона была утверждена новая редакция Положения по применению
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30
июля 1993 г. N 745, в пунктах 2, 4, пп. "г" и последнем абзаце
пункта 7, а также пп. "а" пункта 8 которого указаны требования,
предъявляемые к контрольно - кассовым машинам.
Ранее распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г.
N 1402-р в целях повышения эффективности контроля за денежным
оборотом в сфере торговли и услуг, а также предотвращения сокрытия
прибыли от налогообложения были установлены сроки замены
контрольно - кассовых машин без фискальной памяти на контрольно -
кассовые машины с фискальной памятью с обеспечением повсеместного
использования средств визуального контроля, их соответствия
эталонным образцам и их надлежащего технического состояния в целях
недопущения проникновения на российский рынок контрольно -
кассовых машин, не включенных в реестр и не состоящих на
техническом обслуживании в центрах технического обслуживания и
ремонта контрольно - кассовых машин.
Из содержания указанных правовых актов следует, что они
приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и с
соблюдением требований закона.
Как уже отмечалось выше, требования к контрольно - кассовым
машинам, включая условия и порядок их применения, определяются
Положением по их применению, утверждаемым Правительством РФ по
согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Изложенные в утвержденном Правительством РФ Положении и
оспариваемом распоряжении Правительства РФ требования,
предъявляемые к контрольно - кассовым машинам, каким-либо
положениям Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" не противоречат.
Утверждение представителя заявителя о том, что указанное выше
Положение утверждено Правительством РФ без согласования его с
Государственной Думой Федерального Собрания РФ, т.е. с превышением
своих полномочий, не может быть принято во внимание, поскольку
Государственная Дума РФ правопреемником Верховного Совета РФ не
является. Других же каких-либо требований, предусматривающих
необходимость согласования Правительством РФ принимаемых
постановлений с Государственной Думой РФ в действующем
законодательстве не содержится.
Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о том,
что оспариваемыми правовыми актами нарушаются права собственника
по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему
имуществом, поскольку в данном случае использование контрольно -
кассовых машин при расчетах с населением обусловлено
предъявляемыми к ним соответствующими требованиями, которые
устанавливаются Правительством РФ в соответствии с
предоставленными ему законом полномочиями в регулировании этого
вопроса. Установление указанных в оспариваемых правовых актах
требований к названным машинам при их использовании ч. 3 ст. 55
Конституции РФ и нормам Гражданского кодекса РФ также не
противоречит.
В связи с этим у суда не имеется каких-либо оснований
полагать, что они неправомерно ограничивают правомочия
собственника.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ решила:
заявление Общества с ограниченной ответственностью "ККМ -
Сервис" о признании недействительными Положения по применению
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением в редакции Постановления Правительства РФ N 904 от 7
августа 1998 г. и распоряжения Правительства РФ N 1402-р от 29
сентября 1997 г. оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
Народные заседатели
Р.А.ГОНЧАРЕНКО
В.И.МАРАХОВСКИЙ
|