КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 1998 г. N 164-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА
БАРСУКОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 112 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина А.С. Барсукова требованиям Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
установил:
1. Начиная с 1996 года гражданин А.С. Барсуков неоднократно
обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием
о проверке конституционности части второй статьи 112 Закона
Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" в редакции Закона РСФСР от 19
апреля 1991 года "О внесении изменений в Закон РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР", согласно которой предельный
размер районного коэффициента, применяемый при определении
максимальных размеров трудовых пенсий гражданам, проживающим в
районах, где к заработной плате установлены такие коэффициенты,
ограничен и составляет 1,5 вместо размера районного коэффициента
2, установленного к заработной плате.
По мнению заявителя, указанная норма не соответствует статье 39
(часть 2) Конституции Российской Федерации и противоречит статьям
30 и 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях".
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял гражданина А.С. Барсукова о
несоответствии его жалоб требованиям названного Закона. Однако в
очередной жалобе, поступившей 6 июля 1998 года, заявитель требует
принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по
поставленным им вопросам.
2. Из представленных материалов следует, что А.С. Барсуков
около 28 лет отработал в районе Крайнего Севера (Чукотка), где
районный коэффициент к заработной плате составлял 2. В 1991 году
органами социальной защиты населения Липецкой области ему была
назначена пенсия по возрасту. С принятием в 1993 году Закона
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях", согласно которому лицам,
проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия
назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к
заработной плате независимо от места проживания (часть первая
статьи 31), размер его пенсии был пересчитан в соответствии со
статьей 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях
в Российской Федерации".
3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не
закрепляет право гражданина на тот или иной размер пенсии. Это
право граждан реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом
определенных правовых оснований назначения пенсий и порядка их
исчисления, закрепленных, как того требует статья 39 (часть 2)
Конституции Российской Федерации, в законе. При этом законодатель
в целях обеспечения конституционного права каждого на
государственную пенсию вправе определять максимальные размеры и
порядок исчисления трудовых пенсий, в том числе для лиц,
работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, исходя из имеющихся у государства на данном этапе его
развития финансовых средств.
Следовательно, нормы, устанавливающие конкретные максимальные
размеры пенсий, не могут оцениваться на соответствие Конституции
Российской Федерации, поскольку фактически это означало бы оценку
целесообразности и экономической обоснованности решения
законодателя, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда
Российской Федерации.
4. Что касается поставленного заявителем вопроса о соответствии
части второй статьи 112 Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" статьям 30 и 31
Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях", то его разрешение не
относится к компетенции Конституционного Суда Российской
Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (статья
125) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде
Российской Федерации" (статья 3), согласно которым Конституционный
Суд Российской Федерации проверяет соответствие законов только
Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Барсукова Александра Сергеевича как не отвечающей критерию
допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" и ввиду неподведомственности поставленного в ней
вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|