КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 1998 г. N 177-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ДРОЗДОВА НИКОЛАЯ АНТОНОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина Н.А. Дроздова требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин Н.А. Дроздов неоднократно обращался в
Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами, из которых
следует, что 18 октября 1996 года ему была назначена пенсия по
старости в связи с особыми условиями труда (по Списку N 2) в
размере, повышенном в соответствии со статьей 18 Закона Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" на 14
процентов (на 1 процент за каждый год общего трудового стажа,
превышающего требуемый для назначения пенсии).
Заявителем оспаривается конституционность абзаца первого пункта
"б" части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября
1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года) как не
предусматривающего при определении индивидуального коэффициента
пенсионера включения в трудовой стаж времени учебы и исчисления
военной службы по призыву в льготном порядке; части первой статьи
18 того же Закона, согласно которой максимальный размер пенсий по
старости не может превышать трех ее минимальных размеров; части
второй статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О
порядке исчисления и увеличения государственных пенсий",
предусматривающей при исчислении пенсий с применением
индивидуального коэффициента пенсионера ограничение отношения
среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате в
стране размером 0,7.
Кроме того, Н.А. Дроздовым оспаривается конституционность части
второй статьи 18 Закона Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" на том основании, что в ней
отсутствует положение о повышении максимального размера пенсии за
каждый год стажа работы с особыми условиями труда (по Списку N 2)
сверх необходимого для установления пенсии, как это предусмотрено
статьей 16 того же Закона для размеров пенсий, находящихся в
диапазоне между минимальным и максимальным размерами.
По его мнению, минимальный размер пенсии должен быть установлен
на уровне прожиточного минимума, как это было предусмотрено
статьей 17 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях
в Российской Федерации" до внесения в нее изменений Законом
Российской Федерации от 6 февраля 1992 года "О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Н.А. Дроздов считает также, что в период с 1 апреля 1996 года
по 1 декабря 1997 года минимальный размер пенсии был ниже
минимального размера оплаты труда, что противоречило положению
части первой статьи 17 Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции
Федерального закона от 5 мая 1994 года.
Все оспариваемые нормы, как утверждает заявитель, нарушают
положения статей 7, 15, 19, 20, 39, 41, 46 и 55 Конституции
Российской Федерации и статьи 25 Всеобщей декларации прав
человека.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял гражданина Н.А. Дроздова о
несоответствии его жалоб требованиям названного Закона. Однако в
очередной жалобе, поступившей 20 июля 1998 года, заявитель
настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации
решения по поставленным им вопросам.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не
предусматривает права гражданина на тот или иной размер пенсии.
Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом
определенных правовых оснований назначения государственных пенсий
и порядка их исчисления. Закрепляя их, как того требует статья 39
(часть 2) Конституции Российской Федерации, в законе, федеральный
законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на
государственную пенсию вправе определять как минимальные, так и
максимальные размеры трудовых пенсий, исходя из имеющихся в
государстве на данном этапе его развития финансовых средств.
Следовательно, нормы, устанавливающие конкретные максимальные
размеры пенсий, не могут проверяться с точки зрения их
соответствия Конституции Российской Федерации, поскольку
фактически это означало бы оценку целесообразности и экономической
обоснованности решения законодателя, что, по смыслу части второй
статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям
Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" для неработающих пенсионеров установлено
исчисление государственных пенсий с применением индивидуального
коэффициента. При этом право выбора - исчислять пенсию по
названному Закону либо по нормам Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" - оставлено за
самими пенсионерами, а органы социальной защиты населения сообщают
им, не приведет ли к снижению размера назначенной пенсии ее
перерасчет с применением индивидуального коэффициента.
Представленные заявителем материалы свидетельствуют о том, что для
него предпочтительным оказалось получение пенсии по старости в
прежнем размере и в соответствии с ранее установленным трудовым
стажем, а не на основании части второй статьи 4 Федерального
закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Таким образом, законодатель, предоставляя гражданам возможность
выбора того способа исчисления пенсии по старости, который в
большей мере отвечает их интересам, не ввел каких-либо ограничений
конституционного права на социальное обеспечение в сравнении с
ранее действовавшим регулированием. Следовательно, норма абзаца
первого пункта "б" части первой статьи 7 Закона Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" о
порядке определения индивидуального коэффициента пенсионера не
может быть признана нарушающей это конституционное право
заявителя, и его жалоба в этой части, по смыслу статей 96 и 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", не является допустимой.
4. Что касается требования о внесении целесообразных с точки
зрения заявителя изменений в статьи 17 и 18 Закона Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то
разрешение этого вопроса не входит в компетенцию Конституционного
Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции
Российской Федерации, а является прерогативой законодателя.
К полномочиям законодателя относится и устранение коллизии
нормы части первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 20
ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 мая 1994 года) и
норм Федеральных законов от 1 ноября 1995 года "О повышении
минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета
государственных пенсий в Российской Федерации", от 22 апреля 1996
года "О повышении минимального размера оплаты труда", от 27 мая
1996 года "О повышении минимального размера пенсии, порядке
индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской
Федерации с 1 мая 1996 года", от 9 января 1997 года "О повышении
минимального размера оплаты труда", от 30 сентября 1997 года "О
повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и
перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997
году" в отношении несовпадения минимальных размеров оплаты труда и
пенсий.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Дроздова Николая Антоновича как не отвечающей критерию
допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" и ввиду неподведомственности поставленных в ней
вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|