КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 1998 г. N 135-О
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 10 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18 АВГУСТА 1996 Г. N 1212 "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ И УПОРЯДОЧЕНИЮ НАЛИЧНОГО
И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Н.В. Витрука, судей Г.А. Гаджиева,
А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева,
А.Я. Сливы, В.Г. Ярославцева,
с участием полномочного представителя Президента Российской
Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
М.А. Митюкова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи
3, подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи 22, статьями 36,
74, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности пункта 10 Указа Президента Российской Федерации
от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости
налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы
Томской области о проверке конституционности пункта 10 Указа
Президента Российской Федерации "О мерах по повышению собираемости
налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения" в части применения его к
физическим лицам, не занимающимся предпринимательской
деятельностью.
Заслушав сообщение судьи - докладчика В.Г. Ярославцева,
объяснение представителя стороны, издавшей оспариваемый акт,
исследовав представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Государственная Дума Томской области оспаривает
конституционность положения пункта 10 Указа Президента Российской
Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению
собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению
наличного и безналичного денежного обращения", запрещающего банкам
прямую выплату (без зачисления на банковский счет) наличных
денежных средств физическим лицам по операциям с векселями.
Как следует из запроса, в Государственную Думу Томской области
за защитой своих конституционных прав обратилась гражданка
О.И. Воробьева, которой на основании пункта 10 Указа Президента
Российской Федерации "О мерах по повышению собираемости налогов и
других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения" коммерческим банком "Российский
кредит" было отказано в оплате наличными деньгами векселя,
предъявленного ею к погашению. В связи с заявлением гражданки
О.И. Воробьевой Государственная Дума Томской области приняла
решение направить в Конституционный Суд Российской Федерации
запрос о проверке конституционности данной нормы, поскольку
полагает, что она нарушает закрепленное статьей 35 (часть 2)
Конституции Российской Федерации право каждого иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а ее
применение к физическим лицам, не занимающимся предпринимательской
деятельностью, противоречит статье 55 Конституции Российской
Федерации, а также статьям 1, 421, 834 и 861 Гражданского кодекса
Российской Федерации и Федеральному закону от 11 марта 1997 года
"О переводном и простом векселе".
2. Согласно части второй статьи 43 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" в случае, если акт, конституционность которого
оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период
рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской
Федерации производство может быть прекращено, за исключением
случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные
права и свободы граждан.
30 октября 1998 года Президент Российской Федерации издал Указ
N 1313 "О признании утратившим силу пункта 10 Указа Президента
Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по
повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", т.е.
нормативное положение, конституционность которого оспаривается в
запросе Государственной Думы Томской области, утратило силу к
началу рассмотрения дела Конституционным Судом Российской
Федерации. Представленными заявителем материалами подтверждается
нарушение конституционных прав гражданки О.И. Воробьевой. Однако
они были восстановлены решением Ленинского районного суда города
Томска от 20 мая 1997 года. Другие факты нарушения оспариваемым
положением конституционных прав и свобод граждан в запросе не
приводятся. Следовательно, производство, начатое Конституционным
Судом Российской Федерации по данному запросу, может быть
прекращено.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи
43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке
конституционности пункта 10 Указа Президента Российской Федерации
от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости
налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения".
2. Настоящее Определение является окончательным и обжалованию
не подлежит.
3. Настоящее Определение должно быть опубликовано в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
|