ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 1998 г. N ГКПИ 98-473
Верховный Суд РФ в лице
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Петрия Ф.Н. на Временные правила учета вынужденных
переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых
помещений из специального жилищного фонда,
установил:
Петрий Ф.Н. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на
Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев,
нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального
жилищного фонда, утвержденные Приказом Федеральной миграционной
службы России N 18 от 19 января 1995 года (приложение N 5 к
Приказу), сославшись на их противоречие закону и на то, что
указанный нормативный акт не был зарегистрирован в Министерстве
юстиции РФ и официально опубликован. Кроме того, заявитель
сослался на нарушение его прав и законных интересов в результате
действия данных Временных правил.
В настоящее судебное заседание заявитель Петрий Ф.Н. не
явился, о времени и месте судебного заседания был извещен.
Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание
также не явился, о времени и месте судебного разбирательства
своевременно извещен.
Заслушав объяснения представителя Федеральной миграционной
службы России Тулякова В.В., возражавшего против жалобы и
ходатайствовавшего об отложении разбирательства дела, исследовав
письменные материалы дела и выслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым
признать нормативный акт не действующим и не подлежащим применению
со дня его принятия, Верховный Суд РФ находит, что обжалованный
нормативный акт Федеральной миграционной службы России следует
признать не действующим (не вступившим в силу) по следующим
основаниям.
В соответствии с действовавшим на время издания оспариваемого
указания пунктом 1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104
"О нормативных актах центральных органов государственного
управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и
ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и свободы
граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1
марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также
зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке,
не влекли за собой правовых последствий как не вступившие в
законную силу и не могли служить законным основанием для
регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы
то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям
за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты
нельзя было ссылаться при разрешении споров.
Изданный 23 мая 1996 г. Президентом РФ Указ N 763, отменив
Указ N 104, в пункте 10 полностью повторил приведенные выше
положения Указа Президента РФ от 21 января 1993 г.
Как установлено в судебном заседании, обжалуемые Временные
правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в
предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, не
направлялись в Министерство юстиции РФ на регистрацию и,
следовательно, такой регистрации не прошли. Кроме того, эти
Правила не были опубликованы ни в порядке, предусматривавшимся
Указом Президента РФ от 21 января 1993 года, ни в порядке,
предусмотренном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года.
Указанные обстоятельства подтверждены сообщением Департамента
регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами
Министерства юстиции РФ и не оспаривались представителем
Федеральной миграционной службы России.
Суд считает, что оспоренный заявителем нормативный акт
затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина,
поскольку регламентирует вопросы, касающиеся в том числе и
конституционных прав каждого на жилище (ст. 40 Конституции РФ). В
этих Временных правилах содержатся положения нормативного
характера, которые могут объективно затрагивать права и интересы
граждан и рассчитаны на неоднократное применение.
При таких обстоятельствах суд полагает, что утвержденные
Федеральной миграционной службой России Временные правила не могут
быть признаны действующими в какой бы то ни было части (как в
обжалованной, так и в необжалуемой части) как принятые с
нарушением установленного Указами Президента РФ порядка.
Так как по изложенным мотивам нормативный акт Федеральной
миграционной службы России не может влечь правовых последствий и
служить основанием для регулирования соответствующих
правоотношений и разрешения споров, суд не считает необходимым
проверять доводы заявителей о несоответствии Закону содержащихся в
этом акте положений.
Вместе с тем заявитель в случае нарушения его прав и законных
интересов, допущенного на основании обжалуемого им положения
Временных правил, не лишен возможности обратиться за судебной
защитой этих конкретных прав и интересов, поставив при этом на
основании ст. 120 Конституции РФ вопрос о применении к возникшим
правоотношениям Закона, если положения Временных правил в той или
иной части противоречат этому Закону.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР,
Верховный Суд РФ
решил:
Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев,
нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального
жилищного фонда, утвержденные Приказом Федеральной миграционной
службы России N 18 от 19 января 1995 года (приложение N 5 к
Приказу), признать не действующими и не подлежащими применению со
дня их утверждения.
Настоящее решение суда обжалованию и опротестованию в
кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.ФЕДИН
|