ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 1998 года
Дело N 83-Г98-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 10 ноября 1998 г.
кассационную жалобу администрации г. Брянска на решение Брянского
областного суда от 19 августа 1998 г. по заявлению администрации
г. Брянска о признании недействительными нормативных правовых
актов.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., объяснения
представителей администрации г. Брянска - Сухорукова Л.В. и Ющука
В.Д., объяснения представителя Брянской областной Думы - Сенова
Б.А., заключение помощника Генерального прокурора РФ - Корягиной
Л.Л., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без
изменения, Судебная коллегия
установила:
в сентябре 1994 г. состоялось постановление Брянской областной
Думы N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с
родниками и бровками (брянские балки) в г. Брянске памятниками
природы областного значения", согласно которому названные овраги с
родниками и бровками в г. Брянске объявлены памятниками природы
областного значения без изъятия земельных участков у собственников
земли и землевладельцев и с возложением на администрацию г.
Брянска обязанности по обеспечению режима охраны указанных
природных памятников.
В связи с тем, что этим постановлением не были определены
четкие границы памятников природы, что приводило к различному их
толкованию, Брянская областная Дума 28 мая 1998 г. постановлением
N 2-460 внесла в него изменения и дополнения, включив в число
памятников природы областного значения и примыкающие к родникам и
бровкам отроги и отвершки. Паспорт памятника природы дополнен
полным перечнем улиц, входящих в территорию памятника и его
охранную зону.
Администрация г. Брянска обратилась в суд с заявлением о
признании нормативных правовых актов недействительными, ссылаясь
на несоответствие процедуры их принятия требованиям Конституции
Российской Федерации и федерального законодательства.
В частности, администрация г. Брянска указала, что при принятии
постановления N 34 от 08.09.94 не было истребовано соответствующее
экспертное заключение по вопросу объявления части природного
ландшафта г. Брянска памятниками природы областного значения; не
решен вопрос о порядке эксплуатации существующего в границах
памятников индивидуального жилого фонда и резервирования земельных
участков; принимая постановление N 460 от 28.05.98, областная Дума
не согласовала с администрацией г. Брянска и Брянским горсоветом
народных депутатов вопрос об изъятии указанных земель и не указала
источники финансирования по охране и содержанию природных
памятников, что повлекло нарушение прав собственника -
администрации г. Брянска.
Решением Брянского областного суда от 19 августа 1998 г. в
удовлетворении заявления отказано.
Обжалуя судебное решение и, по существу, не оспаривая
законность объявления названных в постановлениях законодательного
органа области земельных участков г. Брянска памятниками природы,
администрация г. Брянска просит об отмене решения суда по мотиву
несоблюдения областной Думой процедуры принятия указанного
решения.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
оснований к отмене судебного решения не находит.
Обсуждая вопрос о законности оспариваемых постановлений
Брянской областной Думы, суд исходя из положений Конституции РФ и
Федеральных законов "Об общих принципах организации местного
самоуправления", "Об особо охраняемых природных территориях",
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" обоснованно
пришел к выводу о законности указанных нормативных правовых актов
и правильно постановил решение об отказе администрации г. Брянска
в удовлетворении заявления о признании их недействительными.
В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, п. 2 ст. 4;
ст. ст. 9, 64 Закона РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей
природной среды" и пп. "д" п. 1, п. 3 ст. 2, ст. 25 и пунктов 2 -
3 Федерального закона от 15.02.95 "Об особо охраняемых природных
территориях" право объявления природных объектов и комплексов
памятниками природы регионального значения с утверждением границ,
а территорий, занятых ими, особо охраняемыми природными
территориями регионального значения, предоставлено органам
государственной власти субъектов РФ, к числу которых относится и
Брянская областная Дума.
Как видно из материалов дела и установлено судом, процедура
включения оврагов Верхний и Нижний Судки в число природных
памятников областного значения соблюдена: данный вопрос согласован
с администрацией г. Брянска, 26.07.94 и 09.08.94 принято решение
специально уполномоченных на то государственных органов в области
охраны окружающей природной среды - комитета охраны окружающей
природной среды и природных ресурсов Брянской области и комитета
по аграрным вопросам, экологии и природопользования, а 30.08.94
состоялось положительное заключение государственной экологической
экспертизы (л.д. 44 - 45, 48, 49, 52). Проведение такой экспертизы
на уровне субъекта Российской Федерации при расширении или
уточнении границ памятника природы согласно ст. 12 Федерального
закона от 15.11.95 "Об экологической экспертизе" не требуется.
Доводы кассационной жалобы были предметом судебного
разбирательства, вывод суда о их необоснованности в решении
подробно мотивирован и аргументирован, новых доводов в
кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, постановления N 34 от 8 сентября 1994 г., N 2-
460 от 28 мая 1998 г. по вопросу объявления части природного
ландшафта г. Брянска памятниками природы областного значения
приняты Брянской областной Думой в пределах ее полномочий,
соответствуют требованиям федерального законодательства и
положениям Конституции Российской Федерации на противоречат.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для
его отмены по доводам, указанным в кассационной жалобе, не
имеется.
Руководствуясь ст. 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия Верховного Суда РФ
определила:
решение Брянского областного суда от 19 августа 1998 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.
Брянска - без удовлетворения.
|