ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 1998 г. N 76/7
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 ноября 1998 г. N 3
УКАЗАНИЕ
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
Обобщение практики прокурорского надзора за исполнением
Федеральных законов "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных
переселенцах" свидетельствует о распространенности грубых
нарушений федерального законодательства, регулирующего миграцию
населения.
По сообщениям прокуроров, права граждан, в том числе беженцев
и вынужденных переселенцев, ущемляются отдельными должностными
лицами представительных и исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации, паспортно - визовых подразделений органов
внутренних дел, жилищных органов, органов социальной защиты, служб
занятости.
Факты принятия органами власти субъектов Российской Федерации
правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству,
вскрыты в Республиках Адыгея и Кабардино - Балкария, Краснодарском
и Ставропольском краях, Ростовской области, г. Санкт - Петербурге
и некоторых других регионах.
Одновременно в ряде субъектов Российской Федерации имели место
случаи произвольного изменения установленного законодательством
порядка регистрации вынужденных переселенцев и беженцев по месту
пребывания и по месту жительства.
Органы региональной и местной власти неправомерно наделяли
подразделения милиции не предусмотренными законодательством
полномочиями, что выражалось в искусственном воспрепятствовании
гражданам в прибытии в определенные местности, а также в
незаконном применении к ним мер административного принуждения и
взимании различных сборов (Республика Северная Осетия - Алания,
Астраханская и Московская области, г. Москва и др.).
В Кабардино - Балкарии отдельные сотрудники милиции
непосредственно принимали участие в массовых акциях протеста
против поселения в республике лиц других национальностей.
Несмотря на Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П, признавшего не
соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 10, 12 и
21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, не
принималось мер по отмене незаконных решений в отношении
мигрантов, а регистрация граждан ставилась в зависимость от нормы
жилой площади, фактического состояния жилья, сроков проживания
граждан по месту пребывания и наличия родственных отношений.
Не отвечает требованиям, предъявляемым к решению затронутой
проблемы, прокурорский надзор, который в отдельных регионах имеет
больше созерцательный характер. Органы прокуратуры порой
примиренчески относятся к ущемлению прав и свобод граждан.
Принимаемые по этим вопросам меры прокурорского реагирования
зачастую неадекватны сложившейся обстановке, носят запоздалый
характер и не всегда сопровождаются фактическим устранением
выявленных нарушений.
Не достигнуто должное взаимодействие с общественными
правозащитными организациями по защите законных прав беженцев и
вынужденных переселенцев.
С учетом изложенного предлагаем:
1. Рассмотреть в IV квартале 1998 г. на координационных
совещаниях правоохранительных органов субъектов Российской
Федерации складывающуюся практику соблюдения законодательства в
области свободы передвижения граждан, выбора ими места пребывания
и жительства, выработать согласованные меры по пресечению
нарушений прав мигрантов.
2. Установить постоянные деловые контакты с общественными
правозащитными организациями и обеспечить оперативное реагирование
на поступающую от них информацию о нарушении прав и свобод
граждан.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации проанализировать
(в срок до 20 декабря 1998 г.) принятые органами власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления
нормативные акты, определяющие порядок въезда граждан в отдельные
регионы и постановки их на регистрационный учет (снятия с
регистрационного учета). Принять исчерпывающие меры к отмене
актов, противоречащих Конституции Российской Федерации,
федеральному законодательству и постановлениям Конституционного
Суда Российской Федерации.
4. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов
Российской Федерации, 8 ГУ МВД России:
4.1. Обеспечить в деятельности паспортно - визовых
подразделений строгое соблюдение действующего законодательства о
праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства, а также правил регистрационного учета населения.
4.2. Активизировать работу по профилактике правонарушений в
жилом секторе, розыску преступников, лиц, скрывающихся от
следствия и суда, без вести пропавших, граждан, утративших связь с
родственниками, а также лиц, уклоняющихся от исполнения решений
судов по искам.
4.3. Практиковать совместно с органами прокуратуры проведение
проверок по соблюдению физическими и юридическими лицами
нормативных правовых актов, касающихся регистрации граждан по
месту пребывания и по месту жительства. Принимать эффективные меры
по устранению выявленных недостатков.
5. О проделанной работе доложить к 1 февраля 1999 года в
порядке ведомственной подчиненности в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской
Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
Чайку Ю.Я. и заместителя Министра внутренних дел Российской
Федерации Латышева П.М.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.И.СКУРАТОВ
Министр внутренних дел
Российской Федерации
С.В.СТЕПАШИН
|