КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 1998 г. N 149-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ,
ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г.
Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С.
Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение запроса Администрации
Челябинской области,
установил:
1. Администрация Челябинской области обратилась в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке
конституционности положения статьи 4 Федерального закона от 19 мая
1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей",
предусматривающего, что выплата ежемесячного пособия на ребенка
гражданам, имеющим детей, производится за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Заявитель полагает, что установленное данной нормой правило
вступает в противоречие с правом субъектов Российской Федерации
самостоятельно определять направления использования собственных
бюджетных средств и нарушает принцип самостоятельности бюджетов
субъектов Российской Федерации, вытекающий из положений статей 71
- 73 Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии с частью второй статьи 36 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Российской Федерации оспариваемая норма или закон в целом. При
этом, разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению,
Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в
действительности неопределенность в вопросе о конституционности
оспариваемых норм закона и является ли в связи с этим обращение
допустимым.
Российская Федерация, как указывается в статье 7 (часть 1)
Конституции Российской Федерации, - социальное государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществление целей
социального государства Конституция Российской Федерации связывает
с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием
системы социальных служб, установлением государственных пенсий,
пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2).
Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется
государством и статьей 39 (часть 1) Конституции Российской
Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в
ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина (пункт "в"), установление основ
федеральной политики в области социального развития (пункт "е").
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная
защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж"
части 1, Конституции Российской Федерации). По предметам ведения
Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере
совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2,
Конституции Российской Федерации).
По смыслу указанных конституционных положений, федеральный
законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы,
обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые
в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в
том числе степень и формы участия в ней органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 года "Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации,
местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов в
совокупности образуют единую бюджетную систему. Принцип единства
бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех
уровней через использование регулирующих доходных источников,
создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное
перераспределение с целью финансового обеспечения выполнения задач
и функций государства и местного самоуправления, в том числе в
сфере социальной защиты граждан. Поэтому самостоятельность
бюджетов субъектов Российской Федерации не исключает их
использования в целях обеспечения функций государства в целом и не
может пониматься как произвольное, вне определяемых Конституцией
Российской Федерации и законами государственной политики и
государственных функций, составление доходов и расходов
соответствующих территорий. Иное привело бы к нарушению
конституционных гарантий социальной защиты граждан.
Статья 4 Федерального закона "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей", возлагая на субъекты Российской
Федерации обязанность выплачивать ежемесячное пособие на ребенка
за счет средств их бюджетов, одновременно предусматривает, что
выплаченные ими средства учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
выделяются целевым назначением. Так, в соответствии с Федеральным
законом от 26 марта 1998 года "О федеральном бюджете на 1998 год"
расходы субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального
закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
учитываются при расчете сумм финансовой помощи из Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (статья
117 и приложение N 12 к данному Закону). То обстоятельство, что
ввиду низкой собираемости средств в доходы федерального бюджета и
бюджеты субъектов Российской Федерации последние не могут
профинансировать эти выплаты, а федеральный бюджет - в необходимой
мере компенсировать бюджетам субъектов Российской Федерации
произведенные расходы, не влияет на правовую сторону вопроса.
Следовательно, оспариваемое заявителем положение статьи 4 не
может рассматриваться как нарушающее принцип бюджетной
самостоятельности субъектов Российской Федерации, их право
определять направления использования и расходования собственных
бюджетных средств.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Администрации
Челябинской области как не отвечающего критерию допустимости
обращений в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|