ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 1998 г. N ГКПИ 98-629
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.
при секретаре - Поповой Ю.В.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Каширина Николая Алексеевича о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября
1998 г. N 1027,
установил:
Каширин Н.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемое им
Постановление принято Правительством Российской Федерации без
согласования, как это предусмотрено законом, с представительным
органом государственной власти: Федеральным Собранием или
Государственной Думой Российской Федерации, а поэтому оно является
незаконным. В связи с этим возложение на него обязанности
использования контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением также не может быть признано
правомерным.
Кроме того, он, занимаясь торговлей в тентовой разборной
палатке на улице, в силу различных погодных условий по техническим
причинам не сможет пользоваться контрольно - кассовой машиной, а в
конечном итоге и заниматься своей деятельностью, что нарушает его
право на труд.
В судебном заседании Каширин Н.А. заявленное требование
поддержал.
Представители Правительства Российской Федерации Брандт Л.А.,
Цыганков Э.М. и Кабанков В.М. с данным требованием не согласились
и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то,
что состоявшимися по этому вопросу решениями Верховного Суда
Российской Федерации в удовлетворении таких требований было уже
отказано.
Выслушав объяснения Каширина Н.А., представителей
Правительства Российской Федерации Брандт Л.А., Цыганкова Э.М. и
Кабанкова В.М., исследовав материалы дела и заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой
Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный
Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18 июня
1993 г. "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" осуществление
торговых операций или оказания услуг на территории Российской
Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными
подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых
машин.
Совет Министров, Правительство Российской Федерации по
согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает
Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
своей деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин (далее Перечень).
Как установлено судом, утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745
Перечень был согласован с Верховным Советом Российской Федерации в
установленном порядке.
Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 21
сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной Конституционной реформе в
Российской Федерации" осуществление законодательной и контрольной
функций Верховным Советом Российской Федерации прервано.
После принятия в декабре 1993 г. новой Конституции Российской
Федерации представительным и законодательным органом Российской
Федерации стало Федеральное Собрание Российской Федерации.
Государственная Дума является одной из палат Федерального
Собрания Российской Федерации, и правопреемниками Верховного
Совета Российской Федерации они не значатся, в связи с чем суд не
может согласиться с утверждением заявителя о том, что при принятии
оспариваемого Постановления Правительство Российской Федерации
обязано было согласовать данный вопрос с Государственной Думой или
Федеральным Собранием Российской Федерации.
После прекращения деятельности Верховного Совета Российской
Федерации закона, которым бы предусматривалась необходимость
согласования Правительством Российской Федерации с каким-либо
органом государственной (законодательной) власти вопроса,
касающегося вышеуказанного Перечня, также не принималось.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое
заявителем Постановление принято Правительством Российской
Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с
требованиями закона.
С учетом приведенных выше обстоятельств суд не может
согласиться также и с доводом заявителя о том, что оспариваемым
Постановлением Правительства нарушается его право на труд,
поскольку необходимость применения контрольно - кассовых машин при
денежных расчетах с населением установлена Федеральным законом, а
не указанным Постановлением Правительства, что не противоречит
требованиям Конституции Российской Федерации и права на труд, при
соблюдении установленного законом для такого рода деятельности
порядка, не нарушает.
Не может служить основанием к удовлетворению заявления и
ссылка Каширина Н.А. на то, что при торговле на улице применение
контрольно - кассовых машин из-за природно - климатических условий
не всегда возможно, так как по утверждению представителей
Правительства Российской Федерации, в настоящее время могут быть
изготовлены контрольно - кассовые машины, отвечающие любым
природно - климатическим условиям и которые могут быть
приобретены гражданами, в т.ч. и заявителем.
Данное утверждение материалами дела и заявителем не
опровергнуто.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Каширина Николая Алексеевича о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября
1998 г. N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин, утвержденный Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 г. N 745" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|