ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПИСЬМО
от 5 ноября 1998 г. N 04-12/25-395
Государственный комитет Российской Федерации по охране
окружающей среды рассмотрел письмо Управления Государственной
Дальневосточной природоохранной морской службы от 21.10.98 N 602/2
и сообщает следующее.
1. Положение об Управлении Государственной Дальневосточной
природоохранной морской службы, утвержденное Приказом
Госкомэкологии России от 14 10.97 N 444 (далее - Положение об
Управлении), о правомерности которого идет речь в рассматриваемом
письме, представляет собой учредительный документ территориального
органа Госкомэкологии России, созданного для осуществления функций
государственного управления и координации деятельности в сфере
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной
экономической зоне и на континентальном шельфе Дальневосточного
региона Российской Федерации. В п. 4 Положения об Управлении прямо
указано, что Управление Госдальморслужбы и подведомственные ей
спецморинспекции Дальневосточного региона наделены полномочиями
территориальных органов Госкомэкологии России.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской
Федерации от 26.05.97 "Об утверждении Положения о Государственном
комитете Российской Федерации по охране окружающей среды"
Госкомэкология России имеет право создавать территориальные
органы, специализированные инспекции и другие организации.
При этом в соответствии с подп. 14 п. 8 Госкомэкология России
утверждает в соответствии с действующим законодательством уставы
(положения) о подведомственных органах и организациях.
Таким образом, создание Управления Государственной
Дальневосточной природоохранной морской службы и утверждение
Положения об Управлении Госкомэкологией России осуществлены
правомерно.
2. Учредительные документы территориальных органов
Госкомэкологии России (Управления) государственной регистрации в
Минюсте России не подлежат.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации" государственной
регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты.
При этом согласно Постановлению Государственной Думы от 11.11.96
N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской
Федерации" под нормативным правовым актом понимается письменный
официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме
правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный
на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой
нормой принято понимать общеобязательное государственное
предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на
многократное применение.
При утверждении учредительных документов подведомственного
органа (организации) Госкомэкологией России осуществляется
правоприменение, а не правотворчество. Госкомэкология России не
устанавливает, не изменяет и не отменяет в уставе (положении)
правовые нормы, а лишь применяет уже существующие правовые нормы,
содержащиеся в действующем законодательстве Российской Федерации.
Таким образом, Положение об Управлении не является нормативным
правовым актом и не подлежит государственной регистрации.
3. Проблема заключается в том, что Положение об Управлении
Госдальморслужбы содержит положения, не соответствующие
Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.05 97 "Об
утверждении Положения о Государственном комитете Российской
Федерации по охране окружающей среды" и Приказу Госкомэкологии
России от 12.08.97 N 345 "Об утверждении "Примерного положения о
территориальном органе Госкомэкологии России", зарегистрированного
в Минюсте России 20.02.98, рег. N 1475, о чем Управление правового
обеспечения и кадров сообщало неоднократно.
Правовые последствия такого несоответствия заключаются в том,
что третьи лица вправе не выполнять требования должностных лиц
Управления Госдальморслужбы и подведомственных ей
спецморинспекций, основанные на положениях учредительных
документов, не соответствующих законодательству, но обязаны
выполнять правомерные требования, основанные на вышеуказанных
документах, регламентирующих организацию и деятельность
Госкомэкологии России и его органов.
В рассматриваемом случае предъявление Управлением
Госдальморслужбы в суд или арбитражный суд исков о возмещении
вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения
природоохранительного законодательства правомерно, поскольку
данное полномочие осуществляется Госкомэкологией России и его
территориальными органами осуществляется на основании подп. 12 п.
8 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по
охране окружающей среды и подп. 13 п. 10 Примерного положения о
территориальном органе Госкомэкологии России.
Однако в сложившейся ситуации, когда четко не определен статус
Управления Госдальморслужбы, необходимо внесение соответствующих
изменений в Положение об Управлении и приведение его текста в
строгое соответствие с положениями действующего законодательства
Российской Федерации.
В.М.АСТАПЧЕНКО
|