МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 1998 г. N 6223-АО
Министерством труда и социального развития Российской
Федерации с участием представителей Союза "Чернобыль" России по
поручению Главного контрольного управления Президента Российской
Федерации проведена выборочная проверка правильности исчисления
сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской
катастрофы.
Материалы проверки, а также поступающая из органов социальной
защиты населения, производящих указанные выплаты, информация
свидетельствуют о имеющих место фактах необоснованного завышения
сумм в возмещение вреда, противоречащих Федеральному закону "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 25 статьи 14) и
Постановлению Минтруда России от 09.10.96 N 3 в следующих случаях:
принимается для исчисления заработок за период выполнения
работ на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при
продолжительности участия в этих работах более календарного
месяца, вместо периода за 12 месяцев, предшествующих окончанию
этих работ в соответствии со статьей 14 "Правил возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" в редакции
Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ;
справки о заработке с предприятий не оформлены как выписка из
лицевого счета, отсутствует расшифровка состава заработка, который
в отдельных случаях превышает тарифную ставку (должностной оклад)
в десятки раз, в то время как условиями оплаты труда на ликвидации
последствий аварии предусматривалось увеличение от двух- до
четырехкратной тарифной ставки (оклада) в наиболее опасной третьей
зоне сверх сохраненного среднего заработка по основному месту
работы;
периоды справки о заработке и периоды участия в работах по
ликвидации аварии не совпадают;
справки о заработке в негосударственных предприятиях не
подтверждены сведениями налоговой инспекции о налогообложении;
справки о заработке из архивов, а также по почтовым
перечислениям не содержат сведений о составе выплаченных сумм,
принимаются для расчета без подтверждения первичными документами о
работе в зонах опасности, выданными в период ликвидации
последствий аварии.
Кроме того, имеются случаи исчисления суммы в возмещение вреда
не из семикратной суммы минимального заработка на момент ее
исчисления, а из минимального заработка за 1986 год с последующей
ее индексацией, что не предусмотрено действующим Законом.
Следует иметь в виду, что условный заработок за период участия
в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, не превышающий
календарного месяца, может быть исчислен в случае определения в
установленном порядке профессионального заболевания вследствие
радиационного воздействия при выполнении этих работ, как правило,
в третьей зоне опасности.
В остальных случаях в соответствии со статьей 14 "Правил
возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" сумма в
возмещение вреда может быть исчислена из среднемесячного заработка
за 12 месяцев перед установлением инвалидности.
Индексация заработка, в зависимости от периода его выплаты
производится по двум вариантам, предусмотренным Правилами:
инвалидам, которым до 2 марта 1996 года исчислялась пенсия в
размере фактического возмещения ущерба - в соответствии с
коэффициентами, утвержденными Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 с учетом изменений и
дополнений, внесенных Федеральным законом от 24.11.95 N 180-ФЗ;
инвалидам, которым исчисляется сумма в возмещение вреда
впервые после 2 марта 1996 года, - в соответствии с частью третьей
статьи 11 Правил в порядке, установленном действующим
законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
Решения судов, противоречащие действующему законодательству,
необходимо обжаловать в установленном порядке.
Во избежание необоснованных расходов федерального бюджета
предлагается проверить правильность исчисления сумм в возмещение
вреда и привести их размеры в соответствие с законодательством со
следующего расчетного периода.
В случае выявления подложных документов или сообщенных ложных
сведений, влияющих на определение размера возмещения вреда,
излишне выплаченные суммы должны быть взысканы в установленном
порядке.
Информацию о результатах проверки прошу направить в Минтруд
России одновременно с представлением заявки на необходимые
средства на декабрь 1998 года.
А.И.ОСАДЧИХ
|