ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1998 г. N 3199-II ГД
О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос в Правительство Российской
Федерации.
2. Направить указанный запрос в Правительство Российской
Федерации. Просим Правительство Российской Федерации рассмотреть
указанный запрос и дать на него ответ.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
В Правительство
Российской Федерации
Правительство Российской Федерации, осуществляя мероприятия по
приватизации государственного имущества, имело своей целью
создание многоукладной экономики и широкое развитие свободной
конкуренции, что по замыслу должно было дать мощный импульс
подъему экономики страны с четкой социально - экономической
ориентацией.
Вместе с тем следует признать, что проведенная в ускоренном
темпе приватизация не только не достигла поставленных задач, но и
в значительной степени способствовала разрушению экономики в
невиданных в мирное время масштабах. Соответственно сократилась до
минимума налоговая база, что отрицательно сказалось на уровне
благосостояния населения Российской Федерации.
Это во многом произошло потому, что общество не было готово к
проведению приватизации, тем более в ускоренные сроки.
Мало кто знал, да и сейчас весьма немногие осведомлены, что
приватизация как действие по уменьшению масштабов непосредственной
деятельности государства проводится как в форме
разгосударствления, когда в частные руки передается только функция
управления (аренда), а собственность остается государственной, так
и в форме собственно приватизации, когда государство передает в
частные руки и собственность, и право управления ею. Необходимо
отметить, что в рамках рыночной экономики в большинстве случаев
именно приватизация в форме разгосударствления, когда предприятия
самостоятельно распоряжаются результатами своего труда, дает
наибольший экономический эффект. Однако в России оказалась
абсолютизированной только вторая форма приватизации.
Приватизация должна быть строго направленной, точечной, чтобы
обеспечивать развитие производства в желаемом для общества и
государства направлении.
Приватизация стратегически важных предприятий и отраслей
промышленности, в том числе железных дорог, энергосистемы, морских
портов, аэрофлота, природных стратегических ресурсов, для
Российской Федерации вследствие ее северного расположения и
большой протяженности недопустима вообще - все, что обеспечивает
целостность Российской Федерации, должно принадлежать государству.
Именно в этом направлении в настоящее время должна проводиться
работа федеральных и региональных органов исполнительной власти по
признанию недействительными сделок приватизации, заключенных с
нарушениями законодательства Российской Федерации, а также по
устранению многочисленных нарушений и привлечению к
ответственности виновных лиц.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 11 июня 1997 г. N 1517-II ГД "О ходе
приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях
законодательства Российской Федерации при ее осуществлении" как
раз касалось данных проблем. В указанном Постановлении отмечалась
необходимость создания Государственной комиссии по контролю за
ходом приватизации и осуществлением национализации частной
собственности, осуществлением комплексного подхода к изменению
форм собственности в процессе приватизации и национализации
государственной собственности. Предполагалось также добиться
коренного улучшения системы управления закрепленными в
государственной собственности пакетами акций акционерных обществ,
обеспечить сохранность государственного имущества, рациональное
управление им и его использование. Однако указанное Постановление
было проигнорировано Правительством Российской Федерации.
Для выполнения этих и других мер Государственный комитет по
имуществу Российской Федерации был преобразован в Министерство
государственного имущества Российской Федерации, но оно продолжает
политику прежнего Комитета, направленную на продолжение
приватизации. В настоящее время приватизации подлежат лучшие
предприятия, в первую очередь военно - промышленного комплекса,
технологический уровень которых в значительной степени превосходит
зарубежные аналоги и которые являются основой национальной
безопасности. Этого делать ни в коем случае нельзя. Следует
полностью пересмотреть всю политику в области приватизации,
учитывая, что цели приватизации, которые были провозглашены в
начале пути, искажены.
В результате большинство приватизированных предприятий
ухудшили свои технико - экономические показатели или остановились,
люди лишились рабочих мест. Согласно статистическим данным
безработица в Российской Федерации охватила почти 15 процентов
трудоспособного населения. Кроме того, многие специалисты работают
в режиме неполной рабочей недели или в любой момент могут остаться
без работы.
В значительной мере вследствие приватизации за последние шесть
лет падение производства составило 60 процентов, валового
внутреннего продукта - 50 процентов.
Комиссия Государственной Думы по анализу итогов приватизации в
1992 - 1996 годах и ответственности должностных лиц за ее
негативные результаты выявила вопиющие нарушения и недостатки как
в деятельности отдельных предприятий, так и целых отраслей
промышленности Российской Федерации. Особенно тяжелое положение
сложилось на градообразующих предприятиях, что привело к резкому
ухудшению социально - экономического положения многих городов и
даже регионов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе
депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" и статьей 47
Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Государственная Дума обращается в Правительство
Российской Федерации по следующим вопросам:
дать оценку итогов приватизации (ваучерного и денежного
этапов);
изложить предполагаемые меры Правительства Российской
Федерации по отмене незаконных сделок по приватизации и передаче
приватизированных предприятий в государственную и муниципальную
собственность;
намечается ли Правительством Российской Федерации в целях
повышения экономической эффективности деятельности предприятий их
структурная перестройка посредством объединения в крупные, в том
числе многоотраслевые, концерны со смешанной формой собственности
при формировании оптимального соотношения крупных, средних и
мелких предприятий;
определить, на каких основах в дальнейшем будет производиться
приватизация государственных предприятий и параллельно действующая
национализация нерентабельных и неработающих предприятий.
|