Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ98-547 ОТ 30.10.1998 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 03.09.1998 N 1027

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 30 октября 1998 г. N ГКПИ98-547
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего - судьи Верховного
       Суда РФ Романенкова Н.С.
       при секретаре Емельяновой М.А.
       с участием прокурора Харланова А.В.
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению   Гращенкова   Анатолия   Ивановича,   Лапшова    Максима
   Анатольевича,  Спицыной  Галины Васильевны о  признании  незаконным
   Постановления  Правительства Российской  Федерации  от  3  сентября
   1998  года  N  1027  "О  внесении изменений  в  Перечень  отдельных
   категорий  предприятий (в том числе физических лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования   юридического
   лица,  в  случае осуществления ими торговых операций  или  оказания
   услуг),  организаций и учреждений, которые в силу  специфики  своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут  осуществлять
   денежные  расчеты  с  населением без применения контрольно-кассовых
   машин,    утвержденный   Постановлением    Совета    Министров    -
   Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745",
   
                              установил:
   
       Гращенков   А.И.,  Лапшов  М.А.,  Спицына  Г.В.  обратились   в
   Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывают, что 3  сентября
   1998  года  Правительство  РФ  приняло  Постановление  N  1027   "О
   внесении  изменений в Перечень отдельных категорий  предприятий  (в
   том   числе   физических  лиц,  осуществляющих  предпринимательскую
   деятельность   без   образования  юридического   лица,   в   случае
   осуществления   ими   торговых  операций   или   оказания   услуг),
   организаций   и   учреждений,  которые  в  силу   специфики   своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут  осуществлять
   денежные  расчеты  с  населением без применения контрольно-кассовых
   машин,    утвержденный   Постановлением    Совета    Министров    -
   Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745".
       Данное   Постановление  принято  с  нарушением   установленного
   действующим законодательством порядка и подлежит отмене,  поскольку
   согласно  ст.  1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых  машин
   при  осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты
   с  населением  при осуществлении торговых операций  производятся  с
   обязательным  применением контрольно-кассовых машин.  Правительству
   РФ  по  согласованию с законодательным органом страны  -  Верховным
   Советом   РФ   делегировано  право  утвердить  Перечень   отдельных
   категорий  предприятий, которые в силу специфики своей деятельности
   либо   особенностей  местонахождения  могут  осуществлять  денежные
   расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
       Во  исполнение вышеназванного Закона Правительство РФ утвердило
   согласованный  с  законодательным  органом  страны  такой  Перечень
   (Постановление N 745 от 30 июля 1993 года).
       Постановлением Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998  года
   внесены  изменения  в  Перечень,  и  оно  не  было  согласовано   с
   представительным  и  законодательным органом страны  независимо  от
   названия: Верховный Совет или Государственная Дума.
       Названное  Постановление  не делает различий  между  спецификой
   деятельности  при торговле на улице или торговлей в обустроенных  и
   приспособленных помещениях, лишенных воздействия окружающей  среды:
   магазины, киоски, ларьки, павильоны.
       Кроме  того,  это Постановление подписано неправомочным  лицом,
   т.к.  исполняющий  обязанности Председателя  Правительства  РФ  был
   назначен    на    эту    должность   в    нарушение    действующего
   законодательства,    в    частности    статьи    8     Федерального
   конституционного  закона  "О Правительстве  Российской  Федерации",
   регулирующей    порядок   исполнения   обязанностей    Председателя
   Правительства  РФ.  Оспариваемое Постановление  ограничивает  права
   уличных    торговцев   и   искусственно   препятствует    свободной
   конкуренции.
       Контрольно-кассовые машины в условиях Урало-Сибирского  региона
   и  Севера не приспособлены к работе на открытом воздухе, и  уличные
   торговцы ставятся в неравные условия с другими предпринимателями  и
   лишаются права на труд.
       Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков  В.М.
   пояснили в суде, что доводы заявителей являются несостоятельными.
       Постановление Правительства РФ N 1027 от 3 сентября  1998  года
   принято  в  соответствии  с  полномочиями Правительства  Российской
   Федерации,    установленными   Конституцией   РФ   и    Федеральным
   конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
       Постановление Правительства РФ N 1027 от 3 сентября  1998  года
   подписано  исполняющим обязанности Председателя  Правительства  РФ,
   который  был  назначен  на эту должность Указом  Президента  РФ,  и
   данный акт никем не отменен.
       Если Постановлением Правительства РФ N 11 от 6 января 1997 года
   "Об  усилении  контроля  за обязательным применением  контрольно  -
   кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением  на
   рынках,   ярмарках,   в   выставочных  комплексах   и   на   других
   территориях,  отведенных для осуществления торговли"  было  введено
   обязательное    применение    контрольно-кассовых     машин     при
   осуществлении   торговли  из  находящихся  на  территории   рынков,
   ярмарок,   выставочных   комплексов  и   на   других   территориях,
   отведенных  для осуществления торговли, палаток, киосков,  ларьков,
   павильонов  и  помещений  контейнерного типа  и  других  аналогично
   обустроенных  и  приспособленных  торговых  мест,  автофургонов,  а
   также  с  открытых прилавков внутри крытых рыночных  помещений  при
   торговле   непродовольственными  товарами,  то  для  индивидуальных
   предпринимателей, осуществляющих торговлю с открытых прилавков,  не
   находящихся  внутри  крытых  помещений,  применение  контрольно   -
   кассовых машин не предусматривалось.
       Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1998 года N  1027
   установлены  единые  требования к индивидуальным  предпринимателям,
   осуществляющим торговлю с открытых прилавков, как находящихся,  так
   и не находящихся внутри крытых помещений, по применению контрольно-
   кассовых машин.
       Принимая  Постановление  от  3  сентября  1998  года  N   1027,
   Правительство  РФ  не  могло ограничить право гражданина  на  труд,
   т.к.  ему  законом  только предоставлено право утверждать  Перечень
   отдельных  категорий  предприятий, которые в силу  специфики  своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут  осуществлять
   денежные  расчеты  с  населением без применения контрольно-кассовых
   машин.
       По  данным Государственной межведомственной экспертной комиссии
   по  контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно
   -  кассовых машин, используемых на территории России, включено  122
   модели,  которые  различаются  технико-экономическими  параметрами,
   сферами  применения, температурными режимами рабочей среды и  рядом
   других показателей.
       Кроме    того,    по   заказам   пользователей    отечественные
   производители   могут  поставлять  для  работы  контрольно-кассовые
   машины  в  специальном  исполнении с учетом температурного  режима,
   повышенной влажности.
       Суд,  выслушав  объяснения заявителей Гращенкова А.И.,  Лапшова
   М.А.,  Спицыной  Г.В., представителей Правительства РФ  Черемискина
   В.И.,   Кабанкова  В.М.,  исследовав  материалы  дела  и   заслушав
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры  РФ  Харланова  А.В.,
   полагавшего  в  удовлетворении  заявления  отказать,   не   находит
   оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
       В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июня 1993 года N 5215-1
   "О  применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
   расчетов   с   населением"  денежные  расчеты  с   населением   при
   осуществлении  торговых операций или оказании услуг  на  территории
   Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том  числе
   физическими     лицами,     осуществляющими     предпринимательскую
   деятельность   без   образования  юридического   лица,   в   случае
   осуществления   ими   торговых  операций   или   оказания   услуг),
   организациями,  учреждениями, их филиалами и другими  обособленными
   подразделениями   с  обязательным  применением  контрольно-кассовых
   машин.  Совет  Министров  - Правительство Российской  Федерации  по
   согласованию  с  Верховным Советом Российской Федерации  утверждает
   Перечень  отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
   своей   деятельности   либо  особенностей   местонахождения   могут
   осуществлять   денежные   расчеты  с  населением   без   применения
   контрольно-кассовых машин.
       Как     установлено    судом,    утвержденный    Постановлением
   Правительства  РФ  от  30 июля 1993 года N 745 "Перечень  отдельных
   категорий  предприятий (в том числе физических лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования   юридического
   лица,  в  случае осуществления ими торговых операций  или  оказания
   услуг),  организаций и учреждений, которые в силу  специфики  своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут  осуществлять
   денежные  расчеты  с  населением без применения контрольно-кассовых
   машин" был согласован с Верховным Советом РФ.
       Однако Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 года N 1400  "О
   поэтапной   конституционной   реформе   в   Российской   Федерации"
   осуществление  законодательной  и  контрольной  функций   Верховным
   Советом РФ прервано.
       После  принятия всенародным голосованием 12 декабря  1993  года
   Конституции   РФ   представительным   и   законодательным   органом
   Российской   Федерации  стало  Федеральное  Собрание  -   Парламент
   Российской Федерации.
       Государственная  Дума  является  одной  из  палат  Федерального
   Собрания  и  не является правопреемником Верховного  Совета  РФ,  в
   связи  с чем суд не может согласиться с доводами заявителей о  том,
   что  при  принятии Постановления N 1027 от 3 сентября 1998  года  о
   внесении  изменений  в  указанный выше  Перечень  Правительство  РФ
   обязано было согласовать этот вопрос с Государственной Думой.
       После  прекращения  деятельности Верховного Совета  РФ  закона,
   которым    бы    предусматривалась    необходимость    согласования
   Правительством  РФ  с  каким-либо  органом  государственной  власти
   вопроса, касающегося вышеназванного Перечня, также не принималось.
       Более     того,    оспариваемое    заявителями    Постановление
   Правительства   РФ  принято  в  соответствии  с  его  полномочиями,
   установленными   Конституцией  РФ  и  Федеральным   конституционным
   законом  "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря  1997
   года N 2-ФКЗ.
       Нельзя   также   согласиться   с   доводами   заявителей,   что
   оспариваемое    Постановление   ставит   в    неравное    положение
   предпринимателей,  осуществляющих  торговлю  на  улице  с  открытых
   прилавков  и  с  прилавков, находящихся в  крытых  помещениях,  что
   ограничивает  свободу  экономической  деятельности   и   право   на
   свободное   использование  своих  способностей  и   имущества   для
   предпринимательской деятельности. Обязывая применять  контрольно  -
   кассовые   машины,  в  т.ч.  и  на  улице  с  открытых   прилавков,
   независимо  от  погодных и климатических условий, Правительство  РФ
   ограничивает право гражданина на труд.
       Право  частной  собственности и свобода  предпринимательской  и
   иной  не запрещенной законом экономической деятельности не являются
   абсолютными и могут быть ограничены законом.
       Нормы  Закона  РФ "О применении контрольно-кассовых  машин  при
   осуществлении    денежных    расчетов    с    населением"     имеют
   многофункциональное значение и направлены на обеспечение  интересов
   граждан   в   области  торговли  и  оказания  услуг,  защиту   прав
   потребителя,  а также на охрану установленного порядка  торговли  и
   оказания   услуг,   фискальных  интересов  государства,   налоговой
   дисциплины.
       Так,  согласно  ст.  1  Закона РФ "О  применении  контрольно  -
   кассовых  машин при осуществлении денежных расчетов  с  населением"
   осуществление  торговых операций или оказание услуг  на  территории
   Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том  числе
   физическими     лицами,     осуществляющими     предпринимательскую
   деятельность   без   образования   юридического   лица   в   случае
   осуществления   ими   торговых  операций   или   оказания   услуг),
   организациями,  учреждениями, их филиалами и другими  обособленными
   подразделениями   с  обязательным  применением  контрольно-кассовых
   машин.
       Правительству РФ законом предоставлено только право  утверждать
   Перечень  отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
   своей   деятельности   либо  особенностей   местонахождения   могут
   осуществлять   денежные   расчеты  с  населением   без   применения
   контрольно-кассовых машин.
       При  таких  данных  суд  приходит к  выводу,  что  оспариваемое
   заявителями  Постановление  принято Правительством  РФ  в  пределах
   своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.
       Доводы   заявителей  о  том,  что  оспариваемое   Постановление
   подписано ненадлежащим лицом, являются несостоятельными.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве  Российской
   Федерации"  предусматривает  в ч.  2  ст.  8  право  Президента  РФ
   поручать  исполнение  обязанностей  Председателя  Правительства  РФ
   одному из его заместителей.
       Однако Указом Президента РФ от 23 августа 1998 года N 983  было
   объявлено  об отставке всего Правительства Российской Федерации,  и
   в  соответствии с пунктом "в" статьи 83 и частью второй статьи  117
   Конституции  РФ глава государства временное исполнение обязанностей
   Председателя Правительства РФ возложил на конкретное лицо.
       Что  касается  доводов заявителей о невозможности использования
   контрольно-кассовых     машин    вследствие     их     технического
   несовершенства применительно к климатическим условиям  региона,  то
   они  не могут служить основанием для признания незаконным принятого
   нормативного акта.
       Кроме  того,  по  объяснениям  представителя  Правительства  РФ
   отечественной  промышленностью освоено производство  большой  гаммы
   компактных контрольно-кассовых машин, предназначенных для работы  в
   отведенных  для  торговли местах, в том числе  с  учетом  холодного
   периода   времени.  По  заказам  пользователей  контрольно-кассовых
   машин  они  могут  поставляться  для  работы  с  учетом  не  только
   воздействия низких температур, но и атмосферного давления, а  также
   относительной влажности.
       В  соответствии  с  действующим законодательством  пользователи
   контрольно-кассовых  машин  не  лишены  возможности  защищать  свои
   права в суде в случае продажи им товара ненадлежащего качества.
       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197
   и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление   Гращенкова  Анатолия  Ивановича,  Лапшова   Максима
   Анатольевича,  Спицыной  Галины Васильевны о  признании  незаконным
   Постановления  Правительства Российской  Федерации  от  3  сентября
   1998  года  N  1027  "О  внесении изменений  в  Перечень  отдельных
   категорий  предприятий (в том числе физических лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица
   в  случае осуществления ими торговых операций или оказания  услуг),
   организаций   и   учреждений,  которые  в  силу   специфики   своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут  осуществлять
   денежные  расчеты  с  населением без применения контрольно-кассовых
   машин,    утвержденный   Постановлением    Совета    Министров    -
   Правительства  Российской Федерации от 30 июля 1993  года  N  745",
   оставить   без   удовлетворения.   Решение   Верховного   Суда   РФ
   обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                        Н.С.РОМАНЕНКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz