СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 1998 года
О СОСТОЯНИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сложившаяся критическая ситуация в деятельности судов
Российской Федерации в связи с их недофинансированием из
федерального бюджета свидетельствует о грубом нарушении
Министерством финансов Российской Федерации статьи 124
Конституции Российской Федерации.
Превысив должностные полномочия, Министр финансов
Российской Федерации Задорнов М.М. принял решение о
сокращении финансирования федеральной судебной системы на
текущий год на 26,2 процента, которое затем было оформлено
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая
1998 года N 441.
Конституционный Суд Российской Федерации своим
постановлением от 17 июля 1998 года N 23-П указанные
действия Правительства Российской Федерации признал
незаконными и определил обеспечить финансированием судов из
федерального бюджета на 1998 год в соответствии с
требованиями статьи 33 Федерального конституционного закона
"О судебной системе Российской Федерации".
Однако Министерство финансов Российской Федерации
откровенно проигнорировало и это судебное постановление. В
результате судебная власть в России поставлена на грань
распада. Суды фактически прекращают осуществлять в стране
правосудие.
Незначительные ассигнования (до 20 процентов от плановых
назначений), выделяемые Министерством финансов на содержание
судов, списываются с их счетов в безакцептном порядке в счет
погашения задолженности.
Руководители судов вынужденно изыскивают денежные
средства у местных органов, коммерческих структур, используют
иные источники для предотвращения остановки работы судов.
Такая практика ставит суды в унизительное положение,
подрывает веру людей в беспристрастный и объективный суд,
нивелирует принцип независимости судей.
Тем временем Министр финансов Российской Федерации
Задорнов М.М. и его заместитель Мошкин Ю.А. вводят
взаблуждение Президента, Председателя Правительства и
общественность страны относительно действительного положения
дел с финансированием судебной системы.
Продолжая курс на сокращение объемов финансирования
судебной деятельности, Министерство финансов Российской
Федерации, по-прежнему, игнорируя статью 124 Конституции
Российской Федерации и статью 33 Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации", уже в бюджете на 1999 год предусматривает
ассигнования на содержание федеральной судебной системы в
размерах, не позволяющих вообще осуществлять правосудие в
следующем году.
Поэтому Совет судей Российской Федерации считает
своевременными и правильными действия Президиума Совета
судей, который дал принципиальную оценку действиям Министра
финансов Российской Федерации, поставив вопрос о его
уголовной ответственности.
Заработная плата работников аппарата судов, которая
должна была выплачиваться с 1 октября 1998 года в большем
размере, после известных событий в августе текущего года,
повлекших резкое падение курса рубля и такое же увеличение
цен, оставляет эту категорию работников судов на прежнем,
крайне низком и унизительном уровне материального
обеспечения.
Несмотря на то, что фактически сформирован и действует
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
и его подразделения в субъектах Российской Федерации, до
настоящего времени финансирование судов производится через
Министерство юстиции Российской Федерации, при этом контроль
за целевым использованием ассигнований практически
отсутствует.
Считая существующее положение судов России далее
нетерпимым, Совет судей Российской Федерации
постановил:
1. Довести до сведения Президента Российской Федерации
Б.Н. Ельцина и Председателя Правительства Российской
Федерации Е.М. Примакова позицию Совета судей Российской
Федерации о том, что в случае непринятия экстренных мер по
восстановлению финансирования федеральной судебной системы в
объемах бюджета 1998 года, судебная деятельность в России
будет вынужденно прекращена в ближайшее время.
2. Просить Председателя Правительства Российской
Федерации Е.М. Примакова незамедлительно решить вопрос с
финансированием судов общей юрисдикции через Судебный
департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
3. Поставить перед Правительством Российской Федерации
вопрос об установлении с 1 января 1999 года заработной платы
судьям и работникам аппарата судов с учетом официального
уровня инфляции по отношению к 1 февраля 1997 года (статья 81-
1 Кодекса законов о труде Российской Федерации, статьи 1, 2
Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов граждан РСФСР").
4. Потребовать от Генерального прокурора Российской
Федерации принятия решения по постановлению Президиума Совета
судей от 2 сентября 1998 года в соответствии с уголовно-
процессуальным законом.
5. Финансовой комиссии Совета судей Российской Федерации
совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде
Российской Федерации после утверждения разделительного
баланса проанализировать деятельность Министерства юстиции по
вопросу целевого использования ассигнований, выделенных на
содержание судов общей юрисдикции.
6. Предложить советам судей субъектов Российской
Федерации принять участие в формировании разделительного
баланса и организовывать проверки в органах юстиции по
целевому использованию денежных средств в 1998 году.
7. Поручить Президиуму Совета судей Российской Федерации
в случае неполучения ответа от Генерального прокурора
Российской Федерации в течение 10 дней, поставить перед
Президентом Российской Федерации и Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации вопрос об
ответственности Генерального прокурора Российской Федерации.
Председатель Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
|