ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 1998 г. N ГКПИ 98-547
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного
Суда РФ Романенкова Н.С.
при секретаре Емельяновой М.А.
с участием прокурора Харланова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Гращенкова Анатолия Ивановича, Лапшова Максима
Анатольевича, Спицыной Галины Васильевны о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября
1998 года N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин, утвержденный Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745",
установил:
Гращенков А.И., Лапшов М.А., Спицына Г.В. обратились в
Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывают, что 3 сентября
1998 года Правительство РФ приняло Постановление N 1027 "О
внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в
том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин, утвержденный Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745".
Данное Постановление принято с нарушением установленного
действующим законодательством порядка и подлежит отмене, поскольку
согласно ст. 1 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты
с населением при осуществлении торговых операций производятся с
обязательным применением контрольно - кассовых машин.
Правительству РФ по согласованию с законодательным органом страны
- Верховным Советом РФ делегировано право утвердить Перечень
отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин.
Во исполнение вышеназванного Закона Правительство РФ утвердило
согласованный с законодательным органом страны такой Перечень
(Постановление N 745 от 30 июля 1993 года).
Постановлением Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998
года внесены изменения в Перечень, и оно не было согласовано с
представительным и законодательным органом страны независимо от
названия: Верховный Совет или Государственная Дума.
Названное Постановление не делает различий между спецификой
деятельности при торговле на улице или торговлей в обустроенных и
приспособленных помещениях, лишенных воздействия окружающей среды:
магазины, киоски, ларьки, павильоны.
Кроме того, это Постановление подписано неправомочным лицом,
т.к. исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ был
назначен на эту должность в нарушение действующего
законодательства, в частности статьи 8 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",
регулирующей порядок исполнения обязанностей Председателя
Правительства РФ. Оспариваемое Постановление ограничивает права
уличных торговцев и искусственно препятствует свободной
конкуренции.
Контрольно - кассовые машины в условиях Урало - Сибирского
региона и Севера не приспособлены к работе на открытом воздухе, и
уличные торговцы ставятся в неравные условия с другими
предпринимателями и лишаются права на труд.
Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков В.М.
пояснили в суде, что доводы заявителей являются несостоятельными.
Постановление Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998 года
принято в соответствии с полномочиями Правительства Российской
Федерации, установленными Конституцией РФ и Федеральным
конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998 года
подписано исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ,
который был назначен на эту должность Указом Президента РФ, и
данный акт никем не отменен.
Если Постановлением Правительства РФ N 11 от 6 января 1997
года "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно
- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением
на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других
территориях, отведенных для осуществления торговли" было введено
обязательное применение контрольно - кассовых машин при
осуществлении торговли из находящихся на территории рынков,
ярмарок, выставочных комплексов и на других территориях,
отведенных для осуществления торговли, палаток, киосков, ларьков,
павильонов и помещений контейнерного типа и других аналогично
обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а
также с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при
торговле непродовольственными товарами, то для индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих торговлю с открытых прилавков, не
находящихся внутри крытых помещений, применение контрольно -
кассовых машин не предусматривалось.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1998 года
N 1027 установлены единые требования к индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим торговлю с открытых прилавков,
как находящихся, так и не находящихся внутри крытых помещений, по
применению контрольно - кассовых машин.
Принимая Постановление от 3 сентября 1998 года N 1027,
Правительство РФ не могло ограничить право гражданина на труд,
т.к. ему законом только предоставлено право утверждать Перечень
отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин.
По данным Государственной межведомственной экспертной комиссии
по контрольно - кассовым машинам в Государственный реестр
контрольно - кассовых машин, используемых на территории России,
включено 122 модели, которые различаются технико - экономическими
параметрами, сферами применения, температурными режимами рабочей
среды и рядом других показателей.
Кроме того, по заказам пользователей отечественные
производители могут поставлять для работы контрольно - кассовые
машины в специальном исполнении с учетом температурного режима,
повышенной влажности.
Суд, выслушав объяснения заявителей Гращенкова А.И., Лапшова
М.А., Спицыной Г.В., представителей Правительства РФ Черемискина
В.И., Кабанкова В.М., исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В.,
полагавшего в удовлетворении заявления отказать, не находит
оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июня 1993 года
N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с
населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг
на территории Российской Федерации производятся всеми
предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими
обособленными подразделениями с обязательным применением
контрольно - кассовых машин. Совет Министров - Правительство
Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом
Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий
предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно - кассовых машин.
Как установлено судом, утвержденный Постановлением
Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 "Перечень отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин" был согласован с Верховным Советом РФ.
Однако Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 года N 1400
"О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"
осуществление законодательной и контрольной функций Верховным
Советом РФ прервано.
После принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
Конституции РФ представительным и законодательным органом
Российской Федерации стало Федеральное Собрание - Парламент
Российской Федерации.
Государственная Дума является одной из палат Федерального
Собрания и не является правопреемником Верховного Совета РФ, в
связи с чем суд не может согласиться с доводами заявителей о том,
что при принятии Постановления N 1027 от 3 сентября 1998 года о
внесении изменений в указанный выше Перечень Правительство РФ
обязано было согласовать этот вопрос с Государственной Думой.
После прекращения деятельности Верховного Совета РФ закона,
которым бы предусматривалась необходимость согласования
Правительством РФ с каким-либо органом государственной власти
вопроса, касающегося вышеназванного Перечня, также не принималось.
Более того, оспариваемое заявителями Постановление
Правительства РФ принято в соответствии с его полномочиями,
установленными Конституцией РФ и Федеральным конституционным
законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997
года N 2-ФКЗ.
Нельзя также согласиться с доводами заявителей, что
оспариваемое Постановление ставит в неравное положение
предпринимателей, осуществляющих торговлю на улице с открытых
прилавков и с прилавков, находящихся в крытых помещениях, что
ограничивает свободу экономической деятельности и право на
свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской деятельности. Обязывая применять контрольно -
кассовые машины, в т.ч. и на улице с открытых прилавков,
независимо от погодных и климатических условий, Правительство РФ
ограничивает право гражданина на труд.
Право частной собственности и свобода предпринимательской и
иной не запрещенной законом экономической деятельности не являются
абсолютными и могут быть ограничены законом.
Нормы Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" имеют
многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов
граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав
потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и
оказания услуг, фискальных интересов государства, налоговой
дисциплины.
Так, согласно ст. 1 Закона РФ "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
осуществление торговых операций или оказание услуг на территории
Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными
подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых
машин.
Правительству РФ законом предоставлено только право утверждать
Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
своей деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин.
При таких данных суд приходит к выводу, что оспариваемое
заявителями Постановление принято Правительством РФ в пределах
своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.
Доводы заявителей о том, что оспариваемое Постановление
подписано ненадлежащим лицом, являются несостоятельными.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает в ч. 2 ст. 8 право Президента РФ
поручать исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ
одному из его заместителей.
Однако Указом Президента РФ от 23 августа 1998 года N 983 было
объявлено об отставке всего Правительства Российской Федерации, и
в соответствии с пунктом "в" статьи 83 и частью второй статьи 117
Конституции РФ глава государства временное исполнение обязанностей
Председателя Правительства РФ возложил на конкретное лицо.
Что касается доводов заявителей о невозможности использования
контрольно - кассовых машин вследствие их технического
несовершенства применительно к климатическим условиям региона, то
они не могут служить основанием для признания незаконным принятого
нормативного акта.
Кроме того, по объяснениям представителя Правительства РФ
отечественной промышленностью освоено производство большой гаммы
компактных контрольно - кассовых машин, предназначенных для работы
в отведенных для торговли местах, в том числе с учетом холодного
периода времени. По заказам пользователей контрольно - кассовых
машин они могут поставляться для работы с учетом не только
воздействия низких температур, но и атмосферного давления, а также
относительной влажности.
В соответствии с действующим законодательством пользователи
контрольно - кассовых машин не лишены возможности защищать свои
права в суде в случае продажи им товара ненадлежащего качества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Гращенкова Анатолия Ивановича, Лапшова Максима
Анатольевича, Спицыной Галины Васильевны о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября
1998 года N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин, утвержденный Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745",
оставить без удовлетворения. Решение Верховного Суда РФ
обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
|