МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 29 октября 1998 г. N 01-08-01/4
К ПРОТОКОЛУ СОВЕЩАНИЯ У ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.БУЛГАКА ОТ 10-16.10.98 N БВ-П7-10ПР
Во исполнение пункта 3 указанного протокола Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
Необходимость принятия кардинальных решений по
совершенствованию налоговой, в том числе, акцизной политики в
нефтегазовом секторе была обусловлена резким снижением цен на
мировом рынке на нефть и нефтепродукты.
По расчетам Минтопэнерго России в I квартале 1998 года
снижение мировых цен составило: по нефти 25%, по нефтепродуктам
- 30%. Как следствие, произошло снижение цен на нефть и
нефтепродукты на внутреннем рынке, что сделало невыгодным
сохранение их производства.
По экспертной оценке предполагалось, что в результате
падения цен выручка от реализации нефти и нефтепродуктов в целом
по топливно-энергетическому комплексу на внутреннем и внешнем
рынках уменьшится за 1998 год на 35 млрд. рублей.
Однако, на сегодняшний день ситуация изменилась.
В связи с ростом курса доллара США по отношению к рублю
резко возросла эффективность экспортных операций и экспортеры
нефти получают дополнительные доходы. По нашим расчетам эти
доходы могут быть частично изъяты в доход федерального бюджета в
виде экспортной пошлины. Размер такой пошлины, по нашему мнению,
должен быть максимально щадящим (порядка 5 ЭКЮ за 1 тонну и
сроком до конца 1999 года) с тем, чтобы дать возможность
нефтяным компаниям направить часть дополнительно полученных
средств на развитие, а также погашение имеющейся у многих из них
недоимки по налогам и иным обязательным платежам.
Кроме того, по расчетам Минэкономики России средняя
экспортная цена нефти за семь месяцев т.г. составила порядка 77
долларов США за 1 тонну при ориентировочной безубыточной
экспортной цене 68 долларов за 1 тонну. Резкое снижение прибыли
экспортеров нефти произошло в основном за счет падения цен в
июне-июле месяце (соответственно 56,35 и 62,2 дол.). В настоящее
время наметилась тенденция некоторого роста цен на нефть.
Следует также принять во внимание снижение доли акциза в
выручке более, чем в 2,5 раза. По нашим расчетам, в сложившихся
условиях нефтеперерабатывающие предприятия будут иметь реальную
возможность уплатить все причитающиеся с них налоги, в том числе
акциз на нефть в размере 55 рублей за 1 тонну.
Что касается введения специального режима налогообложения
нефти, добываемой из новых месторождений, то новый налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов, который должен
взыматься при разработке новых месторождений вместо акциза на
нефть, уже внесен в Государственную Думу Правительством
Российской Федерации в рамках проекта Налогового кодекса, и
целесообразно его рассмотрение при доработке специальной части
Налогового кодекса ко второму чтению.
При этом следует отметить, что поступления от налога на
дополнительный доход от добычи углеводородов впрямую зависят от
доходности добычи, что в условиях нестабильных цен на нефть
адекватно отразится на доходах федерального бюджета.
Согласно действующему налоговому законодательству
обязательство по уплате акцизов возникает в момент отгрузки
подакцизных товаров со склада организации-изготовителя. Такой
порядок установлен в целях полноты сбора налога, и для
недопущения потерь доходов бюджета представляется, по мнению
Департамента, наиболее оптимальным. Взимание акцизов по мере
отгрузки товаров производителем предусмотрен и во второй части
проекта Налогового кодекса, принятом Государственной Думой в
первом чтении.
Предложенный Минтопэнерго России механизм отложенного
платежа в отношении акцизов и налога на реализацию
горюче-смазочных материалов предполагает передачу
производителями бензина и дизельного топлива своих налоговых
обязательств покупателям этой продукции. Последние должны взять
на себя письменное обязательство по уплате данных налогов вместо
производителей бензина и дизельного топлива, предъявление
которого в налоговый орган приравнивается к уплате указанных
выше налогов производителем.
В соответствии с действующим налоговым законодательством
днем исполнения обязательства по уплате налога для организации
является день зачисления сумм налога, учитываемого организацией,
на счета соответствующих бюджетов. В предложенной схеме
налоговые обязательства организаций-производителей
горюче-смазочных материалов (ГСМ) будут считаться выполненными
и, соответственно, отражаться налоговыми органами как уплаченные
налоги, без реального поступления таких сумм в доходы
федерального бюджета и Федерального дорожного фонда Российской
Федерации. При этом, задержка реальной уплаты может быть сколько
угодно велика, учитывая, что такую схему предлагается
распространить на всю цепочку продаж и перепродаж ГСМ вплоть до
их реализации конечному потребителю.
Реализация внесенного предложения существенным образом
затруднит контроль налоговых органов за полнотой уплаты налога
на реализацию ГСМ и акциза на автомобильный бензин. Вместо
контроля за несколькими крупными производителями нефтепродуктов
налоговые органы будут вынуждены отслеживать движение бензина и
дизельного топлива между огромным числом покупателей и
перепродавцов этой продукции. При этом тот факт, что
обязательства должны быть обеспечены гарантией банка, учитывая,
сложившуюся неустойчивую ситуацию в банковском секторе, не имеет
важного значения. Еще менее значимо и соблюдение положения о
том, что покупатель, выдавший обязательство, должен быть
зарегистрирован в налоговых органах. Сегодня в налоговых органах
зарегистрирована большая часть налогоплательщиков-организаций,
что, однако, многим из них не мешает успешно уклоняться от
исполнения своих налоговых обязательств перед государством.
Внесенное предложение, дающее возможность получения
"безналогового" топлива, создаст дополнительные возможности
злоупотреблений на рынке бензина и дизельного топлива,
аналогичных тем, что имеют место в процессе оборота алкогольной
продукции.
Таким образом, принятие внесенного предложения приведет к
существенным потерям реальных доходов федерального бюджета и
Федерального дорожного фонда, что при сложившейся реальной
экономической ситуации недопустимо, тем более, что по экспертным
оценкам легальный оборот при розничной реализации ГСМ в
настоящее время составляет не более 10% всего оборота.
Что касается возможного упрощения налоговой системы в
нефтедобывающей промышленности путем замены существующих
налоговых платежей (в том числе, акциз, плата за недра,
отчисления на ВМСБ) на единый агрегированный налог, то
заключение по данному вопросу может быть дано только после
представления Минтопэнерго России соответствующих расчетов.
Кроме того сообщаем, что предложения Департамента,
касающиеся неотложных мер по реформированию налоговой системы,
учтены в проекте федерального закона "О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики", направленного 17.10.98,
N 01/10-02-3657.
Заместитель Руководителя Департамента А.И.Салина
|