ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 октября 1998 г. N С3-7/УЗ-819
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В порядке информации сообщаем, что Государственной Думой
16 сентября 1998 г. принят Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности" (далее - Закон).
Закон подписан Президентом Российской Федерации 25 октября
1998 г. (N 158-ФЗ) и вступил в силу со дня его официального
опубликования в "Российской газете" N 188 от 3 октября 1998 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендует
обратить внимание на следующие его положения.
1. Федеральный закон распространяется на органы
государственной власти, местного самоуправления, юридические лица
и индивидуальных предпринимателей, регулирует отношения,
возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных
видов деятельности, и направлен на обеспечение единой
государственной политики при осуществлении лицензирования, при
урегулировании и защите прав граждан, нравственности, здоровья,
обеспечении обороны, безопасности государства, а также на
установление правовых основ единого рынка (п. 1 ст. 1).
2. Действие Закона не распространяется на внешнеторговую
деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране
окружающей среды, деятельность, связанную с использованием
природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с
использованием результатов интеллектуальной деятельности (п. 2
ст. 1).
3. Одним из основных принципов лицензирования, определенных в
статье 3 Закона, является утверждение единого перечня
лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования
на территории Российской Федерации. При этом статьей 18 Закона
установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно
только путем внесения изменений и дополнений в установленный
Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление
которых требуются лицензии. Перечень конкретных видов
деятельности, на осуществление которых требуются лицензии,
содержится в главе III Федерального закона.
Виды деятельности, не включенные в перечень, осуществляются со
дня вступления Закона в силу без лицензии, за исключением случаев,
если лицензирование указанных видов деятельности проводится в
соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до
дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Определено также, что установленный Законом порядок
лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на
порядок лицензирования конкретных видов деятельности,
лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня
вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами
(п. 3 ст. 19 Закона).
4. Осуществлению лицензирования посвящена глава II Закона.
Регулируются вопросы действия лицензии (ст. 7); срока действия
лицензии (ст. 8); лицензионных требований и условий (ст. 9);
принятия решения о выдаче лицензии (ст. 10); приостановления
действия и аннулирования лицензии (ст. 13) и др.
Так, в пункте 3 статьи 13 Закона установлено, в частности, что
лицензия может быть аннулирована решением суда на основании
заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа
государственной власти в соответствии с его компетенцией.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе
приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.
Этой же нормой Закона предусмотрен перечень оснований для
аннулирования лицензии.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ
|