ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 1998 г. N 154/1070-II
О КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБАХ
ПРИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
Заслушав и обсудив информацию о работе контрольно -
ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
отмечает, что контрольно - ревизионные службы образованы в
соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" в 78 субъектах Российской Федерации.
Практика работы контрольно - ревизионных служб при
избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации показывает,
что основное внимание в 1998 году они уделяли контролю за целевым
расходованием бюджетных средств, выделенных на подготовку и
проведение выборов и референдумов всех уровней. Принимаются меры
по усилению контроля за законностью поступления денежных средств в
избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков и за соблюдением порядка их использования.
Вместе с тем некоторые избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации и их контрольно - ревизионные службы не
проявляют настойчивости и принципиальности в вопросах привлечения
нарушивших правила финансирования избирательной кампании лиц к
ответственности. В ряде случаев не удается документально
подтвердить выявляемые факты финансовых нарушений, не
обеспечивается тесное взаимодействие с правоохранительными
органами, слабо анализируется правоприменительная практика в сфере
финансирования избирательных кампаний.
До настоящего времени не созданы контрольно - ревизионные
службы при избирательных комиссиях Кабардино - Балкарской
Республики, Архангельской, Кемеровской, Костромской, Московской,
Самарской, Тверской, Тульской областей, Ненецкого и Ханты -
Мансийского автономных округов.
Требуют приведения в соответствие с федеральным избирательным
законодательством законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, регламентирующие порядок
осуществления контроля за целевым расходованием бюджетных средств,
выделяемых избирательным комиссиям на подготовку и проведение
выборов и референдумов, за порядком формирования и расходования
средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений
и блоков.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Отметить, что проводимая избирательными комиссиями работа
по контролю за целевым расходованием выделенных на подготовку и
проведение выборов и референдумов бюджетных средств, за порядком
формирования и расходования средств избирательных фондов требует
дальнейшего совершенствования, в том числе в области обеспечения
эффективного взаимодействия с правоохранительными и иными
государственными органами, а также укрепления кадрового состава
контрольно - ревизионных служб квалифицированными специалистами.
2. Принять за основу Примерное положение о контрольно -
ревизионной службе при избирательной комиссии субъекта Российской
Федерации (приложение 1) <*> и Положение о Контрольно -
ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации (приложение 2) <*> и направить их в
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, предложив
не позднее 1 декабря 1998 года представить замечания и предложения
в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Приложения 1 и 2 не приводятся.
Заместителю Председателя Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации И.П. Фомичеву, членам Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации В.С. Карпунову и
Е.И. Колюшину, Финансово - контрольному управлению
(Т.А. Петронавичус), Правовому управлению (Р.В. Нарбутов) в срок
до 15 декабря 1998 года доработать проекты указанных положений с
учетом замечаний и предложений избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации и внести доработанные проекты положений на
рассмотрение Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации.
3. В целях осуществления оперативного контроля за порядком
формирования и расходования средств избирательных фондов при
проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации и
обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий
Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации (И.С. Горшков) совместно с
Финансово - контрольным управлением (Т.А. Петронавичус)
разработать с участием Сберегательного банка Российской Федерации
порядок взаимодействия избирательных комиссий и отделений
Сбербанка России в субъектах Российской Федерации по передаче
данных о финансовых операциях на специальных избирательных счетах
избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков на основе Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации "Выборы".
4. Принять к сведению информацию о работе контрольно -
ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации (Приложение 3) и направить ее избирательным комиссиям
субъектов Российской Федерации для ознакомления и использования в
работе.
5. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.В.ИВАНЧЕНКО
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Приложение 3
к Постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 28 октября 1998 г. N 154/1070-II
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ
ПРИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время в 78 субъектах Российской Федерации в
соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" образованы контрольно - ревизионные
службы при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации.
В Кабардино - Балкарской Республике, Архангельской,
Кемеровской, Костромской, Московской, Самарской, Тверской,
Тульской областях, Ненецком и Ханты - Мансийском автономных
округах контрольно - ревизионные службы не созданы.
Количественный состав специалистов контрольно - ревизионных
служб колеблется от 3 до 14 человек. В большинстве субъектов
Российской Федерации (73) контрольно - ревизионные службы созданы
с привлечением специалистов из государственных и иных органов и
учреждений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Привлечение специалистов для работы в контрольно - ревизионных
службах осуществляется в основном на условиях сохранения им
должностных окладов и других выплат по месту основной работы.
Некоторые избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации испытывают определенные трудности при формировании
состава контрольно - ревизионных служб. Так, государственные
налоговые инспекции по Ивановской, Ярославской и Рязанской
областям, Главное управление Банка России по Рязанской области
отказались направить специалистов для работы в контрольно -
ревизионных службах при соответствующих избирательных комиссиях,
ссылаясь на ведомственные нормативные акты, не предусматривающие
такого направления. В отдельных избирательных комиссиях субъектов
Российской Федерации, например, в Воронежской области, возникают
проблемы с привлечением к работе в контрольно - ревизионной службе
уже вошедших в ее состав специалистов государственных органов и
организаций.
В Республиках Алтай, Калмыкия, Владимирской, Рязанской,
Челябинской областях контрольно - ревизионные службы сформированы
только из членов избирательных комиссий этих субъектов и
работников их аппаратов.
Прошедшие избирательные кампании показали, что избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации в 1998 году стали более
организованно вести работу по осуществлению контроля за целевым
расходованием бюджетных средств, выделенных избирательным
комиссиям на подготовку и проведение выборов и референдумов, за
источниками поступления и использованием денежных средств
избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков.
Практика работы контрольно - ревизионных служб при
избирательных комиссиях Российской Федерации показывает, что
основное внимание в их работе в 1998 году уделялось контролю за
целевым расходованием выделенных на проведение выборов и
референдумов бюджетных средств. Проверки законности использования
денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов,
активно осуществляются в Алтайском крае, Ростовской, Иркутской,
Вологодской, Новосибирской областях. Аналогичные проверки начаты и
в других субъектах Российской Федерации, в частности в Карачаево -
Черкесской Республике, Белгородской, Мурманской, Орловской,
Воронежской областях. Вместе с тем охват окружных, территориальных
избирательных комиссий такими проверками пока невелик.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и их
контрольно - ревизионные службы, например, в Республике Мордовия,
Сахалинской области, Усть - Ордынском Бурятском автономном округе,
еще слабо проводят эту работу.
Проверки показывают, что основные нарушения финансовой
дисциплины при проведении выборов всех уровней связаны с нецелевым
расходованием выделенных на проведение выборов денежных средств,
нарушением установленного порядка оплаты труда членов
избирательных комиссий всех уровней и привлеченных лиц, а также
завышением установленных норм по отдельным видам расходов.
Контрольно - ревизионной группой при Избирательной комиссии
Алтайского края была проведена 21 проверка целевого расходования
средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и
проведение выборов, из них 3 - совместно с Контрольно -
ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации
по Алтайскому краю. В ходе проверок выявлены факты нецелевого
расходования бюджетных средств на приобретение запчастей на
арендуемые автомобили, радиоаппаратуры и на другие цели, не
связанные с выборами. По результатам проверок в крае проведены
семинары с главными бухгалтерами избирательных комиссий,
администраций районов и городов края, на которых намечены меры по
предотвращению таких фактов в дальнейшем.
В 1998 году контрольно - ревизионной службой при Избирательной
комиссии Новосибирской области были выявлены факты нецелевого
использования бюджетных средств в Усть - Таркском и Маслянинском
районах при проведении выборов главы администрации Новосибирской
области на общую сумму 23 тыс. рублей, которые в ходе проверки
были возвращены на счет областной избирательной комиссии, в
Заельцовском избирательном округе города Новосибирска - на сумму
17,5 тыс. рублей при проведении выборов депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы
проверок с фактами нарушений стали предметом рассмотрения в
районных и городских администрациях, приняты соответствующие меры
по устранению нарушений.
В ходе проверок контрольно - ревизионными службами при
избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации в текущем
году выявлены факты, связанные с завышением уровня оплаты труда
членам избирательных комиссий и привлеченным лицам. Так,
контрольно - ревизионной службой при Избирательной комиссии
Иркутской области установлены нарушения в оплате труда членов
территориальных избирательных комиссий городов Саянска и Тайшета,
в результате общее завышение расходов на оплату составило
30,7 тыс. рублей. По итогам выборов губернатора Иркутской области
в этих же комиссиях премированы на общую сумму 24,0 тыс. рублей
работники администраций городов Саянска и Тайшета, с которыми не
были заключены трудовые соглашения. Результаты проверок дважды
рассматривались на заседаниях Избирательной комиссии области,
излишние средства, полученные членами избирательной комиссии
города Тайшета, возвращены, материалы о незаконно полученных
членами территориальной избирательной комиссии города Саянска
средствах переданы в УВД Иркутской области.
Контрольно - ревизионными службами при избирательных комиссиях
субъектов Российской Федерации принимаются меры по контролю за
законностью поступления денежных средств в избирательные фонды,
правильным использованием этих средств, хотя во многих регионах,
например в Республике Ингушетия, Калининградской, Кировской,
Пензенской, Псковской областях, работа в этом направлении пока
только начинается.
В Республике Марий Эл в период избирательной кампании по
выборам Президента Республики Марий Эл и депутатов
Государственного Собрания Республики Марий Эл в 1996 году
контрольно - ревизионная служба при Избирательной комиссии
республики осуществляла активное взаимодействие с отделениями
Сберегательного банка Российской Федерации по вопросам
формирования и расходования избирательных фондов кандидатов,
участвовала в приеме финансовых отчетов о поступлении и
расходовании избирательных фондов от более 400 кандидатов.
Определенный опыт работы по контролю за избирательными фондами
кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания
Ростовской области в 1998 году накоплен контрольно - ревизионной
службой при Избирательной комиссии Ростовской области. Установлены
факты нарушения законодательства при поступлении пожертвований в
избирательные фонды. Данные пожертвования составили 6,4 процента
от общей суммы пожертвований и возвращены жертвователям. Выявлены
также многочисленные случаи изготовления и распространения
агитационных печатных материалов при отсутствии средств в
избирательных фондах кандидатов. В связи с финансовыми нарушениями
при ведении избирательной кампании в отношении двух кандидатов
была отменена их регистрация. Суды, в которых рассматривались
жалобы этих кандидатов, решения избирательных комиссий оставили в
силе. В Республике Карелия, Тульской и Саратовской областях прошли
судебные процессы по фактам нарушений отдельными кандидатами
законодательства о финансировании избирательной кампании, на
которых решения избирательных комиссий были также признаны
обоснованными.
Контрольно - ревизионной службой при Избирательной комиссии
Свердловской области установлены факты подкупа избирателей при
досрочном голосовании в городе Алапаевске и Октябрьском районе
города Екатеринбурга при проведении выборов депутатов
Законодательного Собрания Свердловской области, на основании чего
избирательная комиссия области приняла решение об отмене
результатов досрочного голосования в указанных районах.
Тем не менее в избирательные комиссии поступают жалобы и
заявления участников избирательного процесса, в центральной и
местной прессе публикуются материалы о многочисленных нарушениях
законодательства в части финансирования избирательных кампаний,
при проверке которых не принимается достаточных мер.
Особенно серьезные замечания вызывает практика формирования
избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков и использования средств этих фондов в целях
финансирования предвыборных агитационных мероприятий. Эти
нарушения объясняются во многом тем, что избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации и их контрольно - ревизионные
службы не проявляют настойчивости и принципиальности в вопросах
выявления и привлечения лиц, нарушивших правила финансирования
предвыборной агитации, к ответственности. В ряде случаев не
удается документально подтвердить выявленные факты финансовых
нарушений, слабо анализируется правоприменительная практика в
сфере финансирования избирательных кампаний.
Серьезные претензии вызывает слабое взаимодействие
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их
контрольно - ревизионных служб с правоохранительными органами по
вопросам выявления и привлечения к ответственности лиц, виновных в
нарушении законодательства о финансировании избирательных
кампаний.
Избирательные комиссии, их контрольно - ревизионные службы не
всегда проявляют должную требовательность к учреждениям банков -
держателям счетов избирательных фондов, слабо взаимодействуют с
ними, в результате избирательные комиссии некачественно выполняют
требования законодательства о периодическом направлении для
опубликования в средствах массовой информации сведений о
поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
Требуют приведения в соответствие с федеральным избирательным
законодательством нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, регламентирующие правила финансирования избирательных
кампаний, и особенно по контролю за формированием и использованием
денежных средств избирательных фондов, установлению предельных
размеров их расходования. Кроме того, в нормативных правовых актах
целого ряда субъектов Российской Федерации содержится лишь
упоминание о создании контрольно - ревизионных служб при
избирательных комиссиях. Необходима подробная регламентация задач,
функций и прав контрольно - ревизионных служб как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предлагается следующее.
1. Принять за основу Примерное положение о контрольно -
ревизионной службе при избирательной комиссии субъекта Российской
Федерации и Положение о Контрольно - ревизионной службе при
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и
направить их в избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации для получения от них замечаний и предложений.
2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской
Федерации:
принять необходимые меры по реализации статьи 48 Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", обеспечив
создание контрольно - ревизионных служб при избирательных
комиссиях и укрепление их состава квалифицированными
специалистами;
ввести в практику проведение совместно с органами
государственного финансового контроля, находящимися на территории
субъекта Российской Федерации, систематических проверок соблюдения
избирательного законодательства, регламентирующего расходование
бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и
референдумов;
рассмотреть результаты работы контрольно - ревизионных служб
за 1998 год, определить меры, направленные на предупреждение
нарушений правил финансирования избирательной кампании, уделив
особое внимание вопросам формирования и использования средств
избирательных фондов.
3. Управлениям Аппарата Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, Контрольно - ревизионной службе при
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:
принять участие совместно с Министерством юстиции Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в работе
по подготовке поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации и
проекта Кодекса об административных правонарушениях,
устанавливающих ответственность за нарушение порядка
финансирования избирательных кампаний и предоставления финансовых
отчетов кандидатов, а также за подкуп избирателей;
подготовить обращение в Министерство внутренних дел Российской
Федерации, Министерство финансов Российской Федерации,
Государственную налоговую службу Российской Федерации, Центральный
банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской
Федерации с просьбой дать указание своим территориальным органам о
направлении квалифицированных специалистов для работы в этих
службах, а также обращение в МВД России и Генеральную прокуратуру
Российской Федерации с предложениями о разработке и реализации
комплекса совместных организационных мер по усилению контроля за
исполнением избирательного законодательства Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, об оказании содействия в вопросах
установления фактов нарушения финансирования избирательных
кампаний и их предотвращения, привлечения виновных к
ответственности, а также с просьбой дать указание своим
территориальным органам о разработке аналогичных мер;
в целях обучения руководителей контрольно - ревизионных служб
при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации
практиковать их выезды в 1999 году в те избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации, в которых имеется положительный
опыт работы этих служб.
4. В целях обеспечения оперативного контроля за порядком
формирования и расходования средств избирательных фондов при
проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации,
гласности в деятельности избирательных комиссий Федеральному
центру информатизации при Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации совместно с Финансово - контрольным
управлением разработать с участием Сбербанка России технологию
взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации и отделений Сбербанка России в субъектах Российской
Федерации по передаче данных о финансовых операциях на специальных
избирательных счетах кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков (в рамках функционального комплекса задач
"Финансы - учет и контроль финансов") в Государственную
автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".
Финансово - контрольное управление
Правовое управление
|