ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 1998 г. No. 4118/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение от 15.09.97, постановление апелляционной
инстанции от 25.11.97 Арбитражного суда Сахалинской области по
делу No. А-59-4725/97-С/3 и постановление Федерального
арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.02.98 по тому же
делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд
Сахалинской области с иском о признании недействительным пункта 1
постановления Сахалинской областной Думы от 23.06.97 No. 10/205-2
"О письме председателя комитета по охране окружающей среды и
природных ресурсов Сахалинской области".
Решением от 15.09.97 в удовлетворении искового требования
отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.11.97 решение
оставлено без изменений.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановлением от 04.02.98 оставил названные выше решение и
постановление без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается все названные судебные акты отменить,
производство по делу прекратить.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Арбитражный суд обоснованно принял к производству исковое
заявление прокурора, поскольку спор носит экономический характер,
он возник из гражданских правоотношений о признании частично
недействительным постановления ненормативного характера и
нарушающего права и законные интересы граждан.
Как следует из материалов дела, Сахалинская областная Дума
23.06.97 приняла постановление No. 10/205-2, пунктом 1 которого
комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов
Сахалинской области разрешено произвести оплату счетов, связанных
с его функциональной деятельностью, на общую сумму 308,4 млн.
рублей со счета Сахалинского областного внебюджетного
экологического фонда.
Названный фонд был создан Сахалинской областной Думой в ноябре
1994 года для решения неотложных природоохранных задач,
восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации
причиненного вреда и других природоохранных задач Сахалинской
области.
Согласно пункту 2.1 Положения о Сахалинском областном
внебюджетном экологическом фонде (утверждено постановлением
Сахалинской областной Думы от 11.11.94 No. 7/59) фонд образуется
за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений,
организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и
граждан, в том числе:
- платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,
размещение отходов и другие виды загрязнения (вредного
воздействия);
- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за
экологические правонарушения;
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и
рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
- средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам,
банковским депозитам, от использования средств фонда в
деятельности юридических лиц;
- иных средств, которые должны поступать в фонд в соответствии
с действующим законодательством.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 21 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды" экологические фонды расходуются на
оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер
и программ по охране окружающей природной среды, на
воспроизводство природных ресурсов, научные исследования,
внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных
сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение
вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными
воздействиями на окружающую природную среду, развитие
экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с
охраной окружающей природной среды.
Запрещается расходование средств экологических фондов на цели,
не связанные с природоохранительной деятельностью.
В данной норме отсутствует запись о возможном использовании
средств этого фонда на расходы, возникающие от функциональной
деятельности органов по охране окружающей природной среды.
То, что средства внебюджетных фондов изъятию не подлежат и
расходуются в соответствии с целевым назначением, установлено и
статьей 22 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав
и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов
представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".
Таким образом, оспариваемый пункт постановления не
соответствует закону, и у суда не имелось оснований для отказа в
иске о признании постановления частично недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 15.09.97, постановление апелляционной инстанции от
25.11.97 Арбитражного суда Сахалинской области по делу
No. А-59-4725/97-С/3 и постановление Федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа от 04.02.98 по тому же делу отменить.
Признать недействительным пункт 1 постановления Сахалинской
областной Думы от 23.06.97 No. 10/205-2 "О письме председателя
комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов
Сахалинской области".
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|