ПИСЬМО ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ
от 21 октября 1998 г. N ВНК-1-16/1512
В соответствии с поручением Правительства Российской
Федерации Государственная налоговая служба Российской Федерации
по согласованию с Государственной межведомственной экспертной
комиссией по контрольно-кассовым машинам представляет пояснения
по вопросу о своевременности и целесообразности повсеместного
внедрения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением в условиях сложной социально-экономической
ситуации.
Принятый 18 июня 1993 года Закон Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" направлен на обеспечение учета и контроля
за денежной выручкой и полнотой сбора налогов на предприятиях и в
организациях всех форм собственности, создание необходимых
условий для реализации мер по защите прав потребителей, повышение
уровня и достоверности информации о движении товаров и оказания
услуг.
В соответствии с этим Законом денежные расчеты с населением
при осуществлении торговых операций или оказании услуг на
территории Российской Федерации должны производится всеми
предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими
обособленными подразделениями с обязательным применением
контрольно-кассовых машин. На физических лиц, не являющихся в
соответствии с законодательством Российской Федерации
предпринимателями, действие Закона не распространяется. Законом
предусмотрено, что от применения контрольно-кассовых машин
освобождаются в порядке исключения только отдельные категории
предприятий, включенные в "Перечень отдельных категорий
предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты
с населением без применения контрольно-кассовых машин",
утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее -
Перечень).
Впервые такой перечень был утвержден постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993
года N 745. С этого времени проводится работа по расширению сфер
применения контрольно-кассовых машин, что находит свое отражение
в упомянутом Перечне.
В отличие от Перечня, утвержденного постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993
года N 745 (с учетом постановления от 23 октября 1995 года N 1028
и постановления от 6 января 1997 года N 11). Перечень,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
3 сентября 1998 года N 1027, конкретизирует виды услуг, при
осуществлении которых денежные расчеты с населением могут
производиться без применения контрольно-кассовых машин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января
1997 года N 11 (пункт 1) введено на рынках, ярмарках, в
выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для
осуществления торговли, обязательное применение
контрольно-кассовых машин (преимущественно компактных с
автономным электропитанием) при торговле всеми видами товаров,
включая сельскохозяйственную продукцию. Перечень, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября
1998 года N 1027, сохраняет это положение, расширяя сферу
применения контрольно-кассовых машин на указанных территориях. То
же самое сделано по ряду других позиций Перечня.
< Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1998 г. N 1364
установлено, при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в
выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для
осуществления торговли, за исключением находящихся на этих
территориях палаток, киосков, ларьков и др. обустроенных и
приспособленных торговых мест, не требуется применение
контрольно-кассовых машин >
При осуществлении закупки у населения драгоценных металлов и
драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции, а также при
приеме имущества в залог и на хранение организации несут затраты,
выплачивая наличные деньги клиентам. В соответствии с
законодательством эти операции оформляются соответствующими
договорами с применением документа строгой отчетности
утвержденных форм, в которых наряду с фиксацией выплачиваемых
сумм также фиксируются ряд других необходимых данных о
закупленном товаре или принятых в залог вещах.
Выручка этих организаций формируется от реализации
закупленной продукции или принятых в залог вещей, при этом в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 сентября 1998 года N 1027 реализация этих товаров населению
должна осуществляться с обязательным применением
контрольно-кассовых машин.
Отказ от применения контрольно-кассовых машин позволяет
недобросовестным юридическим и физическим лицам -
предпринимателям сокращать налогооблагаемую базу и формировать
неучтенную выручку в виде наличных денег. В докладе Совета
Безопасности Российской Федерации от 25 декабря 1997 года N
А21-2787 "Проблемы теневой экономики с позиции экономической
безопасности Российской Федерации" указано, что именно неучтенная
выручка служит источником финансирования криминальных структур. В
названном докладе размеры теневой экономики оцениваются в
пределах 40 - 45% к ВВП. По оценкам МВД России теневая экономика
охватывает от 30 до 40% объема продукции, услуг (оборота) в малом
бизнесе.
С лотков, открытых прилавков и т.д. на рынках и в других
местах, отведенных для торговли, осуществляется массовая продажа
товаров, включая дорогостоящие (ковры, шубы, радиоаппаратура и
т.п.). Исключение сумм, вырученных за продажу этих товаров, из
налогооблагаемой массы наносит серьезный ущерб государству.
В соответствии с п.10 Национального плана проверок
налогоплательщиков на 1998 год, в апреле - мае 1998 года
налоговыми органами совместно с органами федеральной службы
налоговой полиции и органами внутренних дел проведены проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, на
других территориях, отведенных для осуществления торговли, а
также на платных автостоянках.
Всего проверено 9 446 рынков, ярмарок и выставочных
комплексов с наличием торговых мест в проверенных объектах 245
606, из которых проверке подверглись 68 675 или 28%.
В целом по Российской Федерации установлено 7 440 случаев
нарушений законодательных и нормативных актов о применении
контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных
комплексах. При этом в ряде регионов они установлены каждой
третьей - пятой проверкой.
Аналогичная ситуация сложилась и в других сферах, связанных
с оказанием платных услуг населению и оборотом наличных денег
(автомобильные стоянки и парковки, рестораны, бары, автозаправки,
услуги такси).
По данным Счетной Палаты Российской Федерации (письмо от 16
июля 1998 года N 01-823/03 на имя Председателя Правительства
Российской Федерации) в настоящее время на территории Российской
Федерации только 70% всего товарооборота осуществляется с
использованием контрольно-кассовых машин, т.е. товарооборот на
сумму более 200 млрд.рублей практически выведен из-под контроля,
вследствие чего налоговые органы не имеют возможности контроля за
достоверностью данных о получении налично-денежной выручки.
Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998
года N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" введен налог с продаж. С учетом этого
целесообразно максимально ускорить внедрение контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью, позволяющих обеспечить контроль за
достоверностью полученной выручки для целей налогообложения.
Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" установлено, что вмененный доход
рассчитывается на основе данных, полученных путем
статистическихисследований, в ходе проверок налоговых и иных
государственных органов, а также оценки независимых организаций
(статья 2). Одновременно Законом предусмотрено, что
налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а
также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций
(пункт 2 статьи 4), включающий обязательное применение
контрольно-кассовых машин при приеме наличных денежных средств от
населения. Федеральным законом "Об упрощенной системе
налогообложения, отчета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" также предусмотрено обязательное соблюдение
порядка ведения кассовых операций (пункт 5 статьи 1). Таким
образом, предприятия, перешедшие на уплату единого налога на
вмененный доход или применяющие упрощенную систему
налогообложения, не освобождаются от применения
контрольно-кассовых машин.
Применение контрольно-кассовых машин позволяет получать
достоверные данные для расчета временного дохода и служит
средством защиты прав потребителей. Как показала практика, их
использование способствует внедрению прогрессивных торговых
технологий и цивилизованных форм торговли. По имеющимся данным
стоимость месячной аренды торгового места на рынках в десятки раз
превышает долю затрат на приобретение контрольно-кассовой машины,
приходящуюся на тот же период и относящуюся на себестоимость.
Помимо прямого экономического эффекта, расширение сфер
применения контрольно-кассовых машин без привлечения
дополнительных бюджетных средств способствует решению
социально-экономических задач, в числе которых:
смягчение криминогенной ситуации в обществе за счет
реализации реального механизма, обеспечивающего ликвидацию
неучтенного оборота наличных денежных средств;
повышение уровня защиты прав потребителей вследствие
обеспечения обязательной выдачи покупателям (клиентам) чеков,
отпечатанных на этих машинах, подтверждающий факт покупки товара.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3
сентября 1998 года N 1027 направлено на более полную реализацию
Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
По состоянию на 1 октября 1998 года в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской
Федерации, включено 122 модели, которые различаются
технико-экономическими параметрами, сферами применения,
температурными режимами рабочей зоны и рядом других показателей.
Доля отечественных машин в общем количестве действующих на
сегодня машин превышает 80%. Отечественной промышленностью
освоено производство большой гаммы компактных контрольно-кассовых
машин, предназначенных для работы в киосках, ларьках, палатках,
павильонах, на лотках, развалах, рынках, ярмарках, выставочных
комплексах и других отведенных для торговли местах, в том числе с
учетом холодного периода года. Например, компактные
контрольно-кассовые машины моделей МИНИКА 1101Ф, МИНИКА 1102Ф,
ЭКР 2102Ф, Меркурий-115Ф, ШТРИХ-2000Ф спроектированы для
применения с минимально допустимой температурой воздуха на
рабочих местах минус 10°С, МИКРО 103-Ф - минус 15°С, а
контрольно-кассовые машины Астра-100Ф и АРКУС-КАСБИ 01Ф - минус
20°С. Кроме того, по заказам пользователей контрольно-кассовые
машины моделей МИКРО 103Ф, АРКУС-КАСБИ 01Ф (производства
Смоленского ПО "Искра", Калужского завода телеграфной аппаратуры)
могут поставляться для работы при более низких температурах
рабочей среды. Эксплуатация компактных контрольно-кассовых машин
безопасна для пользователей, так как для их питания используется
напряжение от 6 до 12 В.
Необходимо также учитывать, что при продаже товаров должен
обеспечиваться надлежащий уровень обслуживания покупателей, а
также организации и оснащения рабочих мест, которые должны
соответствовать правилам продажи отдельных видов товаров,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
19 января 1998 года N 55, и Основам законодательства Российской
Федерации об охране труда.
В соответствии с п.3.9 санитарных правил для предприятий
торговли СанПиН 2.3.5.021-94 "в холодный период времени года
температура на рабочем месте продавца не должна быть ниже 18°С.
По нормам проектирования предприятий розничной торговли
(ВСН-54-87, п.4.2.4.) "Дежурное отопление в торговых залах
магазинов должно быть рассчитано на температуру воздуха в
торговом зале +10°С; в торговых залах рынков - +5°С".
В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации необходимые условия труда на каждом рабочем месте, в
том числе и при мелкорозничной торговле, должны быть обеспечены
работодателем.
Соблюдение установленных правил позволит также обеспечить
установленные температурные режимы хранения продовольственных и
непродовольственных товаров, которые должны соответствовать
требованиям действующих нормативных и технических документов,
стандартов и санитарных правил.
Принимая во внимание обращения, поступающие в Госналогслужбу
России и в Государственную межведомственную экспертную комиссию
по контрольно-кассовым машинам от субъектов Российской Федерации
и организаций, принято решение для пользователей
контрольно-кассовых машин, у которых возникает необходимость
дооснащения значительным количеством контрольно-кассовых машин,
предоставлять возможность такого дооснащения в срок до 15 ноября
1998 года (раздел V протокола заседания Государственной
межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым
машинам от 18 сентября 1998 года N 7/45-98, письмо Госналогслужбы
России от 28 сентября 1998 года N ВК-6-16/659).
Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в
стране, а также в целях обеспечения необходимых условий для
подготовки к внедрению организациями и индивидуальными
предпринимателями контрольно-кассовых машин Госналогслужбой
России совместно с Государственной межведомственной экспертной
комиссией по контрольно-кассовым машинам подготавливается проект
постановления Правительства Российской Федерации,
предусматривающий положение о том, что до 1 апреля 1999 года
могут не применяться контрольно-кассовые машины в отдельных
сферах торговли и оказания услуг. Указанный проект содержит
указания организациям, индивидуальным предпринимателям, а также
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о
принятии мер, обеспечивающих выполнение постановления
Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года N
1027, в том числе по своевременному приобретению, установке и
регистрации в налоговых органах необходимой кассовой техники.
Проект постановления также предусматривает принятие мер по
уточнению перечня отдельных категорий организаций и
индивидуальных предпринимателей, освобождаемых от применения
контрольно-кассовых машин.
В.Н.Ковалев
|