ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 1998 г. N ВП-6-11/749@
(в ред. письма МНС РФ от 24.05.99 N АС-6-18/422@)
Госналогслужба России в связи с принятием Конституционным
Судом Российской Федерации Постановления от 12.10.98 N 24-П
сообщает следующее.
Указанным Постановлением признано не соответствующим
Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 11
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему
сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее
прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по
уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет и
тем самым допускающее возможность повторного взыскания с
налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.
При этом положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о
том, что обязанность юридического лица прекращается уплатой им
налога, предусматривающее с учетом конституционных норм
прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица со
дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета
плательщика независимо от зачисления сумм на соответствующий
бюджетный или внебюджетный счет, согласно указанному Постановлению
Конституционного Суда Российской Федерации признано
соответствующим Конституции Российской Федерации.
С учетом названных положений Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации налоговые органы не вправе взыскивать с
налогоплательщиков суммы налогов, списанных с расчетных счетов
налогоплательщиков на основании их платежных поручений и не
перечисленных по вине кредитной организации в бюджет.
Абзац утратил силу. - Письмо МНС РФ от 24.05.99
N АС-6-18/422@.
Налогоплательщик, являясь клиентом кредитной организации,
связанной с ним договором банковского счета, вправе требовать от
кредитной организации исполнения своих платежных поручений, а
также получать информацию об осуществленных кредитной организацией
операциях по расчетному счету и контролировать их осуществление.
В связи с этим, а также с учетом Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации налоговые органы вправе
предложить налогоплательщикам представлять в налоговый орган копии
платежных поручений, с отметками кредитных организаций об
исполнении указанного поручения, и выписки кредитных организаций
об осуществленных операциях по расчетному счету, свидетельствующих
о надлежащем исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.
В случае отказа налогоплательщика представить указанные
документы налоговым органам надлежит направлять соответствующие
запросы в кредитные организации и при установлении следующих и
нижеперечисленных фактов принять меры к бесспорному взысканию с
налогоплательщика недоимки по налогам и сборам:
- непредъявление налогоплательщиком в кредитные организации
платежных поручений на перечисление денежных средств в бюджет;
- отсутствие на расчетных счетах денежных средств, необходимых
для исполнения кредитной организацией платежных поручений на
уплату налогов и сборов;
- отсутствие списания кредитной организацией денежных средств
с расчетного счета по платежным поручениям налогоплательщика на
перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд.
При наличии информации о неисполнении кредитными организациями
платежных поручений налогоплательщиков на перечисление в бюджет
сумм налогов и сборов налоговым органам надлежит осуществлять
проверки указанных кредитных организаций, в ходе которых провести
инвентаризацию платежных поручений налогоплательщиков на
перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд,
денежные средства по которым фактически не поступили в бюджет по
вине кредитной организации, определить сумму налогов и сборов,
списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, и не
перечисленную в бюджет по вине кредитной организации, и составить
списки предприятий и организаций, направивших в проверяемую
кредитную организацию платежные поручения на перечисление в бюджет
сумм налогов и сборов, которые не были исполнены этой кредитной
организацией на момент проверки.
Начальникам госналогинспекций по субъектам Российской
Федерации по согласованию с территориальными управлениями Банка
России и органами федеральной службы налоговой полиции составить
реестры кредитных организаций, не обеспечивающих своевременность
исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и
сборов в бюджеты всех уровней и других клиентских платежей.
Выдачу налогоплательщикам документов (справок), подтверждающих
постановку на учет, следует осуществлять для открытия расчетных,
текущих и иных счетов только в кредитных организациях, не
включенных в реестр.
В случае изменения финансового состояния кредитной организации
или выявления случаев нарушения банковского и налогового
законодательства оперативно вносить изменения в реестр.
Информацию об исполнении настоящего поручения представить в
Госналогслужбу России до 30.10.98.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
|