ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 1998 г. No. 7298/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение от 11.07.96, постановление апелляционной
инстанции от 28.08.96 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области по делу No. 4025/96 и постановление
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от
28.10.96 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Совместное предприятие в форме товарищества с ограниченной
ответственностью "МеКрон" обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании
недействительным постановления Санкт-Петербургской таможни от
16.02.96 No. 03900-2655/95 о применении штрафных санкций,
предусмотренных статьей 273 Таможенного кодекса Российской
Федерации, за нарушение таможенного режима экспорта, выразившееся
в невыполнении обязанностей по зачислению валютной выручки на счет
в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.
Решением от 11.07.96 исковое требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.08.96 решение
оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 28.10.96 решение и постановление оставил без
изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в иске
отказать.
Президиум считает, что протест подлежит частичному
удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно контрактам от
23.02.94 No. 23 и от 26.05.94 No. 27 (паспорта сделок
No. 1/09171401/000/00025, 1/09171401/000/00092) в адрес фирмы
АО "ЕвроКронштадт" (Финляндия) истцом была осуществлена экспортная
поставка деталей к снегоходам на сумму 91753 финских марки по
указанным в постановлении о нарушении таможенных правил шести
грузовым таможенным декларациям.
Поскольку в указанный срок валютная выручка на счет в
уполномоченном банке на территории Российской Федерации в полной
сумме не поступила, ответчик применил штрафные санкции,
предусмотренные статьей 273 Таможенного кодекса Российской
Федерации, о чем вынесено постановление от 16.02.96
No. 03900-2655/95.
Принимая решение об удовлетворении искового требования,
арбитражные суды исходили из того, что непоступление части
валютной выручки является обоснованным, поскольку поставленный
истцом товар был уценен покупателем на основании рекламационных
актов. Кроме того, суд кассационной инстанции сослался на то, что
зачисление экспортером валютной выручки на счет в уполномоченном
банке на территории Российской Федерации не предусмотрено
Таможенным кодексом Российской Федерации в качестве обязательного
требования таможенного режима экспорта, в связи с чем
непоступление валютной выручки не является нарушением данного
таможенного режима и, следовательно, не влечет применения
ответственности по статье 273 Таможенного кодекса Российской
Федерации.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и
пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92
No. 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экспортных пошлин" валютная выручка от
экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению
на счета в уполномоченных банках на территории Российской
Федерации. Из содержания этих правовых норм следует, что
зачисление экспортерами валютной выручки на счета в этих банках
является обязательным условием экспортных операций.
Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяя
требования к экспортным операциям, устанавливает, что экспорт
товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных
пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер
экономической политики и выполнения других требований,
предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства
Российской Федерации по таможенному делу. Таким образом, уплата
вывозных пошлин и иных таможенных платежей не исчерпывает перечня
требований к экспортным операциям и не ограничивает условий
таможенного режима экспорта.
Согласно статье 24 Таможенного кодекса Российской Федерации в
случае, если Кодексом не предусмотрены положения, регулирующие
отдельные вопросы применения таможенных режимов, Государственный
таможенный комитет Российской Федерации вправе впредь до принятия
соответствующих законодательных актов определять особенности
правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать
таможенные режимы, не предусмотренные Кодексом.
Эти полномочия реализованы в отношении таможенного режима
экспорта товаров в инструкции "О порядке осуществления валютного
контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки
от экспорта товаров" от 12.10.93, утвержденной Центральным банком
Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.1 инструкции
экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от
экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках на
территории Российской Федерации. Кроме того, пункт 3.2 инструкции
устанавливает, что с подписанием паспорта сделки экспортер
принимает на себя ответственность за зачисление в полном объеме и
в установленные сроки выручки от экспорта товаров.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 No. 1209
также подтверждено, что зачисление на счета в уполномоченных
банках на территории Российской Федерации валютной выручки от
экспорта товаров является требованием таможенного режима экспорта
в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Российской
Федерации (пункт 7 Указа).
Таким образом, следует признать, что зачисление экспортерами
на счета в уполномоченных банках на территории Российской
Федерации валютной выручки является условием таможенного режима
экспорта. При этом экспортер обязан не только зачислять на счет в
уполномоченном банке полученную валютную выручку, но и в качестве
обеспечения зачисления выручки предпринять все необходимые меры
для ее получения от покупателя экспортируемого товара.
Незачисление валютной выручки, равно как и непринятие
необходимых мер для ее получения являются нарушениями таможенного
режима экспорта и подпадают под действие статьи 273 Таможенного
кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за
несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима.
Факт непоступления выручки в полном объеме подтверждается
материалами дела и истцом не опровергается.
Вместе с тем вывод арбитражных судов всех инстанций об
обоснованности непоступления части валютной выручки основан на
неполном исследовании обстоятельств дела.
В материалах дела имеется ссылка на заключение уполномоченного
МВЭС России по городу Санкт-Петербургу от 23.01.96 No. 24/1-И о
признании непоступления части валютной выручки необоснованным.
Однако данный документ судами не был исследован, не выяснены также
и основания вынесения такого заключения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 11.07.96, постановление апелляционной инстанции от
28.08.96 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по делу No. 4025/96 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.96 по тому же
делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|