ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 103-114/88
ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
N АК-08-28/8715
ПИСЬМО
от 13 октября 1998 года
Направляем для сведения и использования в практической работе
Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от
26.08.98 N 5-6 и Информацию "О совместной работе ФНПР и
Пенсионного фонда Российской Федерации по реализации Федерального
закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
Заместитель Председателя
Федерации Независимых
Профсоюзов России
В.С.ГОНЧАРОВ
Заместитель Председателя
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.П.КОЛЕСНИК
ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 1998 г. N 5-6
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА ФНПР
ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1997 Г. N 6-1 "О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ФНПР
И ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
СТРАХОВАНИЯ"
Рассмотрев ход выполнения Постановления Исполкома Генерального
Совета ФНПР от 17 сентября 1997 г. N 6-1 "О совместной работе ФНПР
и Пенсионного фонда Российской Федерации по реализации
Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования", Исполком
Генерального Совета ФНПР постановляет:
1. Принять к сведению Информацию отдела по проблемам
социальных гарантий Аппарата ФНПР "О ходе выполнения Постановления
Исполкома Генерального Совета ФНПР от 17 сентября 1997 г. N 6-1 "О
совместной работе ФНПР и Пенсионного фонда Российской Федерации по
реализации Федерального закона "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
страхования" (прилагается).
Совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР)
направить настоящую Информацию членским организациям ФНПР и
региональным отделениям ПФР для использования в практической
работе, а также в Российскую трехстороннюю комиссию по
регулированию социально - трудовых отношений.
2. Рекомендовать членским организациям ФНПР продолжить
совместную с региональными отделениями ПФР и соответствующими
местными органами исполнительной власти работу по введению
персонифицированного учета, обратив особое внимание на включение
этих вопросов в коллективные договора, территориальные и
отраслевые соглашения, создание комиссий по пенсионным вопросам в
первичных профсоюзных организациях, проведение аттестации рабочих
мест и уточнение профессий, предусмотренных Списками N 1 и 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих
право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными
Постановлениями Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10
и Советом Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.
3. Центру общественных связей ФНПР совместно с отделом по
проблемам социальных гарантий Аппарата ФНПР и членскими
организациями ФНПР постоянно освещать практику работы профсоюзных
организаций и региональных отделений Пенсионного фонда Российской
Федерации по реализации Федерального закона "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
страхования" во всех средствах массовой информации.
Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА ФНПР
ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1997 Г. N 6-1 "О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ФНПР
И ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
СТРАХОВАНИЯ"
В соответствии с Постановлением Исполкома Генерального Совета
Федерации Независимых Профсоюзов России от 17 сентября 1997 г.
N 6-1 ФНПР и ее членские организации совместно с региональными
отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
продолжили работу по выполнению заключенного 2 декабря 1996 года
Соглашения между ФНПР и ПФР "О совместных действиях по реализации
Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон
о персонифицированном учете).
Для его реализации ФНПР и ПФР утверждена Программа на 1998 год
по выполнению вышеуказанного Соглашения. Постановление и Программа
были направлены членским организациям ФНПР и региональным
отделениям ПФР, а также опубликованы в газете "Солидарность",
журнале "Пенсия" и других средствах массовой информации.
В первом полугодии 1998 года проведен ряд совещаний с участием
руководителей и специалистов членских организаций ФНПР и
региональных отделений ПФР. На совещаниях вырабатывались
предложения по решению проблем, возникающих в ходе работы по
введению персонифицированного учета на предприятиях, в
объединениях и учреждениях, в том числе путем включения этих
вопросов в коллективные договоры и соглашения.
В соответствии с Программой из работников Исполнительной
дирекции ПФР, Аппарата ФНПР и ее членских организаций создана
рабочая группа по координации совместных действий по внедрению
персонифицированного учета, подготовке предложений по поэтапному
переводу пенсионного законодательства преимущественно на принципы
государственного пенсионного страхования. В настоящее время
рабочая группа совместно с Всероссийским комитетом
"Электропрофсоюз", ЦК Российского профсоюза работников атомной
энергетики и промышленности, Российского профсоюза
железнодорожников и транспортных строителей и соответствующими
отраслевыми ведомствами прорабатывают возможные варианты
реформирования льготного пенсионного обеспечения, организации
профессиональных пенсионных систем.
О совместной работе ПФР и ФНПР, региональных отделений ПФР и
членских организаций ФНПР Пенсионный фонд проинформировал
Правительство Российской Федерации в отчете о работе по реализации
Закона о персонифицированном учете в 1997 году.
Следует отметить, что многие территориальные и отраслевые
профсоюзные органы заметно активизировали свою работу по внедрению
персонифицированного учета. По состоянию на 25 августа 1998 года
соглашения с региональными отделениями ПФР о взаимодействии по
реализации Закона о персонифицированном учете заключили
75 территориальных профобъединений. Свыше 50 процентов
общероссийских профсоюзов включили или намереваются включить эти
вопросы в свои отраслевые тарифные соглашения с соответствующими
министерствами и ведомствами.
Активно развернули работу по внедрению персонифицированного
учета ЦК профсоюза работников государственных учреждений и
общественного обслуживания Российской Федерации, ЦК профсоюза
машиностроителей Российской Федерации, ЦК Российского профсоюза
работников химических отраслей промышленности и другие
общероссийские объединения профсоюзов. ЦК профсоюза работников
торговли, общественного питания, потребительской кооперации и
предпринимательства Российской Федерации "Торговое Единство" на
основе опыта других профсоюзов подготовил и разослал текст
листовок "Твоя будущая пенсия", где в популярной форме изложил
принципы и особенности индивидуального учета в системе
государственного пенсионного страхования; в областные комитеты
профсоюза направлены различные нормативные документы и
рекомендации по этому вопросу, а в отраслевом печатном издании
"Торговая газета" регулярно публикуются консультации по данной
тематике.
Многие территориальные профобъединения (Ивановская,
Свердловская, Московская, Иркутская, Курская области, Алтайский
край, Республика Татарстан и другие) постоянно рассматривают на
своих заседаниях и совещаниях вопросы, связанные с внедрением
персонифицированного учета, разработали и направили в комитеты
профсоюзов и первичные профсоюзные организации рекомендации по
включению этих вопросов в коллективные договоры, созданию и
деятельности комиссий по пенсионным вопросам. Совместно с
региональными отделениями ПФР они проводят обучение профактива,
организуют выступления специалистов в средствах массовой
информации. Например, в Иркутской области за прошедший период было
организовано свыше 130 передач и публикаций, связанных с задачами
и проблемами организации персонифицированного учета.
В Вологодской, Московской, Иркутской, Тверской областях,
Красноярском крае, городах Москве и Санкт - Петербурге
соглашениями на 1998 - 1999 годы между территориальными
профобъединениями, объединениями работодателей и администрациями
указанных субъектов Российской Федерации предусмотрены указания
работодателям по обеспечению достоверности и своевременности
представления в органы ПФР сведений о стаже и заработной плате
работников, а также поручения профсоюзам по проведению
разъяснительной работы среди застрахованных лиц, оказанию
юридической помощи, организации контроля за выполнением
работодателями Закона о персонифицированном учете.
Ряд территориальных профобъединений придают важное значение и
предстоящему реформированию льготного пенсионного обеспечения,
которое затрагивает миллионы работающих граждан. Так,
Краснодарский краевой совет профсоюзов и его членские организации
(здравоохранения, связи, перерабатывающей промышленности)
принимают активное участие в проводимой органами исполнительной
власти работе по аттестации рабочих мест и уточнению списков
производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает
право на льготное пенсионное обеспечение. Вопросы аттестации
рабочих мест по предложению профсоюзов края включены в краевое,
районные и городские соглашения между органами исполнительной
власти, работодателями и профсоюзами. Подобная работа проводится в
Новосибирской, Свердловской областях и других регионах.
Согласно поступающей с мест информации наиболее активно работу
по реализации Закона о персонифицированном учете проводят краевые
и областные комитеты профсоюза работников торговли Курской,
Пензенской, Волгоградской, Самарской, Свердловской, Читинской
областей, Красноярского края, Республики Башкортостан; Ейский
городской комитет профсоюза работников госучреждений и
общественного обслуживания, комитеты профсоюзов работников
здравоохранения и работников агропромышленного комплекса
Краснодарского края; областные комитеты профсоюзов работников
госучреждений и общественного обслуживания, народного образования
и науки, текстильной и легкой промышленности Московской и
Костромской областей; областные комитеты профсоюзов работников
химических отраслей промышленности и работников связи Пермской
области.
Работе по введению персонифицированного учета способствует
включение этих вопросов в коллективные договора. Так, в
соответствии с рекомендациями Хабаровского краевого объединения
профсоюзов на большинстве предприятий края в коллективные договора
включены вопросы, касающиеся внедрения персонифицированного учета.
Наиболее широко эти вопросы нашли отражение в коллективных
договорах объединений агропромышленного комплекса ОАО "Тайга", ОАО
"Комбинат кондитерский "Спутник", ОАО "Масложирокомбинат
"Хабаровский", объединения авиаработников "Дальневосточное
авиационное агентство". Эти вопросы включены в 1320 коллективных
договоров предприятий, организаций и учреждений Новосибирской
области, в более чем 1800 коллективных договоров - по
Нижегородской области.
В Постановлении Исполкома Генерального Совета ФНПР от
17 сентября 1997 г. N 6-1 особое значение придавалось активизации
деятельности первичных профсоюзных организаций по расширению и
восстановлению профсоюзного актива на предприятиях, созданию при
профкомах комиссий по пенсионным вопросам (Типовое положение о
комиссии по пенсионным вопросам профсоюзного комитета предприятия,
учреждения, организаций было утверждено указанным выше
Постановлением). Активно развернута эта работа на таких крупных
объединениях, как ОАО "Уралмаш", ОАО "Турбомоторный завод",
Верхнесалдинское металлургическое ПО, ОАО "Завод резиновых
химических изделий", ОАО "Уральский компрессорный завод", ОАО
"Уральский домостроительный завод", ОАО "Ижмаш", ОАО
"Костромтекстильмаш", Рязанский приборный завод, чеховский
"Энергомаш". В первом полугодии текущего года в первичных
профсоюзных организациях Дальневосточной железной дороги было
вновь образовано 142 комиссии по пенсионным вопросам. В первичных
профсоюзных организациях Ярославской области создано 228 таких
комиссий; в профорганизациях с численностью до 15 человек члены
профкома включены в рабочие группы предприятий по внедрению
персонифицированного учета.
По данным профсоюзных организаций, в настоящее время в работе
по внедрению персонифицированного учета совместно с
территориальными органами ПФР в целом по стране участвуют около
380 тысяч профсоюзных активистов.
Процесс формирования совместных рабочих групп по внедрению
персонифицированного учета продолжается не только на региональном,
но и на городском уровне и предприятиях. Так, в Иркутской области
такие рабочие группы созданы в 25 районах и городах из 37; созданы
и активно работают группы на Ангарском электрохимическом
комбинате, Братском алюминиевом заводе, в Иркутском аэропорту, в
АО "Тайшетлес" и в других объединениях, предприятиях и
организациях.
Ряд территориальных профобъединений усилили контроль за
выполнением своих решений, связанных с внедрением
персонифицированного учета. Так, Ярославский областной совет
профсоюзов в августе - сентябре 1998 г. запланировал проверить
работу профсоюзных организаций в этом направлении. По итогам
проверок предусматривается провести расширенное совместное
заседание с участием руководителей областных комитетов профсоюзов,
председателей профкомов предприятий и организаций, руководителей и
специалистов областного отделения ПФР. Вопрос о ходе реализации
Закона о персонифицированном учете по инициативе Федерации
профсоюзов Красноярского краевого и Воронежского областного
советов профсоюзов, Московской федерации профсоюзов вносился на
рассмотрение региональных трехсторонних комиссий по регулированию
социально - трудовых отношений.
Совместная работа профсоюзных организаций и региональных
отделений ПФР в 1997 - 1998 годах в значительной степени
способствовала выполнению задачи по реализации Закона о
персонифицированном учете. По состоянию на 25 августа 1998 г. в
процесс регистрации в системе государственного пенсионного
страхования было включено свыше 50 млн. работающих граждан. В
соответствии с установленной технологией от работодателей и
самозанятого населения получено более 43 млн. регистрационных
анкет, на основании которых открыто почти 32 млн. индивидуальных
лицевых счетов, к концу года эту цифру планируется довести до
50 млн., что создает предпосылки для повсеместного внедрения
персонифицированного учета к 2000 году.
Однако, по сообщению членских организаций ФНПР, в работе по
реализации Федерального закона о персонифицированном учете на
местах имеются объективные и субъективные причины, тормозящие его
внедрение. Во многом это связано с тем, что данная работа
осуществляется в условиях экономической нестабильности,
продолжающегося падения производства, массовых задержек выплаты
заработной платы и пенсий, неуверенности населения в завтрашнем
дне, роста недоверия в трудовых коллективах к проведению реформ в
стране. Эта ситуация создает серьезные трудности в разъяснительной
работе среди застрахованных лиц.
По информации Хабаровского краевого объединения профсоюзов,
Ивановской областной федерации профсоюзов, Федерации профсоюзов
Липецкой области со стороны региональных отделений ПФР не
оказывается еще требуемая информационная и методическая поддержка
первичным профсоюзным организациям.
Территориальные объединения профсоюзов Волгоградской,
Свердловской и других областей в своих информациях подчеркнули
необходимость усиления роли общероссийских профсоюзов в оказании
помощи своим профсоюзным организациям по внедрению Федерального
закона о персонифицированном учете.
Отдельные территориальные профобъединения указывают на
трудности в получении графиков проведения начальной регистрации
застрахованных лиц на предприятиях; отмечают недостаточную
заинтересованность некоторых отделений ПФР (Орловская область,
Карачаево - Черкесская Республика и др.) в совместной работе по
реализации Закона о персонифицированном учете, обучению членов
рабочих групп и комиссий по пенсионным вопросам, а также
материальном обеспечении проводимой работы (недостаточность
обеспечения бланками анкет застрахованных лиц, отсутствие
отработанной компьютерной программы для работодателей по ведению
персонифицированного учета). Медленными темпами идет выдача
зарегистрированным застрахованным лицам страховых свидетельств
государственного пенсионного страхования. Одновременно ряд
профсоюзных органов высказали пожелания в адрес ФНПР и ПФР по
улучшению информационного обеспечения в этой работе.
Федерация профсоюзов Новосибирской области и ряд других
профобъединений сообщают, что с переходом ко второму этапу
внедрения персонифицированного учета - подготовке индивидуальных
сведений о стаже и заработке застрахованных лиц возникает
потребность в более четкой нормативной документации по организации
на предприятиях всех форм собственности аттестации рабочих мест по
условиям труда для формирования перечней рабочих мест,
наименований профессий и должностей, занятость в которых дает
право на льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с
Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517
"О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за
выслугу лет". Ситуацию в этом вопросе усугубляет отсутствие научно
обоснованных медико - биологических критериев и методов оценки
условий труда, рабочих мест (доступных форм применения), а также
наличие проблем в определении продолжительности специального стажа
в связи с периодической остановкой производства и невыплатой
заработной платы за этот период.
Необходимо также отметить, что Тюменский областной совет
профсоюзов, Федерация независимых профсоюзов Кабардино -
Балкарской Республики и Чувашский республиканский совет профсоюзов
до сих пор не подписали с региональными отделениями ПФР соглашения
о совместной работе по реализации Закона о персонифицированном
учете, не оказывают профсоюзным организациям практической помощи в
этом деле.
В настоящее время во исполнение пунктов 9 и 11 Программы на
1998 год по реализации Соглашения между ФНПР и ПФР готовятся
материалы о ходе работы по внедрению персонифицированного учета
для рассмотрения на заседаниях Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально - трудовых отношений и Правления
Пенсионного фонда Российской Федерации с участием представителей
профсоюзных органов, где будут обсуждены вопросы совершенствования
совместной работы и намечены меры по устранению недостатков,
отмеченных в настоящей Информации.
Отдел по проблемам социальных
гарантий Аппарата ФНПР
|