ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 1998 года
Дело N 30-Г98-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Жилина Г.А.,
судей Горохова Б.А.,
Зайцева В.Ю.
рассмотрела в судебном заседании от 9 октября 1998 года дело по
частному протесту прокурора Карачаево-Черкесской Республики на
определение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики
от 30 июня 1998 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Жилина Г.А.,
заключение помощника Генерального прокурора РФ Корягиной Л.Л.,
поддержавшей протест, Судебная коллегия
установила:
прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с
заявлением о признании недействительной ст. 5 Закона Карачаево-
Черкесской Республики "О Правительстве Карачаево-Черкесской
Республики" по мотиву противоречия ее федеральному
законодательству.
Определением судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской
Республики от 30 июня 1998 г. в принятии заявления прокурору
отказано.
В частном протесте прокурора ставится вопрос об отмене
определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частного протеста,
Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по
следующим основанием.
Отказывая прокурору в принятии заявления, судья в определении
сослалась на п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР и указала, что суды общей
юрисдикции не наделены правомочием проверять конституционность
нормативных актов, перечисленных в ст. 125 Конституции РФ,
поскольку такая проверка осуществляется посредством
конституционного судопроизводства. Однако при этом было оставлено
без внимания, что прокурор, который вообще не является субъектом
обращения в Конституционный Суд РФ, в своем заявлении в Верховный
Суд республики и не ставил вопрос о соответствии Конституции РФ
закона республики так, как это предусмотрено ст. 125 Конституции
РФ, ст. ст. 3, 36 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Обратившись в суд общей юрисдикции, прокурор просил признать
нормативный акт представительного (законодательного) органа
государственной власти республики недействительным по мотиву
противоречия его федеральному законодательству, включая и
Конституцию РФ. Т.е. в данном случае прокурор поставил вопрос о
соответствии нормативного акта республики нормативным актам,
имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст. ст. 1, 4 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" прокуратура как единая федеральная
Централизованная система осуществляет надзор за соблюдением
законов (в том числе и Конституции РФ) и соблюдением прав и свобод
человека и гражданина на территории всей страны, в том числе
органами власти всех субъектов РФ.
В случае принятия этими органами незаконного акта, в том числе
и нормативного, прокурор или его заместитель в соответствии с их
полномочиями обязаны принять все необходимые меры для устранения
нарушения требования права, в том числе и путем обращения в суд с
заявлением о признании такого акта недействительным (ст. ст. 22,
23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Названные нормы федерального законодательства не признаны
Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ и
действуют в полном объеме.
При таких обстоятельствах у судьи не было правовых оснований
отказывать прокурору в принятии заявления по мотиву его
неподведомственности суду общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. ст. 311, 316, 317 п. 2 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия
определила:
определение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской
Республики от 30 июня 1998 г. отменить, вопрос передать для
рассмотрения в суд первой инстанции.
|