Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 1998 г. N 1639
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 октября 1998 г. N 140
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ИЮНЯ 1998 Г.
N 565 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
В целях реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения
государственной религиоведческой экспертизы" приказываю:
1. Образовать при Министерстве юстиции Российской Федерации
Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой
экспертизы при государственной регистрации централизованных
религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации
на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемые Положение об Экспертном совете для
проведения государственной религиоведческой экспертизы при
Министерстве юстиции Российской Федерации и его состав.
3. Организационно - техническое обеспечение деятельности
указанного Экспертного совета возложить на Департамент по делам
общественных и религиозных объединений и Департамент финансово -
экономического и хозяйственного обеспечения.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
руководителя Департамента по делам общественных и религиозных
объединений.
Министр
П.КРАШЕНИННИКОВ
Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 8 октября 1998 г. N 140
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Экспертный совет для проведения государственной
религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской
Федерации (далее именуется - Совет) создается в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня
1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной
религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 23, ст. 2560) с целью проведения
государственной религиоведческой экспертизы при государственной
регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих
местные религиозные организации на территориях двух и более
субъектов Российской Федерации.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации,
Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы и
настоящим Положением.
Состав Совета формируется из представителей органов
государственной власти, ученых - религиоведов, специалистов в
области государственно - церковных отношений и утверждается
Министром юстиции Российской Федерации.
2. Государственная религиоведческая экспертиза (далее
именуется - экспертиза) проводится в случаях, предусмотренных
пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.
N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39,
ст. 4465), по запросам Департамента по делам общественных и
религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации
или территориальных органов юстиции Российской Федерации (далее
именуются - регистрирующие органы).
3. Основными задачами Совета при проведении экспертизы
являются:
определение религиозного характера регистрируемой организации
на основании представленных учредительных документов, сведений об
основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в
представленных религиозной организацией основах вероучения и иных
документах;
разъяснение иных, возникающих при осуществлении
государственной регистрации религиозных организаций вопросов,
требующих экспертной оценки.
4. Запрос о проведении экспертизы направляется в Совет
регистрирующим органом с приложением копий предусмотренных
статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
объединениях" документов, представляемых религиозной организацией
для государственной регистрации.
В своем запросе регистрирующий орган должен обосновать
необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы,
требующие экспертной оценки. В случае, если запрос
регистрирующего органа не основан на законе, он не подлежит
рассмотрению, о чем Совет уведомляет регистрирующий орган.
5. Запросы регистрирующего органа, поступившие на экспертизу
документы, иные материалы, используемые при ее проведении,
учитываются в установленном порядке. Датой представления
документов является дата их фактического поступления в Совет.
6. Экспертиза производится в течение 3 месяцев с даты
поступления запроса в Совет. В случае необходимости получения
разъяснений по представленным документам от религиозных
организаций, а также дополнительных материалов и информации по
линии дипломатических учреждений Российской Федерации в
иностранных государствах, органов исполнительной власти срок
проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением
об этом регистрирующего органа.
7. В процессе своей деятельности Совет вправе запрашивать и
получать от органов исполнительной власти, общественных и
религиозных организаций информацию, необходимую для проведения
экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.
8. Экспертные заключения по поручению председателя Совета, его
заместителя или секретаря готовятся членами Совета и выносятся на
рассмотрение Совета. В качестве консультантов к работе Совета
могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также
представители религиозных организаций.
9. Рассмотрение запроса регистрирующего органа, касающегося
конкретной религиозной организации, производится, как правило, в
присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно
приглашаемого на соответствующее заседание Совета. В случае
неявки представителя религиозной организации на заседание Совета
экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.
10. По результатам проведения экспертизы представленных
документов Совет принимает экспертное заключение, содержащее
обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности)
признания организации в качестве религиозной и достоверности
сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему
практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно
одобрено большинством членов Совета.
Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в
его отсутствие заместителем и в письменной форме направляется
регистрирующему органу с приложением копий материалов,
использованных при проведении экспертизы, и протокола
соответствующего заседания Совета.
11. Порядок работы Совета определяет его председатель в
соответствии с настоящим Положением. Заседания Совета проводятся
по мере необходимости и считаются правомочными, если на них
присутствует не менее половины его членов.
12. Совет имеет бланк и штамп со своим наименованием.
Утвержден
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 8 октября 1998 г. N 140
СОСТАВ
ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Мчедлов М.П. - директор Исследовательского центра "Религия в
современном обществе" Российского независимого института
социальных и национальных проблем (председатель Совета)
Залужный А.Г. - заместитель начальника отдела регистрации
религиозных объединений Департамента по делам общественных и
религиозных объединений, кандидат философских наук (секретарь
Совета)
Алексеев В.А. - советник Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, доктор философских
наук, профессор
Балагушкин Е.Г. - старший научный сотрудник Института
философии Российской академии наук
Бурковская В.А. - научный сотрудник НИИ Проблем укрепления
законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской
Федерации, кандидат юридических наук
Зубов А.Б. - ведущий научный сотрудник Института
востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук
Зуев Ю.П. - заместитель заведующего кафедрой религиоведения
Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент
Кантеров И.Я. - профессор кафедры философии Института
переподготовки и повышения квалификации преподавателей
гуманитарных и социальных наук Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова
Кудрявцев А.И. - заместитель начальника отдела по
взаимодействию с религиозными организациями Главного управления
внутренней политики Президента Российской Федерации, кандидат
исторических наук
Михайлов Г.А. - начальник отдела по связям с религиозными
организациями Департамента по взаимодействию с Государственной
Думой Аппарата Правительства Российской Федерации (по
согласованию)
Одинцов М.И. - заместитель заведующего кафедрой религиоведения
Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации
Пучков П.И. - заведующий Центром по изучению религий и
этноконфессиональному картографированию Института этнологии и
антропологии им. Н.Н. Миклухо - Маклая Российской академии наук
Пчелинцев А.В. - директор Института религии и права
Рудкевич Е.Д. - старший научный сотрудник Института социологии
Российской академии наук
Яблоков И.Н. - заведующий кафедрой философии религии и
религиоведения Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
Яковенко С.Г. - старший научный сотрудник Центра истории
религии и церкви Института российской истории Российской академии
наук, кандидат исторических наук
|