ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 1998 года
Дело N 46-Г98-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Жилина Г.А.,
судей Горохова Б.А.,
Зайцева В.Ю.
рассмотрела в судебном заседании от 6 октября 1998 г. по
кассационной жалобе К. на решение судебной коллегии по гражданским
делам Самарского областного суда от 4 августа 1998 г. дело по
заявлению К. о назначении даты выборов в органы местного
самоуправления Ленинского района г. Самары.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения представителя Самарской городской Думы и
председателя Самарской городской избирательной комиссии,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Корягиной Л.Л., полагавшей решение оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
К. обратился в суд за защитой своего права избирать и быть
избранным в органы местного самоуправления и просил назначить дату
выборов в органы местного самоуправления Ленинского района г.
Самары, ссылаясь на то, что в нарушение федерального
законодательства граждане района лишены права на осуществление
местного самоуправления в районе.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Самарского
областного суда от 4 августа 1998 г. заявление К. было оставлено
без удовлетворения по тем основаниям, что ни законодательство
Самарской области, ни Устав г. Самары не предусматривают создания
в районах города муниципальных образований.
В кассационной жалобе К. поставлен вопрос об отмене решения,
как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996
года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" определена сфера действия настоящего Федерального
закона:
1. Настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
законодательным (представительным) органом субъекта Российской
Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения
муниципальных выборов;
представительным органом местного самоуправления или на местном
референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный
представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются
должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок
образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований;
истекли установленные сроки полномочий выборных органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного
самоуправления или выборных должностных лиц местного
самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не
назначены уполномоченным органом или должностным лицом в
установленные сроки; отсутствуют органы или должностные лица,
уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов
местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления; муниципальные образования упразднены, объединены
или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в
порядке, противоречащем законодательству, либо фактически
перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные
права граждан, проживающих на территории муниципального
образования, избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления муниципального образования.
2. Настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления в части, не
урегулированной законами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в
ред. Федерального закона от 22.06.98 N 85-ФЗ).
Суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для
применения норм указанного Федерального закона при рассмотрении
дела по заявлению К. нет.
В Самарской области приняты областные Законы от 21 декабря 1995
г. "О местном самоуправлении в Самарской области" и от 27 мая 1997
г. "Об административно-территориальном устройстве Самарской
области", в которых определены территории муниципальных
образований в Самарской области: муниципальными образованиями в
Самарской области являются города областного значения и районы
Самарской области.
Такое определение территорий местного самоуправления
произведено в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28
августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в пределах компетенции
законодательного органа Самарской области и не нарушает права
граждан на местное самоуправление, которое в Самарской области
реализуется на уровне районов и городов областного значения.
Кроме того, с 4 апреля 1996 г. в Самарской области действует
Закон "О выборах в органы местного самоуправления глав и иных
должностных лиц местного самоуправления Самарской области", с
применением которого проведены выборы в органы местного
самоуправления всей области. При таких обстоятельствах назначение
выборов в органы местного самоуправления Самарской области в силу
прямого указания в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября
1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" может быть произведено только в соответствии с
Законами Самарской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 28 августа
1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" вопросы об образовании,
объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских
муниципальных образований, установлении или изменении их
территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей
территории представительным органом местного самоуправления города
самостоятельно в соответствии с уставом города.
В соответствии с Уставом г. Самары, принятым Самарской
городской Думой 30 апреля 1996 г., районы города не являются
муниципальными образованиями, в связи с чем в них не могут быть
проведены выборы органов местного самоуправления.
Этот Устав принят в соответствии с Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" в пределах компетенции представительного органа
местного самоуправления города и зарегистрирован в соответствии с
решением Самарской губернской Думы от 9 июля 1996 г. N 248.
Вопросы о законности положений данного Устава не входят в предмет
судебного разбирательства по данному делу, в связи с чем ссылки
заявителя о том, что местное самоуправление в районах г. Самары не
осуществляется вопреки воле населения, основанием к отмене
судебного решения не являются, тем более что никакими объективными
данными К. этот довод не подтвердил.
Оснований для отмены решения Самарского областного суда от 4
августа 1998 г. нет.
На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Самарского
областного суда от 4 августа 1998 г. оставить без изменения;
кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
|