МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 1998 г. N 01-50-1204/32-05
О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с поручениями Правительства Российской
Федерации от 16.07.98 N СО-П8-20644 и от 01.09.98 N П8-1251
Минобразование России рассмотрело обращение к Президенту
Российской Федерации Б.Н. Ельцину и разделяет озабоченность и
тревогу ректорского корпуса вузов России по поводу социально -
экономического положения, сложившегося в высшей школе страны.
Оценка современного состояния системы высшего образования
страны и проблемы его дальнейшего развития, нашедшие отражение в
итоговых документах пятого съезда Российского союза ректоров,
являются правильными и требующими принятия соответствующих срочных
мер как самой системой высшей школы, так и со стороны государства
и общества. Учитывая реальные экономические возможности
государства в текущем периоде, следует исходить из той роли
высшего образования, которую оно должно сыграть в построении новой
российской экономики, открытого демократического общества,
утверждении принципов российской государственности. Более того, в
условиях современного состояния экономики и существенного сужения
рынка труда высшее образование играет важную роль социального
буфера, усиливает социальную защищенность молодежи.
Состояние высшего образования характеризуется следующими
тенденциями. С одной стороны, система развивается: усиливаются
инновационные процессы, динамично меняется структура
специальностей и направлений подготовки с учетом потребностей
формирующейся рыночной экономики и запросов личности на
образовательные услуги, развиваются организационно - экономические
механизмы, расширяется прием студентов, показатель количества
студентов на десять тысяч населения достиг наивысшей отметки за
весь период развития российской высшей школы и составил
220 человек. С другой стороны, происходит постоянное снижение
объемов и доли образования в государственном бюджете,
недофинансирование высших учебных заведений становится
хроническим.
Ход съезда и его итоги показали, что внутренние резервы
системы высшего образования, необходимые для предотвращения
кризисных процессов, уже практически исчерпаны и требуется
активная государственная политика, направленная на стабилизацию
ситуации.
Правительство Российской Федерации и Минобразования России,
учитывая ограниченные бюджетные возможности дополнительной прямой
финансовой поддержки высшей школы, исходят из необходимости
создания условий, стимулирующих привлечение в вузы финансовых
средств из различных источников, дальнейшее раскрытие новых
резервов самой системы.
По поручению Правительства Российской Федерации
Минобразованием России совместно с другими министерствами и
ведомствами проводится работа по решению проблем, стоящих перед
высшей школой. Совместно с Минфином России изыскиваются средства
для выплаты отпускных и ликвидации задолженностей по зарплате и
стипендиям. В настоящее время средства на заработную плату
работникам вузов перечислены полностью, в пределах лимита на
первое полугодие, а долги по стипендиям составляют 305 млн.
рублей.
В текущем году не планируется сокращение педагогических и
научно - педагогических кадров в высших учебных заведениях,
финансируемых из федерального бюджета, так же, как и сокращение
стипендиального фонда (контрольные цифры приема высшим учебным
заведениям оставлены на уровне 1997 года). Образовательным
учреждениям выделяются и будут выделяться бюджетные средства для
формирования фонда оплаты труда и стипендиального обеспечения
студентов в полном объеме в соответствии с лимитами. В ходе работы
Временной межведомственной комиссии по реструктуризации бюджетных
обязательств обсуждались возможные источники бюджетных и
внебюджетных средств, а также меры по экономии энергетических
ресурсов, позволяющие в условиях бюджетных ограничений обеспечить
установление необходимых лимитов и оплату коммунальных услуг
образовательными учреждениями.
В связи с тем, что в утвержденном федеральном бюджете на
1998 г. объемы финансирования системы образования уменьшены
практически на десять процентов по сравнению с предыдущим годом, и
проведением мероприятий, связанных с прекращением взаимозачетов,
финансовая ситуация в сфере образования в т.г. более напряженная,
чем в 1997 г. В этих условиях Правительством Российской Федерации
дано поручение Минобразованию России с целью реализации
конституционных принципов общедоступности образования осуществлять
поиск дополнительных резервов, которые бы позволили не только
сохранить основные показатели системы образования, но и по ряду
важнейших направлений обеспечить развитие.
Минобразование России осуществляет контроль за выполнением
требований законодательства о запрете на разгосударствление и
приватизацию высших учебных заведений. При этом он считает
целесообразным расширение в необходимых случаях состава
учредителей государственных учреждений образования за счет
привлечения в качестве соучредителей органов власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с
действующим законодательством. В Минобразовании России имеются
предложения от ряда вузов по этим вопросам.
На решение ряда проблем, поставленных в документах съезда,
направлены следующие проекты Постановлений Правительства
Российской Федерации: "О структурной перестройке системы
профессионального образования", "О делегировании Министерству
общего и профессионального образования Российской Федерации
полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и
распоряжению объектами федеральной собственности в системе высшего
и послевузовского профессионального образования", которые внесены
в Правительство Российской Федерации Минобразованием России
14.07.98.
Указанные проекты Постановлений разработаны с учетом замечаний
и предложений, поступивших от Центрального комитета профсоюза
работников народного образования и науки, органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, советов ректоров
вузов, высказанных членами Совета руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации Минобразования России.
В соответствии с Законом "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ доля расходов на
финансирование высшего профессионального образования не может
составлять менее трех процентов расходной части федерального
бюджета. Фактические расходы в 1997 году составили около двух
процентов расходной части федерального бюджета.
В настоящее время практически не реализуются законодательно
закрепленные государственные социальные гарантии и льготы для
студентов и работников высших учебных заведений России.
В связи с напряженной обстановкой с поступлением налоговых
платежей и других видов доходов не представляется возможным
профинансировать в полном объеме расходы федерального бюджета на
содержание учреждений высшего профессионального образования.
Имеющиеся средства в первую очередь направляются для
обеспечения расчетов по стипендиям, заработной плате и содержание
детей - сирот.
С октября 1995 года на содержание зданий и сооружений
образовательных учреждений высшего профессионального образования
Минфином России бюджетные ассигнования практически не выделяются.
В условиях недофинансирования вузов из федерального бюджета
получаемые средства от сдачи в аренду площадей являются по
существу единственным источником, за счет которого учебные
заведения осуществляют аварийный ремонт помещений, оплату
коммунальных услуг и энергоносителей.
По данным статистической отчетности, за прошлый год учебными
заведениями сдавались в аренду 2,2% общих площадей, находящихся в
их оперативном управлении. Сумма арендной платы по ним, исходя из
средней ставки арендной платы 300 руб. за 1 кв. м, составила
244 млн. руб., или 0,07% доходной части бюджета.
Для установления порядка сдачи в аренду объектов собственности
образовательных учреждений (в т.ч. земли) с целью увеличения
реинвестирования доходов от аренды на нужды образования принят
Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О
федеральном бюджете на 1998 год" (ст. 105 бюджета) от 31.07.98
N 140-ФЗ.
В условиях постоянного уменьшения объемов бюджетного
финансирования возникают существенные проблемы, вызывающие
серьезную общественную озабоченность и недовольство со стороны
студентов и работников высших учебных заведений. К наиболее
сложным и значимым из них следует отнести:
- неудовлетворительное финансирование расходов системы
социальной поддержки студентов;
- низкий уровень реальной оплаты труда профессорско -
преподавательского состава и обслуживающего персонала,
составляющий чуть более 50% по сравнению с промышленностью, а
также угрожающий характер задержек с выплатой заработной платы;
- крайне недостаточный размер пенсионного обеспечения
профессорско - преподавательского состава и ректоров вузов;
- систематическое увеличение объема долгов учреждений
профессионального образования за тепло-, электроэнергию и
коммунальные платежи.
Ухудшение социально - экономического положения в области
высшего образования вызвало многочисленные акции протеста
студентов и преподавателей. Их массовый характер говорит о
нарастании социальных проблем в высшей школе, а акции протеста
принимают политический характер. Учитывая, что в сфере образования
в целом работает и учится свыше 40 млн. человек, происходящие в
ней события оказывают растущее влияние на все российское общество.
Невыполнение требований студентов и преподавателей по их
социальной защите может обернуться новой волной студенческих акций
протеста осенью 1998 года.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию переходного
периода, вузы продолжают поддерживать свою жизнедеятельность,
изыскивая дополнительные внутренние и внешние резервы, оказывая
платные услуги населению, сверх установленных образовательными
стандартами, сдавая в аренду помещения, не приспособленные для
учебного процесса, но не все заработанные средства доходят до
вузов из-за несовершенства налогового законодательства и
нормативно - правовой базы, которые не стимулируют капвложения в
высшую школу.
С целью стабилизации социально - экономического положения в
области высшего образования Минобразование России считает
необходимым предусмотреть:
- разработку национальной доктрины развития образования в
целом с последующим ее утверждением федеральным законом;
- разработку комплекса мер по защите высшего образования и
сферы образования в целом на период преодоления экономического
кризиса;
- осуществление в последующие годы поэтапного увеличения
объемов финансирования высшего профессионального образования за
счет средств федерального бюджета, приведя его размеры в
соответствие с положениями Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании";
- недопущение приватизации государственных учреждений высшего
профессионального образования.
На основании этого необходимо реализовать следующий комплекс
первоочередных мер:
- в условиях неудовлетворительной фактической государственной
социальной защищенности студентов, обучающихся в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, проработать вопросы
усиления адресной социальной поддержки, в том числе усиления
поддержки студентов из малообеспеченных семей, иногородних
студентов, развитие различных форм социального страхования и
кредитования в системе образования;
- по вопросу совершенствования оплаты труда необходимо срочное
принятие Федерального закона "О государственном регулировании
оплаты труда работников бюджетной сферы", которым предусмотрено, в
частности, что размер тарифной ставки (оклада) первого разряда
Единой тарифной сетки должен определяться с учетом соотношений в
оплате труда между бюджетными и небюджетными отраслями, а также
прожиточным минимумом трудоспособного населения на территории
Российской Федерации;
- для ликвидации низкого пенсионного обеспечения
профессорско - преподавательского состава принять Федеральный
закон "О дополнительном пенсионном обеспечении профессорско -
преподавательского, научного персонала, ректоров и проректоров
высших учебных заведений". Законопроектом предусматривается
установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии
профессорско - преподавательского состава в размере, чтобы сумма
пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 процентов от среднего
размера оплаты труда по основному месту работы в высшем учебном
заведении, исходя из дохода за последние два года, при наличии
соответствующего стажа работы. Рассмотрение проекта закона в
Правительстве Российской Федерации и представление его в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
было приостановлено Указом Президента Российской Федерации от
28.12.96 N 1781 "О дополнительных мерах по обеспечению режима
экономии при исполнении федерального бюджета". В настоящее время
вернулись к рассмотрению этого вопроса;
- определить порядок осуществления расчетов образовательных
учреждений за тепло-, электроэнергию и другие коммунальные услуги,
обеспечивающий функционирование учреждений образования без
нарушений учебного процесса в условиях реального финансирования из
федерального бюджета и с учетом возможностей привлечения на эти
цели внебюджетных средств. Провести мероприятия по погашению
задолженности за тепло-, электроэнергию и другие коммунальные
услуги, накопленные учреждениями образования федерального
подчинения на 01.01.98 в соответствии с механизмом, определенным
Минэкономикой России и Минфином России, активизировать реализацию
в учреждениях образования программы экономии энергоресурсов,
внедрения современных средств учета их потребления;
- определить перечень услуг в сфере высшего образования,
оказание которых выходит за пределы требований государственных
образовательных стандартов, и установить механизмы и нормативы
ценообразования. Предоставить право ученым советам вузов
устанавливать плату за оказание этих услуг;
- принять решения по объектам незавершенного строительства в
системе высшего образования (завершение строительства с
привлечением инвесторов, консервация, продажа).
По всем изложенным вопросам Минобразование России направило
свои предложения в Правительство Российской Федерации.
Первый заместитель Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
|