Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 02.10.98 N 01-50-1204/32-05 О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                от 2 октября 1998 г. N 01-50-1204/32-05

            О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                              ОБРАЗОВАНИЯ

       В соответствии   с   поручениями   Правительства    Российской
   Федерации  от  16.07.98  N  СО-П8-20644  и  от  01.09.98 N П8-1251
   Минобразование   России   рассмотрело   обращение   к   Президенту
   Российской  Федерации  Б.Н.  Ельцину  и  разделяет озабоченность и
   тревогу ректорского корпуса вузов России  по  поводу  социально  -
   экономического положения, сложившегося в высшей школе страны.
       Оценка современного  состояния  системы  высшего   образования
   страны  и проблемы его дальнейшего развития,  нашедшие отражение в
   итоговых документах  пятого  съезда  Российского  союза  ректоров,
   являются правильными и требующими принятия соответствующих срочных
   мер как самой системой высшей школы,  так и со стороны государства
   и    общества.   Учитывая   реальные   экономические   возможности
   государства в  текущем  периоде,  следует  исходить  из  той  роли
   высшего образования, которую оно должно сыграть в построении новой
   российской   экономики,   открытого   демократического   общества,
   утверждении принципов российской государственности.  Более того, в
   условиях современного состояния экономики и существенного  сужения
   рынка  труда  высшее  образование  играет  важную роль социального
   буфера, усиливает социальную защищенность молодежи.
       Состояние высшего   образования   характеризуется   следующими
   тенденциями.  С одной стороны,  система  развивается:  усиливаются
   инновационные     процессы,     динамично    меняется    структура
   специальностей и  направлений  подготовки  с  учетом  потребностей
   формирующейся   рыночной   экономики   и   запросов   личности  на
   образовательные услуги, развиваются организационно - экономические
   механизмы,  расширяется  прием  студентов,  показатель  количества
   студентов на десять тысяч населения достиг  наивысшей  отметки  за
   весь период   развития   российской   высшей   школы   и  составил
   220 человек.  С другой  стороны,  происходит  постоянное  снижение
   объемов    и   доли   образования   в   государственном   бюджете,
   недофинансирование    высших    учебных    заведений    становится
   хроническим.
       Ход съезда  и  его  итоги  показали,  что  внутренние  резервы
   системы   высшего   образования,  необходимые  для  предотвращения
   кризисных  процессов,  уже  практически  исчерпаны   и   требуется
   активная  государственная  политика,  направленная на стабилизацию
   ситуации.
       Правительство Российской  Федерации  и  Минобразования России,
   учитывая ограниченные бюджетные возможности дополнительной  прямой
   финансовой   поддержки  высшей  школы,  исходят  из  необходимости
   создания условий,  стимулирующих  привлечение  в  вузы  финансовых
   средств   из  различных  источников,  дальнейшее  раскрытие  новых
   резервов самой системы.
       По поручению      Правительства      Российской      Федерации
   Минобразованием  России  совместно  с  другими  министерствами   и
   ведомствами  проводится  работа по решению проблем,  стоящих перед
   высшей школой.  Совместно с Минфином России изыскиваются  средства
   для  выплаты  отпускных  и ликвидации задолженностей по зарплате и
   стипендиям.  В  настоящее  время  средства  на  заработную   плату
   работникам  вузов  перечислены  полностью,  в  пределах  лимита на
   первое полугодие,  а  долги  по  стипендиям  составляют  305  млн.
   рублей.
       В текущем году  не  планируется  сокращение  педагогических  и
   научно  -  педагогических  кадров  в  высших  учебных  заведениях,
   финансируемых из федерального бюджета,  так же,  как и  сокращение
   стипендиального  фонда  (контрольные  цифры  приема высшим учебным
   заведениям  оставлены  на  уровне  1997   года).   Образовательным
   учреждениям  выделяются  и будут выделяться бюджетные средства для
   формирования фонда  оплаты  труда  и  стипендиального  обеспечения
   студентов в полном объеме в соответствии с лимитами. В ходе работы
   Временной межведомственной комиссии по реструктуризации  бюджетных
   обязательств   обсуждались   возможные   источники   бюджетных   и
   внебюджетных средств,  а также  меры  по  экономии  энергетических
   ресурсов,  позволяющие в условиях бюджетных ограничений обеспечить
   установление  необходимых  лимитов  и  оплату  коммунальных  услуг
   образовательными учреждениями.
       В связи с тем,  что  в  утвержденном  федеральном  бюджете  на
   1998 г.   объемы   финансирования  системы  образования  уменьшены
   практически на десять процентов по сравнению с предыдущим годом, и
   проведением  мероприятий,  связанных с прекращением взаимозачетов,
   финансовая ситуация в сфере образования в т.г.  более напряженная,
   чем в 1997 г.  В этих условиях Правительством Российской Федерации
   дано  поручение   Минобразованию   России   с   целью   реализации
   конституционных принципов общедоступности образования осуществлять
   поиск дополнительных резервов,  которые  бы  позволили  не  только
   сохранить  основные  показатели системы образования,  но и по ряду
   важнейших направлений обеспечить развитие.
       Минобразование России  осуществляет  контроль  за  выполнением
   требований законодательства  о  запрете  на  разгосударствление  и
   приватизацию   высших  учебных  заведений.  При  этом  он  считает
   целесообразным   расширение   в   необходимых   случаях    состава
   учредителей   государственных   учреждений   образования  за  счет
   привлечения в  качестве  соучредителей  органов  власти  субъектов
   Российской  Федерации  и  местного самоуправления в соответствии с
   действующим законодательством.  В  Минобразовании  России  имеются
   предложения от ряда вузов по этим вопросам.
       На решение ряда проблем,  поставленных  в  документах  съезда,
   направлены    следующие    проекты   Постановлений   Правительства
   Российской   Федерации:   "О   структурной   перестройке   системы
   профессионального   образования",  "О  делегировании  Министерству
   общего  и  профессионального  образования   Российской   Федерации
   полномочий  Правительства  Российской  Федерации  по  управлению и
   распоряжению объектами федеральной собственности в системе высшего
   и послевузовского профессионального образования",  которые внесены
   в  Правительство  Российской  Федерации   Минобразованием   России
   14.07.98.
       Указанные проекты Постановлений разработаны с учетом замечаний
   и  предложений,  поступивших  от  Центрального  комитета профсоюза
   работников  народного  образования  и  науки,  органов  управления
   образованием  субъектов  Российской  Федерации,  советов  ректоров
   вузов, высказанных членами Совета руководителей органов управления
   образованием субъектов Российской Федерации Минобразования России.
       В соответствии  с  Законом   "Об   образовании"   в   редакции
   Федерального   закона   от  13.01.96  N  12-ФЗ  доля  расходов  на
   финансирование  высшего  профессионального  образования  не  может
   составлять  менее  трех  процентов  расходной  части  федерального
   бюджета.  Фактические расходы в 1997  году  составили  около  двух
   процентов расходной части федерального бюджета.
       В настоящее время практически  не  реализуются  законодательно
   закрепленные  государственные  социальные  гарантии  и  льготы для
   студентов и работников высших учебных заведений России.
       В связи  с  напряженной  обстановкой  с поступлением налоговых
   платежей  и  других  видов  доходов  не  представляется  возможным
   профинансировать  в  полном объеме расходы федерального бюджета на
   содержание учреждений высшего профессионального образования.
       Имеющиеся средства   в   первую   очередь   направляются   для
   обеспечения расчетов по стипендиям,  заработной плате и содержание
   детей - сирот.
       С октября  1995  года  на  содержание  зданий   и   сооружений
   образовательных  учреждений  высшего профессионального образования
   Минфином России бюджетные ассигнования практически не  выделяются.
   В   условиях  недофинансирования  вузов  из  федерального  бюджета
   получаемые  средства  от  сдачи  в  аренду  площадей  являются  по
   существу   единственным   источником,  за  счет  которого  учебные
   заведения  осуществляют   аварийный   ремонт   помещений,   оплату
   коммунальных услуг и энергоносителей.
       По данным статистической отчетности,  за прошлый год  учебными
   заведениями сдавались в аренду 2,2%  общих площадей, находящихся в
   их оперативном управлении.  Сумма арендной платы по ним, исходя из
   средней  ставки  арендной  платы  300 руб.  за 1 кв.  м, составила
   244 млн. руб., или 0,07% доходной части бюджета.
       Для установления порядка сдачи в аренду объектов собственности
   образовательных учреждений  (в  т.ч.  земли)  с  целью  увеличения
   реинвестирования  доходов  от  аренды  на нужды образования принят
   Федеральный закон "О внесении дополнения в  Федеральный  закон  "О
   федеральном бюджете  на  1998  год" (ст.  105 бюджета) от 31.07.98
   N 140-ФЗ.
       В условиях    постоянного    уменьшения   объемов   бюджетного
   финансирования   возникают   существенные   проблемы,   вызывающие
   серьезную  общественную  озабоченность  и  недовольство со стороны
   студентов  и  работников  высших  учебных  заведений.  К  наиболее
   сложным и значимым из них следует отнести:
       - неудовлетворительное   финансирование    расходов    системы
   социальной поддержки студентов;
       - низкий  уровень  реальной  оплаты   труда   профессорско   -
   преподавательского    состава    и    обслуживающего    персонала,
   составляющий чуть более 50%  по  сравнению  с  промышленностью,  а
   также угрожающий характер задержек с выплатой заработной платы;
       - крайне   недостаточный   размер   пенсионного    обеспечения
   профессорско - преподавательского состава и ректоров вузов;
       - систематическое   увеличение   объема   долгов    учреждений
   профессионального   образования   за   тепло-,   электроэнергию  и
   коммунальные платежи.
       Ухудшение социально   -  экономического  положения  в  области
   высшего  образования   вызвало   многочисленные   акции   протеста
   студентов   и  преподавателей.  Их  массовый  характер  говорит  о
   нарастании социальных проблем в высшей  школе,  а  акции  протеста
   принимают политический характер. Учитывая, что в сфере образования
   в целом работает и учится свыше 40 млн.  человек,  происходящие  в
   ней события оказывают растущее влияние на все российское общество.
   Невыполнение  требований  студентов   и   преподавателей   по   их
   социальной защите может обернуться новой волной студенческих акций
   протеста осенью 1998 года.
       Несмотря на   сложную   экономическую   ситуацию   переходного
   периода,  вузы  продолжают  поддерживать  свою  жизнедеятельность,
   изыскивая  дополнительные  внутренние и внешние резервы,  оказывая
   платные услуги  населению,  сверх  установленных  образовательными
   стандартами,  сдавая  в  аренду помещения,  не приспособленные для
   учебного процесса,  но не все  заработанные  средства  доходят  до
   вузов   из-за   несовершенства   налогового   законодательства   и
   нормативно - правовой базы,  которые не стимулируют капвложения  в
   высшую школу.
       С целью стабилизации социально -  экономического  положения  в
   области   высшего   образования   Минобразование   России  считает
   необходимым предусмотреть:
       - разработку  национальной  доктрины  развития  образования  в
   целом с последующим ее утверждением федеральным законом;
       - разработку  комплекса  мер  по  защите высшего образования и
   сферы образования в целом  на  период  преодоления  экономического
   кризиса;
       - осуществление  в  последующие  годы  поэтапного   увеличения
   объемов  финансирования  высшего  профессионального образования за
   счет  средств  федерального  бюджета,  приведя   его   размеры   в
   соответствие   с  положениями  Федерального  закона  "О  высшем  и
   послевузовском профессиональном образовании";
       - недопущение  приватизации государственных учреждений высшего
   профессионального образования.
       На основании  этого  необходимо реализовать следующий комплекс
   первоочередных мер:
       - в  условиях неудовлетворительной фактической государственной
   социальной защищенности студентов, обучающихся в государственных и
   муниципальных  образовательных  учреждениях,  проработать  вопросы
   усиления адресной  социальной  поддержки,  в  том  числе  усиления
   поддержки   студентов   из   малообеспеченных  семей,  иногородних
   студентов,  развитие  различных  форм  социального  страхования  и
   кредитования в системе образования;
       - по вопросу совершенствования оплаты труда необходимо срочное
   принятие  Федерального  закона  "О  государственном  регулировании
   оплаты труда работников бюджетной сферы", которым предусмотрено, в
   частности,  что  размер  тарифной  ставки (оклада) первого разряда
   Единой тарифной сетки должен определяться с учетом  соотношений  в
   оплате  труда  между бюджетными и небюджетными отраслями,  а также
   прожиточным  минимумом  трудоспособного  населения  на  территории
   Российской Федерации;
       - для    ликвидации    низкого     пенсионного     обеспечения
   профессорско -   преподавательского  состава  принять  Федеральный
   закон "О  дополнительном  пенсионном  обеспечении  профессорско  -
   преподавательского,  научного  персонала,  ректоров  и проректоров
   высших  учебных   заведений".   Законопроектом   предусматривается
   установление   ежемесячной   доплаты   к   государственной  пенсии
   профессорско - преподавательского состава в размере,  чтобы  сумма
   пенсии  и  ежемесячной доплаты составляла 80 процентов от среднего
   размера оплаты труда по основному месту работы  в  высшем  учебном
   заведении,  исходя  из  дохода за последние два года,  при наличии
   соответствующего  стажа  работы.  Рассмотрение  проекта  закона  в
   Правительстве   Российской   Федерации   и   представление  его  в
   Государственную Думу Федерального  Собрания  Российской  Федерации
   было  приостановлено  Указом  Президента  Российской  Федерации от
   28.12.96 N 1781 "О  дополнительных  мерах  по  обеспечению  режима
   экономии  при исполнении федерального бюджета".  В настоящее время
   вернулись к рассмотрению этого вопроса;
       - определить  порядок  осуществления  расчетов образовательных
   учреждений за тепло-, электроэнергию и другие коммунальные услуги,
   обеспечивающий   функционирование   учреждений   образования   без
   нарушений учебного процесса в условиях реального финансирования из
   федерального  бюджета  и  с учетом возможностей привлечения на эти
   цели  внебюджетных  средств.  Провести  мероприятия  по  погашению
   задолженности  за  тепло-,  электроэнергию  и  другие коммунальные
   услуги,   накопленные   учреждениями   образования    федерального
   подчинения  на 01.01.98 в соответствии с механизмом,  определенным
   Минэкономикой России и Минфином России,  активизировать реализацию
   в   учреждениях  образования  программы  экономии  энергоресурсов,
   внедрения современных средств учета их потребления;
       - определить  перечень  услуг  в  сфере  высшего  образования,
   оказание которых выходит  за  пределы  требований  государственных
   образовательных  стандартов,  и  установить  механизмы и нормативы
   ценообразования.   Предоставить   право   ученым   советам   вузов
   устанавливать плату за оказание этих услуг;
       - принять решения по объектам незавершенного  строительства  в
   системе    высшего   образования   (завершение   строительства   с
   привлечением инвесторов, консервация, продажа).
       По всем  изложенным  вопросам  Минобразование России направило
   свои предложения в Правительство Российской Федерации.

                                          Первый заместитель Министра
                                                      В.М.ЖУРАКОВСКИЙ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz