МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 1 октября 1998 г. N И-1135у
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ
МЕЖДУ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ ЗА ОЧИСТКУ ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ
Министерство путей сообщения Российской Федерации отмечает,
что несмотря на усиление ответственности грузополучателей,
предусмотренной статьей 121 Федерального закона "Транспортный
устав железных дорог Российской Федерации" (далее - Устав) за
нарушение требований, установленных статьей 48 Устава, положение с
очисткой принимаемого от грузополучателей подвижного состава
нельзя признать удовлетворительным.
Вопреки требованиям указаний МПС России от 09.12.95 N 131у, от
14.05.97 N В-579у продолжается поступление на железные дороги
Российской Федерации с железных дорог государств - участников СНГ
через железнодорожные станции передачи вагонов в
межгосударственном сообщении значительного количества вагонов в
неочищенном состоянии.
Введенные в действие в июне 1997 г. Правила рассмотрения
спорных расчетных дел между железными дорогами Российской
Федерации по возмещению затрат за очистку порожних полувагонов от
остатков ранее перевозимых грузов, мусора и неснятых реквизитов
крепления N ЦМ-464 и Положение о порядке расчетов между железными
дорогами за очистку порожних полувагонов от остатков ранее
перевозимых грузов, мусора и неснятых реквизитов крепления
N ЦМ-465 позволили накопить определенный опыт в проведении
расчетов между железными дорогами по возмещению затрат за очистку
порожних полувагонов и способствовали с большей ответственностью и
требовательностью решать вопросы очистки вагонов на железных
дорогах выгрузки грузов.
Учитывая наработанный опыт и в целях улучшения состояния
вагонного парка, усиления контроля за очисткой подвижного состава
и полнотой слива грузов из железнодорожных цистерн в соответствии
с Постановлением расширенного заседания Коллегии Министерства
путей сообщения Российской Федерации от 16 - 17 декабря 1997 г.
N 26 и указанием МПС России от 10.04.98 N П-431у, Министерство
путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Ввести в действие с 01.11.98 Положение о порядке расчетов
между железными дорогами за очистку порожних вагонов, отправленных
в регулировку в неочищенном состоянии, утвержденное МПС России
21.09.98 N ЦМ-596 (прилагается).
2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных
дорог организовать тщательное изучение Положения со всеми
причастными работниками и обеспечить им исполнителей для
практической работы.
3. Считать утратившими силу с 01.11.98 Правила рассмотрения
спорных расчетных дел между железными дорогами Российской
Федерации по возмещению затрат за очистку порожних полувагонов от
остатков ранее перевозимых грузов, мусора и неснятых реквизитов
крепления, утвержденные МПС России 10.06.97 N ЦМ-464, и Положение
о порядке расчетов между железными дорогами за очистку порожних
полувагонов от остатков ранее перевозимых грузов, мусора и
неснятых реквизитов крепления, утвержденное МПС России 10.06.97
N ЦМ-465.
4. Указание МПС СССР от 22.10.90 N Ф-2450у на территории
Российской Федерации не применяется.
Заместитель Министра
А.И.КАСЬЯНОВ
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.И.КАСЬЯНОВ
21 сентября 1998 г. N ЦМ-596
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ
ЗА ОЧИСТКУ ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ, ОТПРАВЛЕННЫХ В РЕГУЛИРОВКУ
В НЕОЧИЩЕННОМ СОСТОЯНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со
статьей 7 Федерального закона "О федеральном железнодорожном
транспорте", указанием МПС России от 10.04.98 N П-431у и является
обязательным для железных дорог, других предприятий
железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку грузов.
1.2. Железнодорожные станции должны принимать меры,
предусмотренные Транспортным уставом железных дорог Российской
Федерации, Правилами перевозок грузов, другими нормативными
правовыми и иными актами МПС России для приема от грузополучателей
порожних универсальных (крытых, платформ, полувагонов) и
специальных (хопперов - цементовозов, минераловозов, цистерн,
бункерных полувагонов) вагонов (далее - вагонов) после их
выгрузки, очищенными от остатков ранее перевозимых грузов, мусора,
неснятых реквизитов крепления, а также не допускать погрузку
контейнеров в неочищенные порожние вагоны.
1.3. Для определения железнодорожной станции выгрузки и
соответственно железной дороги, отправившей в регулировку под
погрузку порожний вагон с остатками ранее перевозимого груза,
мусора, неснятыми реквизитами крепления используются: натурный
лист поезда, в котором в последней графе автоматически (система
АСОУП) проставляется код станции выгрузки на порожние полувагоны и
цистерны; пересылочные транспортные железнодорожные накладные
формы ГУ-27сп, ГУ-27дт или ГУ-27дс (далее - ГУ-27), оформляемые
грузополучателями на железнодорожных станциях выгрузки, слива
грузов на каждый отправляемый вагон в соответствии с Правилами
перевозок грузов. Для определения железнодорожной станции передачи
вагонов в межгосударственном сообщении и соответственно
пограничной железной дороги Российской Федерации, принявшей от
железной дороги сопредельного государства универсальный порожний
вагон в неочищенном состоянии и отправившей его на другие железные
дороги Российской Федерации по регулировочному заданию,
используется пересылочная транспортная железнодорожная накладная
формы ГУ-27сп, составляемая в технологическом центре
железнодорожной станции передачи вагонов пограничной железной
дороги Российской Федерации.
Железнодорожная станция, погрузившая контейнеры на остатки
груза, мусора, определяется на железнодорожной станции выгрузки
контейнеров по копии вагонного листа железнодорожной станции
погрузки.
1.4. Очищенным признается вагон, из которого после выгрузки
груза произведено удаление всех приспособлений и материалов,
использованных для погрузки и перевозки груза, кроме несъемного
оборудования, а также внутри и снаружи которого, в том числе на
балках, тележках и крышах вагона, отсутствуют видимые скопления
груза, как после выгрузки, так и после погрузки. Железнодорожная
цистерна и бункерный полувагон считаются очищенными, если
перевозимый в них груз слит полностью, без остатка. В цистернах с
верхним сливом допускается наличие остатка груза не более 1 см (по
замеру под колпаком). Наружная поверхность котла цистерны и
бункерного полувагона, как после налива, так и после слива, должна
быть чистой, без наличия нефтегруза на котле и лестницах, знаки и
надписи на котле должны быть видимы.
При наличии в порожнем вагоне отдельного элемента крепления
ранее перевозимого груза (стойка, кусок проволоки, подкладка,
прокладка), деревянных стоек на платформах в скобах, проволочных
увязок запоров крышек разгрузочных люков полувагонов и бортовых
запоров платформ, слоя пыли на полу полувагона от перевезенного
груза, песка, посыпаемого в зимнее время при погрузке грузов на
пол вагона до 2 мм, осадков в виде снега, не требующих очистки на
специальных путях, вагон считается чистым.
1.5. Железнодорожные станции отправления порожних вагонов в
регулировку для железнодорожных станций погрузки не должны
допускать потерю или искажение данных в системе АСОУП по каждому
отправляемому порожнему вагону во избежание случаев невозможности
определения железнодорожной станции выгрузки вагона на
железнодорожной станции погрузки.
2. Оформление документов на порожние вагоны
в неочищенном состоянии
2.1. Железнодорожная станция погрузки или очистки,
обнаружившая поступление порожних вагонов с остатками ранее
перевозимых грузов, мусора, неснятыми реквизитами крепления
(далее - вагоны в неочищенном состоянии), используя данные
натурного листа, пересылочной транспортной накладной, оформляет
акт обшей формы ГУ-23, ГУ-7а (на цистерны) и направляет вагоны на
пункт очистки.
Акты общей формы составляются в порядке, установленном
Правилами перевозок грузов, с указанием даты и времени их
составления, железнодорожной станции выгрузки и ее кода, номера
вагона, наименования остатков груза (с указанием высоты и места
нахождения), мусора, неснятых реквизитов крепления.
2.2. По факту поступления порожних вагонов в неочищенном
состоянии направляется оперативное донесение в день их обнаружения
в течение 24 часов с момента составления акта общей формы ГУ-23,
ГУ-7а железной дороге и железнодорожной станции выгрузки, железной
дороге и железнодорожной станции передачи вагонов в
межгосударственном сообщении при поступлении вагонов в неочищенном
состоянии на железные дороги Российской Федерации с железных дорог
государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской
Республики, Эстонской Республики, Финляндии, Китайской Народной
Республики (КНР), Монголии.
2.3. В доказательство понесенных затрат по очистке вагонов от
остатков ранее перевозимых грузов, мусора и снятию реквизитов
крепления оформляется наряд на выполненную работу на бланке формы
ФТУ-14, с заполнением необходимых для этого вида работ строк и
граф лицевой стороны. Наряд подписывается не менее, чем двумя
работниками: приемосдатчиком груза железнодорожной станции и
мастером (бригадиром) организации, выполняющей работы по очистке,
с проставлением штампа этой организации.
3. Оформление и направление письменных требований
по возмещению затрат за очистку порожних вагонов
3.1. Копии акта общей формы ГУ-23, ГУ-7а, оперативного
донесения, наряда на выполненную работу по очистке вагонов,
последнего вагонного листа и вагонного листа железнодорожной
станции погрузки на перевозку контейнеров, пересылочной
транспортной железнодорожной накладной, натурного листа поезда,
счета - фактуры вместе с письменным требованием по возмещению
затрат за очистку порожних вагонов (далее - требование)
направляются в управление железной дороги, железнодорожная станция
которой отправила после выгрузки в регулировку порожний вагон в
неочищенном состоянии или погрузила контейнеры в такой вагон; в
управление железной дороги, железнодорожная станция которой
приняла порожний вагон в неочищенном состоянии от станции железной
дороги сопредельного государства.
3.2. Требование должно быть отправлено соответствующей
железной дороге в течение 45 дней, исчисляемых со дня оформления
наряда на выполненную работу формы ФТУ-14. Железная дорога,
получившая требование, вправе принять его для рассмотрения по
истечении указанного срока, в случае уважительных причин пропуска
этого срока.
3.3. Требование должно составляться на количество вагонов,
указанных в акте общей формы, оформленном на прибывшие неочищенные
вагоны в одном поезде с одной железнодорожной станции выгрузки.
3.4. При поступлении на пограничную железнодорожную станцию
железной дороги Российской Федерации порожних полувагонов из
Финляндии с остатками ранее перевезенного груза по перечню,
предусмотренному статьей 66 Советско - Финляндского пограничного
железнодорожного Соглашения, пограничная железнодорожная станция к
копии транспортной железнодорожной накладной, оформленной на
Финских железных дорогах, прикладывает акт общей формы ГУ-23 и
пересылочную транспортную железнодорожную накладную формы ГУ-27сп.
О составлении акта общей формы информируется железнодорожная
станция и железная дорога, погрузившая груз назначением в
Финляндию на остатки груза. С указанными документами порожний
полувагон следует по регулировочному заданию на железную дорогу
погрузки. Железная дорога, которая произвела очистку полувагона,
направляет требование железной дороге, железнодорожная станция
которой допустила погрузку груза на остатки ранее перевезенного
груза.
3.5. При возврате порожних вагонов из КНР через пограничные
железнодорожные станции Забайкальск Забайкальской железной дороги
и Гродеково Дальневосточной железной дороги из Монголии через
пограничную железнодорожную станцию Наушки Восточно - Сибирской
железной дороги с остатками ранее перевезенных грузов, на которые
на станциях железных дорог России были погружены грузы назначением
в КНР и Монголию, указанные пограничные железнодорожные станции
оформляют на каждый такой вагон акт общей формы ГУ-23,
пересылочную транспортную железнодорожную накладную формы ГУ-27сп
с указанием в ней железнодорожной станции погрузки, наименования
последнего перевезенного груза и наименования остатков груза, на
который был погружен груз на экспорт для направления требования
железной дороге, погрузившей груз назначением в КНР и Монголию в
неочищенный вагон, железной дорогой погрузки очистившей порожний
вагон.
3.6. При погрузке контейнеров в вагон на остатки ранее
перевозимого груза, мусора, неснятых реквизитов крепления
требование о возмещении затрат за очистку такого вагона оформляет
железная дорога, на железнодорожной станции которой произведена
очистка вагона от остатков груза, мусора, неснятых реквизитов
крепления после выгрузки или полного освобождения вагона от
контейнеров при сортировке. На железнодорожных станциях сортировки
контейнеров при неполном освобождении вагона при обнаружении
остатков груза, мусора, неснятых реквизитов крепления составляется
акт общей формы ГУ-23 в 2 экземплярах, один экземпляр которого
прикладывается к перевозочным документам, и дается оперативная
информация на следующую железнодорожную станцию сортировки или
выгрузки, железнодорожную станцию и железную дорогу погрузки или
сортировки контейнеров.
На первой железнодорожной станции сортировки контейнеров к
оформленным перевозочным документам должна быть приложена копия
вагонного листа железнодорожной станции погрузки контейнеров,
которая следует до железнодорожной станции выгрузки контейнеров из
вагона.
4. Рассмотрение требований по возмещению затрат
за очистку порожних вагонов и оплата счетов - фактур
4.1. Железная дорога, железнодорожная станция которой
допустила отправление порожнего вагона в неочищенном состоянии или
вагона с контейнерами, погруженными в неочищенный вагон, обязана
рассмотреть требование, приложенные к нему документы согласно
пункта 3.1 настоящего Положения и о результатах его рассмотрения
уведомить в письменной форме железную дорогу, оформившую
требование, в течение 30 дней со дня его получения. В случае
признания железной дорогой требования производится оплата счета -
фактуры (счетов - фактур) за работу по очистке вагонов. При отказе
в удовлетворении требования вследствие отсутствия вины железной
дороги (вагон не выгружался, не грузился контейнерами), требование
должно быть возвращено железной дороге, его оформившей. Отказ
обосновывается приложением копии натурного листа поезда,
поступившего с соседней железной дороги, ксерокопии вагонного
листа на вагон с контейнерами, поступившего с соседней железной
дороги, оперативных телеграмм, копий актов общей формы ГУ-23 с
железнодорожных станций сортировки контейнеров и другими
имеющимися документами.
4.2. Железная дорога, получившая требование, в котором
отсутствует один из указанных в пункте 3.1 настоящего Положения
документов или документ оформлен с нарушением установленного
настоящим Положением порядка, оформляет и направляет железной
дороге, оформившей требование, отказ в его удовлетворении.
4.3. За работы по очистке одного вагона от остатков ранее
перевозимого груза, мусора и снятию реквизитов крепления железная
дорога выгрузки вагона, погрузки вагона контейнерами уплачивает
железной дороге, очистившей порожний вагон соответственно: за
крытый вагон - 320 руб., за платформу - 440 руб., за полувагон -
651 руб., за хоппер - цементовоз, минераловоз и цистерну из-под
темного налива, бункерный полувагон - 975 руб., за цистерну из-под
светлого налива - 120 руб., без учета налога на добавленную
стоимость.
4.4. Департамент финансов МПС России при наличии письменных
согласий железных дорог, участвующих в расчетах за очистку
порожних вагонов от остатков ранее перевозимых грузов, мусора и
неснятых реквизитов крепления, проводит взаимозачет на указанную в
счете - фактуре денежную сумму железной дороги, оформившей
требование, которая должна быть предварительно информирована
железной дорогой, допустившей сдачу порожних вагонов в неочищенном
состоянии о проведении такой финансовой операции.
4.5. Железная дорога, допустившая сдачу порожнего вагона на
соседнюю железную дорогу в неочищенном состоянии, с отсутствием в
натурном листе кода железнодорожной станции выгрузки, номера
вагона или наличием несуществующего кода железнодорожной станции
выгрузки полувагона, цистерны, с отсутствием пересылочной
транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-27 (для всех
вагонов), если по данным натурного листа и пересылочной
транспортной железнодорожной накладной невозможно определить
железнодорожную станцию выгрузки вагонов, возмещает затраты за
очистку порожних вагонов в соответствии с пунктом 4.3 настоящего
Положения.
Такое же возмещение затрат за очистку порожних вагонов несут
соответствующие железные дороги Российской Федерации за:
а) отправление в регулировку после выгрузки или приема от
железной дороги сопредельного государства порожних вагонов в
неочищенном состоянии;
б) погрузку контейнеров на контейнерных пунктах в порожние
вагоны в неочищенном состоянии;
в) погрузку грузов на экспорт в Финляндию, КНР и Монголию на
остатки ранее перевозимых грузов;
г) задержку ответа на требование железной дороги свыше 30 дней
со дня его получения;
д) неприложение к перевозочным документам станцией сортировки
контейнеров копии вагонного листа станции погрузки контейнеров и
невозможности по этой причине определить железнодорожную станцию и
железную дорогу погрузки контейнеров в неочищенный вагон.
5. Порядок рассмотрения спорных расчетных дел
между железными дорогами по возмещению затрат
за очистку порожних вагонов
5.1. Спорные расчетные дела между железными дорогами о
возмещении затрат за очистку порожних вагонов от остатков ранее
перевозимых грузов, мусора, неснятых реквизитов крепления
рассматривает и принимает по ним решения Бюро экспертизы
стандартов МПС России (далее - Бюро) за плату в размере 2% от
предъявленной суммы, включая налог на добавленную стоимость.
5.2. При рассмотрении спорных расчетных дел Бюро
руководствуется Транспортным уставом железных дорог Российской
Федерации, Правилами перевозок грузов, настоящим Положением.
5.3. Заявление в Бюро по спорному расчетному делу (далее -
заявление) направляется в месячный срок с момента получения отказа
железной дороги, получившей требование, в оплате счета - фактуры
за очистку порожних вагонов от остатков груза, мусора, неснятых
реквизитов крепления, либо при неполучении ответа или
непоступлении платежа в установленный настоящим Положением срок на
рассмотрение требования. Одновременно копия заявления направляется
железной дороге, допустившей сдачу порожних вагонов в неочищенном
состоянии.
5.4. Заявление должно быть подписано начальником или
заместителем начальника службы грузовой и коммерческой работы
железной дороги.
5.5. К заявлению, направляемому в Бюро, прилагаются копии
следующих документов:
а) акта общей формы ГУ-23, ГУ-7а, наряда на выполненную работу
по очистке вагонов от остатков ранее перевозимого груза, счета -
фактуры, натурного листа поезда, оперативного донесения,
пересылочной транспортной железнодорожной накладной, вагонных
листов на перевозку контейнеров, требования к соответствующей
железной дороге, письма этой железной дороги об отказе в
удовлетворении требования или справки финансовой службы железной
дороги о непоступлении платежа;
б) платежного поручения об оплате за рассмотрение спорного
расчетного дела.
5.6. Железная дорога, допустившая сдачу порожних вагонов в
неочищенном состоянии, при получении копии заявления о направлении
в Бюро спорного расчетного дела обязана в 10-дневный срок с
момента его получения направить в Бюро письмо об отказе в
удовлетворении требования, если оно не было выслано в
установленный срок железной дороге, его направившей. В случае
невысылки письма в Бюро в 10-дневный срок спорное расчетное дело
рассматривается Бюро без этого письма железной дороги.
5.7. Заявления, поданные с нарушением срока, установленного
пунктом 5.3 настоящего Положения, а также поданные без оплаты за
рассмотрение спорного расчетного дела, не рассматриваются и
возвращаются заявителю.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам,
но не более чем на три месяца, он может быть восстановлен по
заявлению железной дороги. К заявлению о восстановлении срока
прикладываются документы, подтверждающие уважительные причины его
пропуска.
5.8. Бюро рассматривает спорные расчетные дела не позднее
10 дней с момента поступления заявления.
5.9. Решения Бюро по спорным расчетным делам подписываются
начальником Бюро или его заместителем.
5.10. При несогласии с решением Бюро по мотивированному
заявлению железной дороги, направленному в течение 10 дней со дня
получения решения, дело может быть пересмотрено Департаментом
грузовой и коммерческой работы МПС России в 10-дневный срок со дня
поступления заявления.
5.11. Решения, принимаемые Бюро по спорным расчетным делам,
направляются службам грузовой и коммерческой работы железных
дорог, участвующим в споре.
5.12. Плата за рассмотрение каждого спорного расчетного дела,
перечисленная в Бюро железной дорогой, подавшей заявление,
относится Бюро на железную дорогу, признанную виновной в неочистке
порожних вагонов.
5.13. Бюро представляет ежемесячно в срок до 10 числа в
Департамент финансов МПС России перечень задолженностей железных
дорог для производства централизованных расчетов по установленной
форме.
Основанием для централизованных расчетов служат решения Бюро,
а в случае, предусмотренном пунктом 5.10 настоящего Положения, -
решения Департамента грузовой и коммерческой работы МПС России.
Правила рассмотрения спорных расчетных дел между железными
дорогами Российской Федерации по возмещению затрат за очистку
порожних полувагонов от остатков ранее перевозимых грузов, мусора
и неснятых реквизитов крепления, утвержденные МПС России 10.06.97
N ЦМ-464, и Положение о порядке расчетов между железными дорогами
за очистку порожних полувагонов от остатков ранее перевозимых
грузов, мусора и неснятых реквизитов крепления, утвержденное МПС
России 10.06.97 N ЦМ-465, считаются утратившими силу.
Указание МПС СССР от 22.10.90 N Ф-2450у на территории
Российской Федерации не применяется.
|