ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 1998 г. N 38
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ "ПО ПРИМЕНЕНИЮ
СЛОЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СВЯЗИ НА СЕТЯХ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ВЗАИМОУВЯЗАННОЙ СЕТИ СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления электросвязи
Госкомсвязи России А.Ю. Рокотяна по указанному вопросу, ГКЭС
отмечает:
Одним из важнейших принципов построения взаимоувязанной сети
связи России является техническое и технологическое единство
входящих в нее сетей электросвязи, что наиболее эффективно
обеспечивается при действии для всех вышеуказанных сетей единого
порядка применения сложного телекоммуникационного оборудования.
Настоящий "Руководящий документ..." (РД) регламентирует
порядок применения сложного телекоммуникационного оборудования на
сетях электросвязи, входящих в состав ВСС России, и определяет
техническую политику Администрации связи Российской Федерации по
применению сложного телекоммуникационного оборудования для решения
вопросов рационального построения и эффективного развития ВСС
России, ее информационной безопасности и управляемости с учетом
интересов пользователей связи. Такой порядок применения обеспечит
высокий уровень конкуренции на рынке телекоммуникационного
оборудования и стимулирует проведение производителями модернизации
выпускаемого и находящегося в эксплуатации оборудования связи.
РД распространяется на сложное телекоммуникационное
оборудование, предназначенное для применения на всех сетях
электросвязи, входящих в состав ВСС России, независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности, разрабатываемое и
выпускаемое отечественной промышленностью, зарубежными
производителями, а также производимое по переданной иностранными
фирмами технологии на российских предприятиях, и рассматривает
следующие основные вопросы:
- общие требования к сложному оборудованию электросвязи,
применяемому на ВСС России;
- определение статуса отечественного оборудования
электросвязи;
- требования к операторам связи;
- требования к поставщикам оборудования;
- требования к организационно-технической поддержке
функционирования сложного оборудования электросвязи;
- особенности применения сложного оборудования электросвязи,
разработанного или производимого вне Российской Федерации;
- особенности применения отдельных видов сложного оборудования
электросвязи;
- особенности процесса сертификации сложного оборудования
электросвязи, применяемого на ВСС России;
- порядок организации контроля за применением сложного
оборудования электросвязи.
Также приведены примерный перечень сложного
телекоммуникационного оборудования, применяемого на ВСС России, и
требования к техническому уровню систем коммутации, поставляемых
на телефонные сети, входящие в состав ВСС России, на период
1998 - 2001 годов.
В рамках проведения государственной научно-технической
политики, для применения отдельных видов сложного оборудования
электросвязи, произведенного или разработанного вне Российской
Федерации, вводятся ограничения, представляющие разрешительные
перечни оборудования определенного назначения, допускаемого к
применению на ВСС России. "Руководящим документом..."
предусматривается конкурсный порядок определения типов сложного
оборудования связи и формирование разрешительных перечней.
Государственная комиссия по электросвязи решила:
1. Утвердить "Руководящий документ по применению сложного
оборудования связи на сетях электросвязи, входящих в состав
взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на период
1998 - 2005 гг." с учетом замечаний и предложений министерств и
ведомств - членов ГКЭС.
Заместителю председателя ГКЭС Пономаренко Б.Ф. создать
редакционную комиссию из представителей заинтересованных
министерств и ведомств - членов ГКЭС и подготовить РД к изданию,
срок - ноябрь 1998 г.
2. Просить члена ГКЭС Мардера Н.С. обязать УЭС Госкомсвязи
России:
- подготовить предложения по проведению конкурсов систем
электросвязи для формирования разрешительных перечней
оборудования, применяемого на ВСС России;
- организовать издание представленного "Руководящего
документа...".
3. Министерствам, ведомствам, организациям, операторам связи,
независимо от форм собственности, при создании, развитии и
эксплуатации сетей электросвязи руководствоваться утвержденным
"Руководящим документом...".
4. Поручить заместителю председателя ГКЭС Пономаренко Б.Ф.,
заместителю генерального директора ФАПСИ Алферову А.П. (по
согласованию), членам ГКЭС Каландину А.П., Артемьеву В.П.
подготовить и провести с участием заинтересованных министерств и
ведомств - членов ГКЭС совещание по вопросу информационной
безопасности сложного телекоммуникационного оборудования, включая
вопросы сертификации программного обеспечения. Срок - IV кв.
1998 г.
Председатель ГКЭС,
Председатель
Госкомсвязи России
А.Е.КРУПНОВ
Одобрен
решением ГКЭС
при Госкомсвязи России
от 30 сентября 1998 г. N 38
Постановлением коллегии
Госкомсвязи России
от 29 мая 1998 г. N 11-2
Совместным заседанием секций
1, 3, 12 НТС Госкомсвязи России
28 апреля 1998 года
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СЛОЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СВЯЗИ НА СЕТЯХ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ВЗАИМОУВЯЗАННОЙ СЕТИ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГГ.
Введен в действие Государственной комиссией по электросвязи
при Государственном комитете Российской Федерации по связи и
информатизации в качестве книги 13 руководящего документа
"Основные положения развития взаимоувязанной сети связи Российской
Федерации на перспективу до 2005 года", утвержденного решением
ГКЭС России от 20.12.95 N 140.
Руководящий документ разработан под общей редакцией Первого
заместителя Председателя Госкомсвязи России Н.С. Мардера
Управлением электросвязи Госкомсвязи России во главе с А.Ю.
Рокотяном при участии советника Председателя Госкомсвязи России
Ю.А. Толмачева, специалистов ЛОНИИС, ЦНИИС, ОАО "Гипросвязь", ОАО
"Связьинвест", ОАО "Ростелеком" и других организаций связи.
Введение
Уставом и Конвенцией Международного Союза Электросвязи,
ратифицированными Российской Федерацией (Федеральный закон от
30.03.95 N 37-ФЗ), декларировано суверенное право национальных
администраций связи регулировать электросвязь на территории своих
стран.
В соответствии с этим в Российской Федерации разработан и
утвержден решением ГКЭС России от 20.12.95 N 140 руководящий
документ "Основные положения развития Взаимоувязанной сети связи
Российской Федерации на перспективу до 2005 года". Он является
основным нормативно-техническим документом, в котором определяются
состав, принципы построения и функционирования Взаимоувязанной
сети связи Российской Федерации (ВСС России) и входящих в нее
сетей и систем электросвязи.
Одним из важнейших принципов построения ВСС России определено
техническое и технологическое единство входящих в нее сетей
электросвязи.
Такое единство наиболее эффективно обеспечивается в том
случае, если для всех сетей электросвязи, входящих в состав ВСС
России, действует единый порядок применения сложного оборудования
электросвязи.
Под сложным оборудованием электросвязи понимается оборудование
сетей электросвязи, определяющие функции которого реализуются в
основном на программном уровне, причем программное обеспечение
составляет значительную часть стоимости оборудования в целом.
Построение ВСС России на ограниченном количестве типов
сложного оборудования связи одного назначения, применяемом в
едином порядке всеми операторами связи, позволяет решить следующие
задачи:
- удешевление для ВСС в целом и, в конечном счете, для
пользователей приобретения операторами связи оборудования, его
эксплуатацию и модернизацию в течение жизненного цикла;
- облегчение внедрения на ВСС России новых услуг и служб,
предоставляемых пользователям;
- упрочение интеграции ВСС России в Глобальную и Европейскую
информационную инфраструктуру и соответствующие сети связи;
- упрощение обеспечения централизованного управления ВСС
России, предписанного Федеральным законом "О связи" (от 16.02.95
N 15-ФЗ);
- упрощение решения вопросов информационной безопасности на
ВСС России;
- обеспечение приоритета отечественного производства
конкурентоспособных средств связи и применения на сетях связи
оборудования, произведенного в России;
- создание реальных предпосылок для переноса современных
технологий в области телекоммуникаций в Россию, в том числе
организацию производства в России современных средств связи,
разработанных за рубежом, а также включение российских
специалистов в международное разделение труда по разработке
сложной современной техники связи.
Единый порядок применения сложного оборудования электросвязи
должен также обеспечивать высокий уровень конкуренции на рынке
телекоммуникационного оборудования, что обеспечит как снижение цен
на него, так и эффективные стимулы для производителей по
модернизации оборудования, как выпускаемого (поставляемого) для
ВСС России, так и уже находящегося в эксплуатации.
Целью настоящего руководящего документа (далее - РД) является
определение единой технической политики Администрации связи
Российской Федерации по применению сложных средств связи на сетях
электросвязи, входящих в ВСС России, а также механизмов ее
проведения.
Настоящий руководящий документ разработан в соответствии с
"Концепцией программы развития Российской Федерации в области
связи до 2010 года", одобренной Правительством Российской
Федерации 25.03.93, и во исполнение Постановления коллегии
Госкомсвязи России от 03.10.97 N 18-1 "Об организации производства
на совместных предприятиях и отечественных заводах - изготовителях
коммутационного оборудования для сети связи России". С учетом
важности регламентируемых настоящим РД вопросов Государственной
комиссией по электросвязи при Госкомсвязи России принято решение о
включении его в состав руководящего документа "Основные положения
развития Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на
перспективу до 2005 года" в качестве книги 13.
Документ предназначен для использования федеральными органами
исполнительной власти, государственными органами власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами, научными и проектными
организациями, учебными заведениями при осуществлении деятельности
в создании и развитии сетей электросвязи, входящих в ВСС России.
1. Общие положения
1.1. Настоящий РД регламентирует порядок применения на сетях
электросвязи, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи
Российской Федерации (ВСС России), сложного оборудования
электросвязи.
Под сложным оборудованием электросвязи (сложным
телекоммуникационным оборудованием) понимается оборудование сетей
электросвязи, определяющие функции которого реализуются в основном
на программном уровне, причем программное обеспечение составляет
значительную часть стоимости оборудования в целом. Сложное
телекоммуникационное оборудование выполняет функции передачи и
коммутации сообщений электросвязи, управления сетями электросвязи,
автоматизации взаимодействия с пользователями услуг электросвязи.
Примерный перечень сложного оборудования электросвязи приведен
в Приложении 1.
Данный Перечень при необходимости может корректироваться
отдельными решениями Госкомсвязи России.
1.2. Настоящий РД определяет:
- единую техническую политику Администрации связи Российской
Федерации по применению сложного оборудования на сетях
электросвязи, входящих в ВСС России, для решения вопросов
рационального построения и эффективного развития ВСС, ее
информационной безопасности и управляемости с учетом интересов
пользователей связи;
- механизмы и порядок проведения указанной технической
политики.
РД распространяется на сложное оборудование электросвязи,
предназначенное для применения на всех сетях электросвязи,
входящих в ВСС России, независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности.
1.3. Настоящий РД определяет специальные требования по
применению техники <...> телефонных сетей электросвязи к сети
электросвязи общего пользования", утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.10.96 N 1254.
1.4. Настоящий РД распространяется на применение сложного
телекоммуникационного оборудования (включая аппаратные и
программные средства), разрабатываемого и выпускаемого
отечественной промышленностью, зарубежного производства, а также
производимого по переданной иностранными фирмами технологии на
российских предприятиях.
1.5. Настоящий РД не распространяется на применение сложного
телекоммуникационного оборудования на выделенных сетях
электросвязи, не входящих в состав ВСС России.
Однако, если оператор выделенной сети планирует осуществить
присоединение своей сети электросвязи к сети электросвязи общего
пользования России, в результате чего его сеть войдет в состав ВСС
России, он должен до осуществления присоединения принять меры по
приведению состава применяемого на его сети электросвязи сложного
телекоммуникационного оборудования в соответствие с требованиями
настоящего РД. Наличие на выделенной сети оператора связи
оборудования электросвязи, не допущенного к применению на ВСС
России в соответствии с настоящим РД, может служить основанием для
отказа в присоединении выделенной сети связи к сети электросвязи
общего пользования России.
1.6. Наличие в составе сложного оборудования электросвязи
программного продукта обуславливает быструю модернизацию
телекоммуникационных систем с целью внедрения новых функций и
услуг без существенного изменения аппаратной части оборудования.
Такая особенность определяет некоторые особые подходы к
сертификации сложного телекоммуникационного оборудования,
установленные разделом 6 настоящего РД.
2. Общие требования к сложному оборудованию
электросвязи, применяемому на ВСС России. Статус
отечественного оборудования электросвязи
2.1. Сложное оборудование электросвязи, применяемое на ВСС
России, должно в полной мере соответствовать действующим
техническим требованиям к оборудованию соответствующего
назначения, что должно подтверждаться выданными Госкомсвязи России
сертификатами соответствия.
Применение на ВСС России несертифицированного Госкомсвязи
России телекоммуникационного оборудования в соответствии со ст. 16
Федерального закона "О связи" не допускается.
Наличие сертификата соответствия на данный тип сложного
оборудования электросвязи не гарантирует практическое применение
последнего на ВСС России. Порядок применения операторами связи
сложного телекоммуникационного оборудования для развития своих
сетей электросвязи определяется настоящим РД и разработанными на
его основе нормативно-техническими документами Госкомсвязи России.
2.2. Технические требования к оборудованию электросвязи,
применяемому на ВСС России, определяются Госкомсвязи России. Эти
технические требования постоянно обновляются с учетом новых
рекомендаций МСЭ-Т, стандартов ETSI, новых национальных
требований.
Технические требования оформляются в виде общих технических
требований (ОТТ) к отдельным видам телекоммуникационного
оборудования, утверждаемых Госкомсвязи России.
2.3. Ведомства могут устанавливать дополнительные (по
отношению к ОТТ, утвержденным Госкомсвязи России) технические
требования к телекоммуникационному оборудованию, внедряемому на их
ведомственных сетях электросвязи, исходя из особенностей своего
технологического процесса.
2.4. Отечественное и зарубежное оборудование электросвязи.
2.4.1. На ВСС России применяется оборудование электросвязи как
отечественного, так и зарубежного производства.
Технические требования к телекоммуникационному оборудованию
отечественного и зарубежного производства, системам их
эксплуатационной поддержки, условия присутствия на рынке
оборудования связи их поставщиков идентичны. При равном выполнении
этих положений преимущество при внедрении имеет отечественное
телекоммуникационное оборудование в соответствии со ст. 5
Федерального закона "О связи".
Техническая политика Администрации связи России направлена на
развитие входящих в ВСС России сетей электросвязи с использованием
оборудования электросвязи, отвечающего современному мировому
уровню, и на неуклонное повышение доли современного отечественного
телекоммуникационного оборудования, внедряемого на ВСС России.
2.4.2. Статус отечественного оборудования (системы)
электросвязи имеет система (средство) электросвязи, построенная на
базе аппаратного комплекса и программного продукта, разработанного
и поставляемого заказчикам (операторам электросвязи) российскими
предприятиями (предприятиями, зарегистрированными на территории
Российской Федерации и находящимися под ее юрисдикцией).
2.4.3. В отечественных телекоммуникационных системах могут в
необходимых количествах применяться комплектующие изделия и
элементы (компоненты) зарубежного производства.
2.4.4. Статус отечественного может быть присвоен оборудованию
электросвязи, разработанному вне пределов Российской Федерации,
при полном выполнении следующих условий:
- технология производства системы электросвязи полностью
передана иностранным разработчиком в собственность российской
стороне, включая полный комплект конструкторской, программной и
технологической документации на производимую систему (в том числе
исходные тексты программного обеспечения, как операционной
системы, так и программного обеспечения записываемого в постоянные
запоминающие устройства оборудования), соответствующие технологии
производства, программирования и ремонта;
- поставка системы электросвязи российским заказчикам
осуществляется российским предприятием, несущим полную
ответственность за поставляемую телекоммуникационную систему перед
заказчиком;
- российский производитель имеет возможность полностью
произвести оборудование данной системы, поставить ее заказчику и
осуществлять ее эксплуатационную поддержку без участия зарубежной
фирмы-разработчика;
- российским предприятием, определенным совместно Госкомсвязи
Россия и российским поставщиком телекоммуникационного
оборудования, ведется архив версий программного обеспечения для
систем, поставленных российским операторам связи.
2.4.5. Статус отечественного оборудования электросвязи
присваивается телекоммуникационной системе зарубежной разработки
решением Госкомсвязи России на основе изучения полноты и условий
передачи технологии российскому производителю после получения им
сертификата соответствия на выпускаемое телекоммуникационное
оборудование.
Для определения степени выполнения требований п. 2.4.4
Госкомсвязи России назначает комиссию с участием соответствующих
отраслевых управлений, научных и проектных институтов, а также в
необходимых случаях - предприятий связи.
Статус отечественного оборудования электросвязи присваивается
конкретной реализации телекоммуникационной системы (включая
конкретные версии программного и аппаратного обеспечения), в
отношении которой выполнены требования п. 2.4.4.
2.4.6. В случае, если российские предприятия участвуют
совместно с зарубежным предприятием-разработчиком в разработке
последующих версий оборудования, решение о присвоении статуса
отечественных последующим версиям может быть принято Госкомсвязи
России по упрощенной процедуре без назначения указанной в п. 2.4.5
комиссии на основании следующих документов:
- сертификата соответствия, полученного российским
предприятием;
- подписанного зарубежным разработчиком и российским
производителем оборудования протокола о передаче соответствующих
технологических решений и документации, отличающей последующую
версию от более ранних, имеющих статус отечественных.
В этом случае периодически по решению Госкомсвязи России могут
назначаться комиссии по проверке соответствия производимого
отечественным производителем телекоммуникационного оборудования
продукции требованиям п. 2.4.4.
2.4.7. При соблюдении указанных в п. 2.4.4 условий
отечественный производитель может получать часть компонентов и
узлов поставляемого оборудования от зарубежной фирмы -
разработчика телекоммуникационной системы, причем по мере
увеличения объемов производства количество получаемых из-за
границы узлов должно уменьшаться.
2.4.8. Не допускается получение технологии производства
сложного телекоммуникационного оборудования, предназначенного для
применения на ВСС России, у инофирмы, не являющейся разработчиком
данного оборудования, без наличия у фирмы, передающей технологию,
соответствующих полномочий от разработчика и без письменного
обязательства фирмы, передающей технологию, поддерживать эту
технологию на уровне разработчика.
2.4.9. Оборудование электросвязи, не удовлетворяющие
требованиям п. 2.4.4, является зарубежным.
Применение на ВСС России зарубежных телекоммуникационных
систем во исполнение ст. 5 Федерального закона "О связи"
ограничивается специальными решениями Госкомсвязи России,
принимаемыми в соответствии с настоящим РД.
3. Общие требования по применению сложного
оборудования электросвязи на ВСС России
3.1. Требования к операторам связи
3.1.1. При выборе типов сложного оборудования электросвязи для
построения своих сетей оператор связи должен следовать требованиям
настоящего РД и иных документов Госкомсвязи России, определяющих
техническую политику развития ВСС России и сети электросвязи
общего пользования.
Выбор сложного телекоммуникационного оборудования для
конкретного объекта связи оператор сети связи, входящей в ВСС
России, осуществляет самостоятельно с учетом требований настоящего
РД. При выборе оператор связи учитывает технико-экономические
характеристики предлагаемого оборудования, сроки его поставки,
финансовые условия, наличие на своей сети другого оборудования
рассматриваемых поставщиков и другие необходимые факторы.
Выбор типов оборудования оператору связи рекомендуется
проводить на конкурсной основе.
3.1.2. Выбор типа сложного оборудования электросвязи в тех
случаях, когда это предусмотрено разделом 5 настоящего РД или
специальными решениями Госкомсвязи России, должен быть согласован
оператором связи с соответствующим отраслевым управлением
Госкомсвязи России.
3.1.3. Оператор связи должен ограничивать количество типов
применяемого сложного оборудования электросвязи одного назначения
в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего РД и иными
нормативно-техническими документами Госкомсвязи России исходя из
конкретных условий построения его сети, финансовых возможностей и
других обстоятельств.
Такие ограничения позволят оператору связи эффективнее строить
свою сеть, снижать эксплуатационные затраты на единицу
оборудования, обеспечивать управляемость сети в составе ВСС
России, проще решать вопросы информационной безопасности
функционирования своей сети.
3.1.4. Для применения на своей сети оператору связи
рекомендуется использовать сложное оборудование электросвязи
разного назначения одной и той же группы поставщиков.
Такое решение упрощает управление создаваемой сетью, позволяет
снизить эксплуатационные затраты на единицу оборудования, а также
стоимость вновь приобретаемого оборудования.
3.1.5. При регистрации нового строительства объектов связи в
органах Госсвязьнадзора, при заказе проектов своих сетей оператор
связи должен в необходимых случаях представить документы,
подтверждающие соответствие выбранных типов сложного
телекоммуникационного оборудования требованиям настоящего РД.
В качестве указанного документа может рассматриваться:
- соответствие типа применяемого оборудования действующим
разрешительным перечням, разработанным Госкомсвязи России (для
ведомственных сетей электросвязи - с учетом решения
соответствующих ведомств) в соответствии с настоящим РД;
- согласование типа, выданное соответствующим отраслевым
управлением Госкомсвязи России.
При отсутствии регламентации применения данного вида сложного
оборудования электросвязи представление указанных документов
оператором связи не требуется.
Органы Госсвязьнадзора при регистрации начала строительства
объекта связи и проектные организации при заказе
проектно-изыскательских работ обязаны информировать операторов
связи о наличии ограничений на применение тех или иных видов
сложного телекоммуникационного оборудования.
3.1.6. Оператор связи обязан ежегодно, а также при
возникновении аварий и иных сложных ситуаций на своей сети
электросвязи предоставлять аналитическим центрам, организованным в
соответствии с п. 3.2.5, информацию о работе сложного оборудования
электросвязи по формам, установленным Госкомсвязи России.
3.1.7. После истечения гарантийного срока на вновь
установленное сложное оборудование электросвязи оператор связи
обязан заключить контракт на послегарантийное обслуживание.
Указанный контракт заключается с российским сервис-центром,
обеспечивающим послегарантийное обслуживание оборудования данного
типа.
Эксплуатация сложного телекоммуникационного оборудования,
находящегося вне гарантийного срока, без действующего контракта на
послегарантийное обслуживание не допускается.
3.1.8. Оператор связи не должен применять сложное оборудование
электросвязи, в отношении которого осуществляющие его обслуживание
сервисные центры не гарантируют выполнение требований п. 3.3.5
настоящего РД с учетом места нахождения оборудования и дислокации
сервис-центров.
3.2. Требования к поставщикам оборудования
3.2.1. Поставщики сложного оборудования электросвязи для ВСС
России должны своевременно получать сертификаты соответствия на
всю гамму поставляемого оборудования в соответствии с действующими
техническими требованиями в полном объеме, а также обновлять
сертификаты при появлении новых версий программного и аппаратного
обеспечения поставляемой для ВСС России продукции.
3.2.2. Поставщики сложного оборудования электросвязи для ВСС
России должны организовать на территории Российской Федерации
центры сервисного обслуживания (сервис-центры) для осуществления
гарантийного и послегарантийного обслуживания своей продукции,
текущей ее эксплуатации и ремонта, а также модернизации. Система
сервисного обслуживания должна отвечать требованиям раздела 3.3.
3.2.3. Поставщики сложного оборудования электросвязи для ВСС
России должны силами российских сервис-цетров на основе отдельных
контрактов, заключаемых с операторами связи, осуществлять
модернизацию находящегося в эксплуатации оборудования с целью
поддержания его на современном техническом уровне и внедрения
новых современных функций и услуг.
Обслуживание и модернизация должны осуществляться для всех
установленных на ВСС России типов оборудования данного поставщика
и для всех версий указанного оборудования, в том числе тех,
поставки которых закончились до вступления в силу настоящего РД.
Отказ поставщика от поддержки и модернизации находящегося в
эксплуатации в течение определенного в технических условиях срока
службы сложного оборудования электросвязи не допускается, в том
числе и при прекращении производства данной версии оборудования.
3.2.4. Поставщики сложного оборудования электросвязи для ВСС
России должны иметь в России центры генерации программного
обеспечения с целью разработки конкретных программ для
поставляемых российским операторам связи систем связи, создания
архива версий программного обеспечения и документации для
оборудования с различными версиями программного обеспечения,
находящегося в эксплуатации.
Центр генерации программ должен быть оснащен модельными
системами связи.
Структура системы центров генерации программного обеспечения
согласовывается поставщиком с Госкомсвязи России. Эти центры
должны быть укомплектованы преимущественно российским (а для
поставщиков отечественных телекоммуникационных систем -
исключительно российским) инженерно-техническим персоналом.
Для зарубежных поставщиков желательно участие российских
центров генерации программного обеспечения в разработке базового
программного обеспечения и его российских версий для
телекоммуникационной системы в целом.
3.2.5. Поставщики сложного оборудования электросвязи для ВСС
России должны совместно с российскими научно-исследовательскими
институтами или университетами связи и, в необходимых случаях,
операторами связи организовать аналитические центры, отслеживающие
работу телекоммуникационных систем на ВСС России, осуществляющие
сбор и анализ объективной информации об эксплуатации оборудования,
возникающих сбоях, отказах и иных проблемах. Результаты анализа
ежегодно передаются в Госкомсвязи России.
Допускается анализ работы нескольких телекоммуникационных
систем в одном аналитическом центре.
Рекомендуется объединение центра генерации программ и
аналитического центра в едином центре поддержки
телекоммуникационной системы данного вида.
Целесообразно объединение национальных центров поддержки в
технопарк.
3.2.6. Поставщики сложного оборудования электросвязи для ВСС
России должны организовать на территории Российской Федерации
центры обучения (трейнинг-центры) с целью первичного обучения
специалистов, эксплуатирующих телекоммуникационное оборудование,
их переподготовки при внедрении новых версий и типов оборудования.
Уровень обучения должен быть достаточен для самостоятельной
эксплуатации оборудования в типичных ситуациях, возникающих в
процессе эксплуатации. Квалификация обучаемых должна
подтверждаться соответствующими сертификатами, дающими право на
эксплуатацию телекоммуникационного оборудования данного типа.
Пропускная способность трейнинг-центров должна быть
достаточной для того, чтобы обеспечивать подготовку персонала для
всего действующего и вновь вводимого оборудования данного типа.
3.2.7. Требования п. п. 3.2.1 - 3.2.6 распространяются как на
отечественных, так и на зарубежных поставщиков сложного
оборудования электросвязи.
3.2.8. Зарубежные поставщики сложного оборудования
электросвязи для ВСС России должны организовать производство
своего оборудования на территории Российской Федерации с
максимальной передачей технологии российской стороне (кроме
оборудования, поставляемого в единичных экземплярах, для которого
такая передача технологии экономически не оправдана).
Требования по передаче технологии в Россию для различных видов
сложного оборудования электросвязи зарубежной разработки в
зависимости от объема поставок определяются Госкомсвязи России на
основе настоящего РД.
Госкомсвязи России совместно с органами, отвечающими за
развитие промышленности средств связи в стране, с учетом развития
рынка оборудования электросвязи определяет номенклатуру
оборудования зарубежной разработки, рекомендуемого для местного
производства.
3.3. Требования к организационно-технической поддержке
функционирования сложного оборудования электросвязи
3.3.1. Для каждого вида сложного оборудования электросвязи,
применяемого на ВСС России, поставщиком (отечественным или
зарубежным) должна быть предусмотрена система сервис-центров,
обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание
оборудования, его ремонт и модернизацию.
3.3.2. Структура системы сервис-центров конкретного поставщика
согласовывается с Госкомсвязи Российской Федерации и, как правило,
включает в себя:
- главный сервис-центр, координирующий работу всех остальных
сервис-центров и имеющий возможность выполнять наиболее сложные
виды работ, включая модернизацию оборудования, находящегося в
эксплуатации;
- региональные сервис-центры;
- службы технического сервиса оператора связи (заказчика).
Привязка сервисных центров к конкретным регионам
осуществляется по согласованию с Госкомсвязи России.
3.3.3. Сервис-центры должны быть укомплектованы
преимущественно российским (а для отечественных
телекоммуникационных систем - исключительно российским)
инженерно-техническим персоналом.
3.3.4. Гарантийное и послегарантийное обслуживание и
модернизация находящегося в эксплуатации сложного оборудования
электросвязи должны быть обеспечены (при заключении
соответствующих контрактов с операторами связи для
послегарантийного обслуживания и модернизации) для всех
поставленных в Россию данным поставщиком видов и модификаций
оборудования, в том числе для оборудования, поставленного до
вступления в силу настоящего РД (в соответствии с п. 3.2.3).
3.3.5. Сервис-центры должны обеспечивать круглосуточную
поддержку пользователей по телефону, в том числе с использованием
модемов и сетей передачи данных для оперативного внесения
коррекции в программное обеспечение телекоммуникационного
оборудования, находящегося в эксплуатации, а также возможность при
необходимости выезда специалистов для устранения неисправностей в
течение не более 12 часов с прибытием на место в течение не более
24 часов (без учета транспортных задержек, не зависящих от
сервис-центра).
3.3.6. Не допускается несанкционированное оператором связи
вмешательство (в том числе дистанционное) сервис-центров в работу
находящегося в эксплуатации оборудования.
3.3.7. Срок замены сервис-центром неисправных узлов
оборудования не должен превышать двух недель с момента передачи
узла на сервис-центр. Для этого сервис-центр должен иметь
необходимый комплект запасных узлов, а также при необходимости -
ремонтные оборудование и службы.
3.3.8. Требования настоящего раздела распространяются и на
отечественных, и на зарубежных поставщиков сложного оборудования
электросвязи.
4. Особенности применения сложного оборудования
электросвязи, производимого или разработанного
вне Российской Федерации
4.1. В случаях, определенных разделом 5 настоящего РД, а также
по отдельным решениям Госкомсвязи России, принимаемым на основе
настоящего РД, для применения отдельных видов сложного
оборудования электросвязи, произведенного или разработанного вне
Российской Федерации, вводятся ограничения в рамках проведения
государственной научно-технической политики.
Эти ограничения формулируются в виде разрешительных перечней
оборудования определенного назначения, допускаемого к применению
на ВСС России.
4.2. Разрешительный перечень типов сложного оборудования
электросвязи данного назначения, допускаемого для применения на
ВСС России, определяется Госкомсвязи России на конкурсной основе в
следующем порядке.
4.2.1. Конкурс систем электросвязи конкретного назначения на
право быть включенными в разрешительные перечни оборудования,
применяемого на ВСС России, объявляется приказом Госкомсвязи
России.
Положение о конкурсе утверждается тем же приказом Госкомсвязи
России, которым конкурс объявлен.
Конкурс является открытым и организуется на основе правил
проведения международных тендеров.
В объявлении конкурса и при подведении его итогов указывается
срок проведения следующего аналогичного конкурса.
Телекоммуникационные системы предлагаются на конкурс
конкретными поставщиками или группами поставщиков, поставляющими
идентичное оборудование (имеющее единые технические условия).
4.2.2. При рассмотрении конкурсных материалов учитывается
соответствие оборудования электросвязи требованиям раздела 2
настоящего РД, осуществляется сравнительная оценка
технико-экономических характеристик оборудования разных
поставщиков, условий его поставки, включая сроки поставки,
оценивается соответствие поставщиков требованиям раздела 3.2, а
созданной (создаваемой) поставщиком системы поддержки
функционирования оборудования - требованиям раздела 3.3 РД.
При подведении итогов конкурса при прочих равных условиях
преимущество имеет телекоммуникационное оборудование, производство
которого отвечает стандартам серии ISO 9000, оборудование,
получившее статус отечественного, а также системы, выигравшие
предыдущий конкурс.
4.2.3. Итоги конкурса объявляются приказом Госкомсвязи России
и публикуются в отраслевых журналах, а также сообщаются иным
средствам массовой информации.
Сформированные по итогам конкурса разрешительные перечни
Госкомсвязи России включаются в приказ по итогам конкурса и
содержат как информацию по перечням сложного оборудования
электросвязи данного назначения, допущенного к применению на ВСС
России, так и информацию о поставщиках, заявивших данное
оборудование на конкурс и, соответственно, оборудование которых
имеют право применять операторы связи ВСС России.
4.3. Сложное оборудование электросвязи, вошедшее по итогам
конкурса в разрешительный перечень Госкомсвязи России, имеет право
применяться на ВСС России в течение трех-пяти лет (по дате
вступления в силу контракта на поставку оборудования) до
подведения итогов следующего конкурса.
Применение на сети общего пользования сложного
телекоммуникационного оборудования, произведенного или
разработанного вне Российской Федерации, поставщиков, не
участвовавших в конкурсе, а также типов оборудования, не
заявлявшихся на конкурс, не допускается.
4.4. Сложное оборудование электросвязи, поставленное на ВСС
России до введения в действия настоящего РД, а также после
указанного момента, но в соответствии с порядком, изложенным в
настоящем РД, в случае, если оно было исключено из разрешительного
перечня при подведении итогов очередного конкурса, может
эксплуатироваться на ВСС России до окончания срока службы.
4.5. В случае невыполнения поставщиком взятых на себя
обязательств в соответствии с разделом 3.2 настоящего РД
поставляемое им оборудование электросвязи может быть исключено
Госкомсвязи России из списка допускаемого к применению
оборудования с указанием конкретной мотивировки.
Такое решение может быть принято не ранее 1 года после
завершения конкурса, причем поставщику за 6 месяцев до издания
приказа должно быть сделано письменное предупреждение.
Если такое решение было принято не менее чем за один год до
нового конкурса, то может быть объявлен дополнительный конкурс на
замещение освободившегося места в списке допускаемого к применению
оборудования.
4.6. Количество допущенных к применению типов сложного
оборудования электросвязи по результатам конкурса может быть менее
указанного в разделе 5 настоящего РД, соответствующем
нормативно-техническом документе Госкомсвязи России или конкурсном
объявлении. В этом случае через один-два года может быть объявлен
дополнительный конкурс.
4.7. В отдельных случаях при ограниченном объеме поставляемого
сложного оборудования электросвязи, его важности в структуре сети
электросвязи общего пользования и сложившейся к моменту введения
ограничений номенклатуре применяемого на сети оборудования
разрешительный перечень может быть введен Госкомсвязи России без
объявления конкурса.
Примечание. На момент принятия настоящего РД такие ограничения
введены для автоматических междугородных и международных
телефонных станций сети общего пользования (см. раздел 5.1).
4.8. Ведомство может принять решение о применении на своей
ведомственной сети электросвязи иных типов сертифицированного
сложного оборудования электросвязи, произведенного или
разработанного вне Российской Федерации, не вошедшего в
разрешительные перечни, определенные Госкомсвязи России.
Такое решение оформляется отдельным пунктом решения ГКЭС при
Госкомсвязи России при рассмотрении генеральной схемы развития и
размещения сети электросвязи ведомства.
4.9. В необходимых случаях по решению ГКЭС при Госкомсвязи
России Госкомсвязи России может инициировать меры по защите
интересов отечественных производителей оборудования электросвязи в
соответствии с Федеральным законом "О мерах по защите
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении
внешней торговли товарами" N 63-ФЗ от 14.04.98.
5. Особенности применения отдельных видов сложного
оборудовании электросвязи
5.1. Коммутационное оборудование для телефонной сети общего
пользования
5.1.1. На международной телефонной сети общего пользования в
качестве международных телефонных станций (МНТС) и международных
центров коммутации (МЦК) применяются следующие типы систем
коммутации:
АХЕ-10;
EWSD.
5.1.2. На междугородной телефонной сети общего пользования в
качестве автоматических междугородных телефонных станций (АМТС),
транзитных междугородных узлов автоматической коммутации (УАК) и
оконечно-транзитных междугородных телефонных станций (ОТС), а
также комбинированных станций типа АМТС/АТС применяются следующие
типы систем коммутации:
АХЕ-10;
EWSD;
Alcatel 1000 S-12.
По согласованию с Госкомсвязи России в зонах малой емкости (до
100 тыс. номеров) допускаются к применению в качестве АМТС или
АМТС/АТС станции типа Si2000.
В целях обеспечения надежности и живучести междугородного и
международного участков при перегрузках или попытках
несанкционированного вмешательства в работу сетей не допускается
использование на ВСС России комбинированных станций типа МЦК/АМТС,
МНТС/АМТС, МЦК/УАК, МНТС/УАК, GMTX/MHTC, GMTX/МЦК, GMTX/AMTC,
GMTX/УАК.
Примечание. Под GMTX понимается узел транзитной сети,
обслуживающей трафик федеральных сетей сотовой подвижной связи.
5.1.3. В качестве зоновых телефонных узлов (ЗТУ) для замыкания
внутризонового телефонного трафика могут применяться телефонные
станции типов, указанных в п. 5.1.2. Рекомендуется применение ЗТУ
того же типа, что и зоновая АМТС.
По обязательному согласованию с Госкомсвязи России может
применяться ЗТУ иного типа, построенный на базе системы
коммутации, применяемой на местных городских телефонных сетях
данной зоны.
5.1.4. На сетях операторов связи общего пользования, имеющих
согласно выданным Госкомсвязи России лицензиям право предоставлять
услуги междугородной телефонной связи своим абонентам с
использованием технических средств своих сетей, до 31.12.2002
допускается по согласованию с Госкомсвязи России для замыкания
междугородной нагрузки между абонентами своих сетей применять
коммутационные станции типов, не указанных в п. 5.1.2.
Указанная возможность предусматривается только для станций,
введенных в эксплуатацию по контрактам, заключенным до вступления
в силу настоящего РД. При этом поставщик станции или оператор
связи должны до 31.12.1999 получить сертификат по выполнению
станцией функций междугородной связи.
После 01.01.2003 при достижении сетью оператора монтированной
емкости более 50 тыс. номеров указанные станции должны быть
заменены на станции типов, применяемых на ВСС России в качестве
АМТС. Для сетей меньшей емкости такая замена не обязательна, но
рекомендуется.
После вступления в силу настоящего РД контракты на поставку
телефонных станций, обеспечивающих пропуск междугородного трафика
между абонентами рассматриваемых в настоящем пункте сетей связи,
должны заключаться с учетом требований п. 5.1.2.
5.1.5. Выбор типов коммутационного оборудования для
междугородной и международной сети осуществляется самостоятельно
операторами междугородной и международной связи в соответствии с
требованиями п. п. 5.1.1 - 5.1.4. Тип конкретных станций,
выполняющих функции междугородных и международных, сообщается
Госкомсвязи России.
Операторам связи рекомендуется выбор типа коммутационного
оборудования осуществлять на конкурсной основе.
5.1.6. Местные телефонные сети общего пользования.
5.1.6.1. Городские телефонные сети (ГТС) общего пользования
ВСС России строятся с использованием максимально трех-четырех
электронных систем коммутации отечественной разработки и
пяти-шести электронных систем коммутации зарубежной разработки.
Расширение номенклатуры применяемых систем коммутации
осуществляется по решению Госкомсвязи России в случаях появления
станций, построенных на базе новых технологий, имеющих повышенную
конкурентоспособность, реализующих существенно более совершенные
технические требования, обеспечивающих возможность предоставления
услуг нового порядка.
5.1.6.2. Сельские телефонные сети (СТС) общего пользования
строятся на базе максимально трех-четырех типов электронных
станций отечественной разработки и двух-трех типов электронных
станций зарубежной разработки, имеющих статус отечественных. В это
количество входят станции, специально разработанные для применения
на телефонных сетях малой емкости (до 4 - 5, максимально до 15 -
18 тыс. номеров).
На СТС также могут применяться те же типы АТС, что и на ГТС.
5.1.6.3. Выбор типов электронных телефонных станций,
допускаемых к применению на местных телефонных сетях,
осуществляется Госкомсвязи России в следующем порядке:
- станций, производимых или разработанных вне Российской
Федерации, - в соответствии с разделом 4 настоящего РД. При
определении типов применяемого оборудования зарубежной разработки
предпочтение отдается коммутационным системам, имеющим статус
отечественных;
- станций, разработанных в Российской Федерации, - также на
конкурсной основе, причем порядок организации конкурса аналогичен
указанному в разделе 4 настоящего РД.
5.1.6.4. Применение электромеханических и квазиэлектронных
телефонных станций на местных телефонных сетях общего пользования
допускается до замены их на электронные телефонные станции.
Применение электромеханических и квазиэлектронных телефонных
станций на местных телефонных сетях общего пользования для нового
строительства или реконструкции действующих АТС не допускается.
Оборудование электромеханических (координатных) и
квазиэлектронных телефонных станций на местных телефонных сетях
общего пользования до 2000 г. включительно может быть использовано
для расширения действующих телефонных станций.
Начиная с 2001 г. наращивание емкости местных телефонных сетей
осуществляется за счет только электронных АТС.
Электронные телефонные станции, введенные в эксплуатацию по
контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего РД, могут
находиться в эксплуатации до конца срока службы или до замены на
станции типов, допускаемых к применению (с учетом требований
настоящего раздела).
5.1.6.5. Оператор связи сети общего пользования для применения
на своих местных сетях в качестве городских и сельских АТС может
выбрать любые типы АТС из числа типов, допущенных Госкомсвязи
России к применению на местных сетях общего пользования, с учетом
требований п. 5.1.6.6. При выборе операторам связи рекомендуется
преимущество отдавать системам коммутации, имеющим статус
отечественных.
Выбор применяемых типов электронных АТС оператору связи
рекомендуется осуществлять на конкурсной основе. О своем выборе
оператор связи обязан известить Госкомсвязи России и органы
Госсвязьнадзора, осуществляющие проверку его лицензируемой
деятельности.
Выбор применяемых типов электронных АТС может осуществляться
оператором связи поэтапно. Если применяемые оператором связи типы
АТС перестают удовлетворять его требованиям, он может в порядке,
определенном настоящим разделом, пересмотреть номенклатуру
применяемых им систем коммутации.
Общее количество типов применяемых оператором связи систем
коммутации в течение 10-летнего периода не должно превышать
значений, указанных в п. 5.1.6.6.
5.1.6.6. Применение систем коммутации, разработанных в
Российской Федерации, из перечня, определенного Госкомсвязи России
в соответствии с п. 5.1.6.3, не ограничивается и определяется
экономической целесообразностью.
Максимальное количество разных типов электронных АТС,
разработанных вне Российском Федерации, а также общее
рекомендуемое максимальное количество систем коммутации на сети
одного оператора связи в зависимости от монтированной емкости сети
не должно превышать значений, указанных в таблице.
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Монтированная емкость сети ¦ Максимальное количество ¦
¦ оператора связи ¦ применяемых систем коммутации ¦
+------------T------------------+-----------------T--------------+
¦ от ¦ до ¦разработанных вне¦ общее <**> ¦
¦ ¦ ¦ России <*> ¦ ¦
+------------+------------------+-----------------+--------------+
¦ 0 ¦ 50 ¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------+------------------+-----------------+--------------+
¦ 50 ¦ 100 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------+------------------+-----------------+--------------+
¦ 100 ¦ 500 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------+------------------+-----------------+--------------+
¦ 500 ¦ 1000 ¦ 3 ¦ 5 ¦
+------------+------------------+-----------------+--------------+
¦ 1000 ¦ 3000 ¦ 4 ¦ 6 ¦
+------------+------------------+-----------------+--------------+
¦ 3000 ¦ ¦ 4 ¦ 7 ¦
L------------+------------------+-----------------+---------------
--------------------------------
<*> Обязательное значение.
<**> Рекомендуемое значение.
Дополнительно к указанному в таблице количеству систем
оператор связи может применить один, а при монтированной емкости
сети свыше 500 тыс. номеров - два типа АТС малой емкости,
применяемые на СТС и ГТС.
Требования настоящего пункта распространяются на операторов
связи, имеющих сети телефонной связи, как сосредоточенные на
территории одного субъекта Российской Федерации, так и
распределенные по нескольким регионам страны.
5.1.6.7. Применение учрежденческо-производственных АТС
(УПАТС), имеющих сертификат соответствия и включаемых в
коммутаторную емкость транзитного узла или оконечной АТС
телефонной сети общего пользования, на ВСС России не
ограничивается.
На указанных выше принципах включения УПАТС также могут
применяться АТС сети общего пользования малой емкости (до 2 - 6
тыс. номеров в зависимости от суммарной емкости местной телефонной
сети, в которую включена АТС). В качестве такой станции оператор
связи может применить любую АТС, имеющую сертификат соответствия в
качестве либо городской АТС, либо УПАТС. Типы АТС малой емкости
сети общего пользования, включаемых в местную сеть на правах
районной АТС, выбираются в соответствии с п. 5.1.6.5 настоящего
РД.
При емкости свыше 6000 номеров УПАТС, имеющая сертификат
соответствия, может быть включена в сеть общего пользования в
качестве районной АТС. При этом доля абонентов квартирного
сектора, как правило, не должна превышать 20%.
5.1.6.8. АТС малой емкости (емкость ограничена общими
техническими требованиями значением 128 номеров), включаемые в
абонентские комплекты местной АТС, на ВСС России являются
абонентским устройством. Такая АТС может устанавливаться в
интересах только одного абонента, являющегося физическим или
юридическим лицом.
Применение АТС, включаемых в абонентские комплекты, для целей
телефонизации помещений нескольких абонентов не допускается.
5.1.7. На телефонной сети общего пользования допускается
применение комбинированных телефонных станций (КАТС), используемых
одновременно на нескольких сетях, например на междугородной и
местной телефонных сетях или на местной телефонной сети и
региональной сети подвижной связи.
Типы применяемых АМТС/АТС должны соответствовать указанным в
п. 5.1.2.
Оператору, использующему станцию вида АМТС/АТС, рекомендуется
применять на городских телефонных сетях станции того же типа, что
и КАТС.
Выбор типа КАТС иного типа, кроме АМТС/АТС, осуществляется с
учетом п. 5.1.6.
5.1.8. При реконструкции сети, в случае аварийных и
чрезвычайных ситуаций, при топологических особенностях региона и
т.п. на ВСС России могут применяться городские телефонные станции
в контейнерном исполнении. АТС сельских телефонных сетей в
контейнерном исполнении при наличии соответствующих условий могут
применяться на постоянной основе.
Типы коммутационного оборудования контейнерных телефонных
станций местных сетей должны соответствовать типам применяемых
оператором связи стационарных АТС (п. 5.1.6).
В исключительных случаях по решению Госкомсвязи России
допускается использование АМТС в контейнерном исполнении. Типы
используемого коммутационного оборудования контейнерных АМТС
указаны в п. 5.1.2.
5.1.9. Зарубежные поставщики коммутационной техники для ВСС
России должны организовать производство своих коммутационных
станций на территории Российской Федерации с максимальной
передачей технологии российской стороне.
Поставки коммутационных станций только из-за рубежа
допускаются при объеме внедрения системы коммутации до 30 тыс.
портов в год.
При объеме внедрения системы коммутации от 30 до 300 тыс.
портов в год в России как минимум должна осуществляться сборка
стативов, производство самых массовых типов печатных плат,
системное тестирование станций.
При объеме внедрения от 100 до 200 тыс. портов в год объем
собственного производства печатных плат на российском предприятии
должен составлять не менее 60% по объему и 25% по номенклатуре.
При объеме внедрения от 200 тыс. до 300 тыс. портов в год
объем собственного производства печатных плат должен составлять не
менее 90% по объему и 50% по номенклатуре.
При объеме внедрения свыше 300 тыс. портов в год система
коммутации должна получить статус отечественной.
5.1.10. Требования к техническому уровню систем коммутации,
применяемых на телефонной сети общего пользования ВСС России до
2001 г., приведены в Приложении 2.
5.2. Системы передачи синхронной цифровой иерархии
5.2.1. На ВСС России применяются не более 5 - 6 типов систем
передачи SDH зарубежной разработки. При условии выполнения
поставщиками требований п. 3.2 один тип оборудования (т.е.
оборудование, имеющее общие технические условия) может
поставляться несколькими поставщиками.
Применение оборудования SDH, разработанного и производимого на
территории России, на ВСС России не ограничивается.
Системы передачи SDH одного и того же типа могут быть
применены на всех участках сети, если иное не указано в разделе
"условиями применения оборудования" в сертификате соответствия.
5.2.2. Типы применяемых на ВСС России систем передачи SDH,
разработанных вне Российской Федерации, определяются Госкомсвязи
России в соответствии с разделом 4 настоящего РД. При определении
типов применяемого оборудования зарубежной разработки предпочтение
отдается системам передачи, имеющим статус отечественных.
В состав поставляемого оборудования систем передачи SDH должна
входить система управления сетью SDH, сертифицируемая по отдельным
ОТТ.
5.2.3. На сети одного оператора связи допускается применение
оборудования SDH зарубежного производства не более чем двух типов.
При большом объеме сети при согласовании с Госкомсвязи России
допускается применение трех-четырех типов оборудования SDH.
Выбор оборудования SDH для применения на своей сети
осуществляется оператором связи самостоятельно из перечня
оборудования, допущенного к применению Госкомсвязи России.
Рекомендуется выбор осуществлять на конкурсной основе.
Целесообразно на одной сети использовать оборудование систем
передачи SDH и системы коммутации одних и тех же поставщиков для
упрощения решения вопросов управления сетью электросвязи.
5.4. Системы управления сетями электросвязи
5.4.1. Системы управления сетями и оборудованием электросвязи
(СУЭ), применяемые на ВСС России, должны быть построены на базе
рекомендаций МСЭ-Т и стандартов ETSI, относящихся к системам TMN
(Telecommunication Management Network - сеть управления
электросвязью).
СУЭ должны соответствовать национальным спецификациям
интерфейсов Q.3, X и др. по мере их определения.
СУЭ должны иметь средства, исключающие несанкционированное
вмешательство в процесс управления сетью электросвязи.
Исходные тексты программного обеспечения систем управления
сетями электросвязи, применяемых на ВСС России, должны находиться
у организаций, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
5.4.2. Применяемые на ВСС России СУЭ должны, как правило,
обеспечивать совместную работу с наиболее массовыми на сети общего
пользования типами оборудования электросвязи на уровне сетевых
элементов.
СУЭ должны обеспечивать динамическое управления сетью
электросвязи в масштабе времени, близком к реальному.
5.4.3. Типы применяемой на ВСС России СУЭ зарубежной
разработки для наиболее массовых применений определяются
Госкомсвязи России в порядке, определенном разделом 4 настоящего
РД.
При определении типов применяемого оборудования СУЭ зарубежной
разработки предпочтение отдается системам, имеющим статус
отечественных.
5.4.4. Оператор связи для применения на своей сети может
выбрать любую СУЭ из допущенных Госкомсвязи России к применению на
ВСС России.
Если указанные СУЭ по каким-либо причинам не отвечают
требованиям оператора связи, тип применяемой системы подлежит
согласованию с соответствующим отраслевым управлением Госкомсвязи
России.
5.5. Автоматизированные системы расчетов с пользователями за
услуги связи
5.5.1. На ВСС России не рекомендуется применение
автоматизированных систем расчетов с пользователями за услуги
электросвязи (АСР) зарубежной разработки.
5.5.2. Порядок применения АСР операторами сети электросвязи
общего пользования России определяется отдельной концепцией,
утверждаемой Госкомсвязи России.
5.6. Иные виды сложного оборудования электросвязи
5.6.1. Применение иных не указанных в п. п. 5.1 - 5.5 типов
сложного оборудования электросвязи может регламентироваться
концепциями и приказами Госкомсвязи России, разрабатываемыми в
соответствии с принципами, изложенными в настоящем РД.
5.6.2. Если применение сложного телекоммуникационного
оборудования не регламентируется настоящим РД или документами,
указанными в п. 5.6.1, то оператор связи свободен в применении
типов сертифицированного оборудования.
6. Особенности процесса сертификации сложного
оборудования электросвязи, применяемого на ВСС России
6.1. Сертификация сложного оборудования электросвязи
осуществляется в порядке, действующем в системе сертификации
"Электросвязь", зарегистрированной Госстандартом России.
6.2. В выдаваемом Госкомсвязи России сертификате соответствия
должны быть точно указаны сетевые функции, выполняемые данным
типом оборудования электросвязи и подтвержденные линейными
испытаниями, используемая версия программного и аппаратного
обеспечения.
6.3. Линейные испытания при сертификации сложного оборудования
электросвязи для ВСС России обязательны. Схема линейных испытаний
до начала испытаний согласуется отраслевым управлением по
принадлежности оборудования и управлением сертификации Госкомсвязи
России. На схеме линейных сертификационных испытаний должны быть
указаны проверяемые функциональные возможности системы,
взаимодействие с оборудованием других типов и назначений, стыки,
типы сигнализации и интерфейсов.
Допускается проведение линейных испытаний как на реальной
сети, так и в создаваемом технопарке, оснащенном необходимыми
типами оборудования, в том числе взаимодействующими
телекоммуникационными системами.
Линейные испытания УПАТС конструктивной емкостью не более 2048
номеров, а также мини-АТС, включаемых в абонентские комплекты,
могут проводиться на стенде центра (лаборатории) сертификации.
6.4. При сертификации новых версий уже поставляемого для ВСС
России сложного оборудования электросвязи и его программного
обеспечения проверка проводится по функциям и параметрам,
подвергшимся изменениям (модернизации), а также по новым функциям.
В минимально необходимом объеме проводятся комплексные тесты для
оценки (проверки) функциональных возможностей оборудования в
целом.
При сертификации сложного телекоммуникационного оборудования
типа, уже имеющего сертификат соответствия, выданный другому
производителю (поставщику), допускается производить выборочные
испытания при установлении идентичности оборудования и
распространении технических условий, согласованных для уже
сертифицированного оборудования, на оборудование, проходящее
сертификацию.
6.5. Сертификация сложного оборудования электросвязи типов и
поставщиков, допускаемых к применению на сети электросвязи общего
пользования в соответствии с настоящим РД, осуществляется на
первом поставляемом для ВСС России образце данного типа (новой
версии).
Сертификация иных типов телекоммуникационного оборудования или
оборудования поставщиков, не допущенных к применению на сети
электросвязи общего пользования, допускается на условиях демонтажа
оборудования после испытаний.
В случаях заявления на сертификацию телекоммуникационного
оборудования, не входящего в разрешительные перечни Госкомсвязи
России для применения на сети общего пользования, но имеющего
принципиальные преимущества перед применяемым оборудованием, по
специальному решению Госкомсвязи России демонтаж оборудования
после проведения сертификационных испытаний может не проводиться.
7. Порядок организации контроля за применением
сложного оборудования электросвязи
7.1. Контроль за выполнением производителями и поставщиками
сложного оборудования электросвязи требований настоящего РД
возлагается на отраслевые управления Госкомсвязи России по
принадлежности оборудования.
Для этого:
7.1.1. Поставщики сложного оборудования электросвязи
(российские и зарубежные) ежегодно до 31 марта года, следующего за
отчетным, представляют в Госкомсвязи России отчет, в котором
указывается:
- количество поставленного за год оборудования разных типов,
применение которого регламентируется на основании данного РД, и
места его установки с указанием оператора связи - заказчика и
поставленных версий оборудования;
- сводная информация о заключенных контрактах, находящихся в
процессе выполнения;
- выполнение поставщиком требований раздела 3.2 настоящего РД;
- состояние дел с передачей российскому производителю
технологии производства поставляемого оборудования (для зарубежных
поставщиков).
7.1.2. Ежегодно до 30 июня отраслевые управления Госкомсвязи
России на основе отчетов поставщиков, информации Госсвязьнадзора
(см. п. 7.2), аналитических центров и операторов связи готовят
сводную информацию по применению сложного оборудования
электросвязи на ВСС России за прошедший год в своей части.
7.1.3. Указанная в п. 7.1.2 информация используется для
уточнения технической политики Госкомсвязи России по применению
сложного оборудования электросвязи в соответствии с требованиями
настоящего РД.
7.2. Контроль за выполнением операторами связи требований по
применению сложного оборудования электросвязи осуществляется
органами Госсвязьнадзора России при контроле лицензируемой
деятельности, регистрации начала строительства объектов связи,
решении вопросов о выдаче разрешений на эксплуатацию объектов и
средств связи.
7.2.1. При регистрации начала строительства объектов связи в
тех случаях, когда применение сложной телекоммуникационной техники
регламентируется в соответствии с настоящим РД, орган
Госсвязьнадзора письменно предупреждает оператора связи о наличии
регламентации и требует представления согласующих документов
согласно п. 3.1.5 РД.
7.2.2. При решении вопроса о выдаче разрешения на эксплуатацию
объекта, сети, средства связи орган Госсвязьнадзора контролирует
выполнение оператором связи требований настоящего РД и связанных с
ним концепций по применению отдельных видов сложного оборудования
электросвязи. При наличии нарушений указанных документов
разрешение на эксплуатацию не выдается.
7.2.3. При контроле лицензируемой деятельности органом
Госсвязьнадзора проводится комплексная оценка выполнения
оператором связи требований настоящего РД и связанных с ним
концепций по применению отдельных видов сложного оборудования
электросвязи. При выявлении нарушений оператору связи выдаются
соответствующие предписания.
7.2.4. Ежегодно до 31 марта Главгоссвязьнадзор направляет в
Госкомсвязи России сводный анализ выполнения операторами связи
документов, регламентирующих применение сложного оборудования
электросвязи.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СЛОЖНОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМОГО НА ВСС РОССИИ
1. Цифровые системы коммутации, применяемые на телефонных
сетях, включая ЦСИС (ISDN).
2. Системы широкополосной коммутации Ш-ЦСИС (B-ISDN).
3. Платформы интеллектуальной сети связи ИСС (IN).
4. Системы передачи синхронной цифровой иерархии СЦИ (SDH),
независимо от среды распространения сигнала.
5. Гибкие мультиплексоры с динамически управляемой полосой
пропускания в отдельных каналах.
6. Системы сотовой связи.
7. Системы абонентского радиодоступа (кроме радиоудлинителей и
систем типа точка - много точек) к сетям телефонной связи и сетям
передачи данных.
8. Оборудование систем глобальной персональной спутниковой
связи.
9. Транкинговые системы радиосвязи.
10. Узловое оборудование систем персонального радиовызова.
11. Системы таксофонного оборудования в составе узлов
управления таксофонной сетью и самих таксофонов.
12. Системы передачи и коммутации данных, в том числе
использующие ретрансляцию кадров (Frame Relay), серверы и
маршрутизаторы сети Интернет.
13. Аппаратура, использующая асинхронный режим переноса (ATM).
14. Системы управления оборудованием и сетями электросвязи.
15. Оборудование систем тактовой сетевой синхронизации
(первичные эталонные и вторичные задающие генераторы).
16. Автоматизированные системы расчетов с пользователями за
услуги связи.
17. Эхозаградители и эхокомпенсаторы.
Примечание. Данный Перечень является примерным, поскольку
из-за высокой скорости научно-технического прогресса дать
исчерпывающий перечень не представляется возможным.
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ
К ТЕХНИЧЕСКОМУ УРОВНЮ СИСТЕМ КОММУТАЦИИ,
ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ТЕЛЕФОННЫЕ СЕТИ, ВХОДЯЩИЕ В ВСС
РОССИИ НА ПЕРИОД 1998 - 2001 ГГ.
------------T---------------------------T------------------------¬
¦ Тип ¦ Функция, спецификация ¦Требуемый год реализации¦
¦ станции ¦ +-----T------T------T----+
¦ ¦ ¦1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦2001¦
+-----------+---------------------------+-----+------+------+----+
¦МЦК ¦Функции ОКС-7 без INAP-R ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦МНТС +---------------------------+-----+------+------+----+
¦АМТС ¦INAP-R ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦УАК +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Функции СОРМ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Спецификация Q.3 уровня ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦управления сетью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Спецификация Q.3 уровня ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦управления элементами сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---------------------------+-----+------+------+----+
¦Городские ¦Функции ОКС-7 без INAP-R ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦и сельские +---------------------------+-----+------+------+----+
¦АТС ¦INAP-R ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦EDSS 1 - спецификация ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦доступа пользователя ЦСИС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦V5.1 - V5.2 - спецификация ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦универсального интерфейса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сетей доступа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Взаимодействие EDSS 1/DECT ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Спецификация Q.3 уровня ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦управления сетью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Спецификация Q.3 уровня ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦управления элементом сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦WAC - спецификация ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦крупномасштабного Центрекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Взаимодействие EDSS 1/Q.SIG¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦IPOP - спецификация ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦интегрированного в АТС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интерфейса взаимодействия с¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Интернет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦TIPHON - спецификация ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦
¦ ¦универсального протокола ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ТфОП и Интернет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Функции СОРМ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------+---------------------------+-----+------+------+----+
¦УПАТС ¦Q.SIG - универсальный ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦протокол взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦IPOP-U - спецификация ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦
¦ ¦интегрированного в УПАТС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интерфейса взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с Интернет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦EDSS 1 - спецификация ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦доступа пользователя ЦСИС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Функции СОРМ ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------+---------------------------+-----+------+------+----+
¦Широкопо- ¦UNI(EDSS 2) - спецификация ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦лосные ¦доступа пользователя Ш-ЦСИС¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦NNI - спецификация ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦взаимодействия узел-сеть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для Ш-ЦСИС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+---------------------------+-----+------+------+----+
¦Коммутации ¦B-ISUP - спецификация ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦доступа пользователя Ш-ЦСИС¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для ОКС-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Vb5.1, Vb5.2 - спецификация¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
¦ ¦универсального доступа для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦широкополосных сетей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доступа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦B-ISUP/Q.SIG ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦
¦ +---------------------------+-----+------+------+----+
¦ ¦Функции СОРМ ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦
L-----------+---------------------------+-----+------+------+-----
Примечание. Данные настоящего Приложения могут уточняться
Госкомсвязи России при коррекции ОТТ на коммутационные системы
отдельных видов.
|