ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 22 сентября 1998 г. N 113
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ
ПРОКУРОРОВ В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
Анализ эффективности участия прокуроров в судебных стадиях
уголовного судопроизводства показывает, что военными прокурорами
принимались меры к постановлению судами законных и обоснованных
решений по уголовным делам.
Активней и целенаправленней руководителями военных прокуратур
на местах проводилась работа по обеспечению максимального участия
прокурорских работников в поддержании государственного обвинения.
В текущем году увеличилось количество проверяемых в кассационные
сроки уголовных дел, возросла доля кассационных протестов, что
реально способствовало оперативному исправлению судебных ошибок.
Активизировалась надзорная деятельность военных прокуроров по
опротестованию вступивших в законную силу судебных решений. 73% от
общего числа внесенных протестов признаны судами обоснованными и
удовлетворены.
Вместе с тем в надзоре за законностью судебных постановлений
по уголовным делам имеются еще проблемы, требующие разрешения.
Одной из них по-прежнему остается качество поддержания
государственного обвинения. Участие прокуроров в суде не всегда
способствует постановлению законных и обоснованных приговоров, не
является еще гарантией обеспечения законности в уголовном
судопроизводстве.
Как показали проверки, а также изучение в кассационном и
надзорном порядке уголовных дел непосредственно в управлении
надзора ГВП, основными причинами низкого уровня поддержания
государственного обвинения в ряде округов является слабая
организация работы, неудовлетворительный контроль руководителей за
прокурорскими работниками, принимающими участие в судебных
процессах на стадии досудебной подготовки дел и, как результат,
неготовность последних занять обоснованную позицию в суде.
Допускались просчеты в ориентации судов на правильное
применение уголовного закона, обусловленные недостатками в
профессиональной подготовке.
Не достигнута регулярность всестороннего анализа практики
участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, нет единых
подходов к критериям оценки данной работы.
Поддержание государственного обвинения, особенно на уровне
гарнизонного звена, не выделено в отдельную проблему надзора.
Зачастую прокурорские работники окружного звена, ответственные за
данный участок работы, привлекаются к расследованию уголовных дел,
проведению прокурорских проверок, что на длительное время отрывает
их от выполнения задач по надзору за законностью судебных
постановлений, снижает персональную ответственность за эту отрасль
надзора.
В методической работе отделов окружного звена не уделяется
достаточного внимания оценке реального вклада государственных
обвинителей в исследование обстоятельств дела, проявленных при
этом активности и профессионального мастерства, объективности
позиции и влияния на законность и обоснованность принятого по делу
судебного решения, что не позволяет дать глубокого анализа этой
работе и использовать положительный опыт.
Еще не всеми прокурорами выполняются требования закона по
обязательному опротестованию каждого незаконного или
необоснованного постановления суда. Нередко военные прокуроры
мирятся с неоправданно мягкими мерами наказания за совершенные
преступления. В связи с этим около 70% судебных решений
претерпевают изменения не по их инициативе, а по жалобам
осужденных и других участников процесса.
Не каждому серьезному нарушению, допущенному государственными
обвинителями в судах, а также при опротестовании судебных решений,
дается острая и принципиальная оценка со стороны ВП округов.
Имеющиеся недочеты редко являются предметом обсуждения на
оперативных совещаниях и коллегиях.
С учетом изложенного, в целях обеспечения принципа
состязательности процесса предлагаю:
1. Военным прокурорам окружного и гарнизонного звеньев
дополнительно изучить с подчиненными Приказ Генерального прокурора
N 44 1994 г. "О повышении качества и эффективности участия
прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в
условиях судебной реформы" и обеспечить неукоснительное его
соблюдение.
2. Оценку деятельности военной прокуратуры по участию
прокуроров во всех стадиях уголовного судопроизводства производить
исходя из их реального вклада, повлиявшего на принятие судом
законного и обоснованного решения.
3. Критериями оценки указанного направления деятельности
считать:
- качество изучения материалов уголовного дела в период
подготовки к судебному заседанию, планирования и проверки всех
версий, особенно доводов подсудимого в свою защиту;
- активность и профессионализм в исследовании доказательств в
суде;
- объективность позиции и обоснованность ориентации суда по
вопросам доказанности виновности, квалификации содеянного и мере
наказания с учетом тяжести содеянного и личности виновного;
- эффективность реагирования на незаконные судебные решения в
кассационные сроки.
4. Для организации работы по этому направлению:
- приказами по ВП гарнизонов и объединений определить имеющего
достаточный опыт прокурорского работника, отвечающего за этот
участок работы; обеспечить с учетом имеющейся штатной численности
и объема работы максимально возможное участие прокуроров в
поддержании государственного обвинения в судах, а по делам
обязательной категории - по всем делам;
- исключить случаи привлечения прокурорских работников
окружного звена, ответственных за поддержание государственного
обвинения в судах, осуществляющих надзор за законностью судебных
постановлений по уголовным делам, к выполнению других
обязанностей, требующих длительного отрыва от исполнения
непосредственных обязанностей;
- во взаимодействии с военными судами отработать процедуру
изучения дел, направленных для рассмотрения по существу,
прокурорскими работниками, в которой предусмотреть время,
необходимое им для ознакомления с делом в полном объеме, а также с
протоколом судебного заседания с целью своевременного принесения
замечаний.
5. С целью активизации работы по оперативному опротестованию
каждого незаконного и необоснованного постановления суда принять
действенные меры по выявлению допускаемых ошибок, особенно на
стадиях участия прокуроров в суде и в кассационные сроки. При
оценке эффективности этой работы учитывать оперативность выявления
допущенных ошибок и реагирования на них, а также соотношение
количества претерпевших изменения судебных решений по стадиям
судопроизводства к количеству судебных решений, претерпевших
изменения по инициативе военных прокуроров (государственных
обвинителей) в сравнении с измененными судебными решениями по
инициативе других участников процесса.
6. Ошибки, допущенные при исполнении процессуальных
обязанностей в суде, повлекшие существенные нарушения
конституционных прав и свобод участников процесса, рассматривать
как повод к служебному расследованию и обсуждению на оперативных
совещаниях.
7. На профессиональную подготовку прокурорских работников,
участвующих в судебных заседаниях, предусмотреть время в учебных
планах. Шире использовать возможности территориальных учебных
центров и юридических вузов для обучения государственных
обвинителей.
8. Контроль за исполнением настоящих указаний возложить на
военных прокуроров округов, флотов, Ракетных войск стратегического
назначения, Федеральной пограничной службы, Московского городского
военного прокурора.
Указание направить названным военным прокурорам и военным
прокурорам гарнизонов (объединений).
Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации -
Главный военный прокурор,
генерал - полковник юстиции
Ю.Г.ДЕМИН
|