ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 1998 г. N 2994-II ГД
О ХОДЕ ПОДГОТОВКИ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К РАБОТЕ
В ОСЕННЕ - ЗИМНИЙ ПЕРИОД 1998/99 ГОДА
В целях обеспечения готовности энергоснабжающих организаций
Российской Федерации к работе в осенне - зимний период
1998/99 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Одобрить решение Комитета Государственной Думы по
промышленности, строительству, транспорту и энергетике "О ходе
подготовки энергоснабжающих организаций к работе в осенне - зимний
период 1998/99 года".
2. Направить решение Комитета Государственной Думы по
промышленности, строительству, транспорту и энергетике "О ходе
подготовки энергоснабжающих организаций к работе в осенне - зимний
период 1998/99 года" в Правительство Российской Федерации.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВУ,
ТРАНСПОРТУ И ЭНЕРГЕТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 1998 г. N 103
О ХОДЕ ПОДГОТОВКИ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РАБОТЕ
В ОСЕННЕ - ЗИМНИЙ ПЕРИОД 1998/1999 ГОДОВ
Заслушав и обсудив с участием депутатов Государственной Думы и
членов Совета Федерации, руководителей федеральных органов
исполнительной власти, органов власти субъектов Российской
Федерации, представителей предприятий топливно - энергетического
комплекса информацию Российского открытого акционерного общества
энергетики и электрификации "ЕЭС России" о сложившейся ситуации в
электроэнергетике и подготовке энергоснабжающих предприятий к
работе в осенне - зимний период 1998/1999 годов, Комитет отмечает:
Электроэнергетика играет ведущую роль в обеспечении
энергетической и экономической безопасности страны, стабилизации
ее экономического положения в условиях финансового кризиса в
России. Однако, в настоящее время отрасль находится в тяжелом
финансовом положении. Продолжающиеся неплатежи потребителей
энергии, неполное выделение средств из федерального бюджета для
финансовой поддержки сезонных мероприятий по обеспечению запасов
топлива на электростанциях вызывают серьезные трудности в
подготовке энергоснабжающих предприятий к работе в осенне - зимний
период 1998/1999 годов.
Фактические запасы угля и мазута на электростанциях РАО "ЕЭС
России" по состоянию на 15.09.98 составили соответственно 80% и
83% от задания. Особенно неблагоприятно обстоят дела с накоплением
запасов топлива на электростанциях Архангельской и Ивановской
областей, регионов Дальнего Востока, включая районы Крайнего
Севера. В связи с отсутствием средств электростанции вынуждены
отказываться от части ремонтов или выполнять их в неполном объеме,
что сказывается на надежности эксплуатации энергооборудования. В
настоящее время выполнено около половины годовой программы
ремонта.
Не лучше обстоят дела и на предприятиях атомной энергетики.
Запасов топлива нет на Балаковской и Кольской АЭС (стоят по одному
энергоблоку). Станции с реакторами типа РБМК работают "с колес".
Привычным для этих энергоблоков стал режим работы с пониженной
нагрузкой. Ремонтная кампания идет с большим отставанием от
намеченных темпов. Из 23 энергоблоков АЭС, подлежащих плановому
ремонту, отремонтировано только 9.
Государственные инвестиции на развитие энергетики,
предусмотренные федеральным бюджетом на 1998 год, фактически
профинансированы только на 10%.
До сих пор не решена одна из ключевых проблем - неплатежи
потребителей энергии. Наибольшую долю в общей дебиторской
задолженности составляют предприятия и организации, финансируемые
из федерального и местного бюджетов (до 50%), а также оптовые
потребители - перепродавцы. Просроченность платежей многих
организаций достигает 16 месяцев. Дебиторская задолженность
предприятий электроэнергетики с начала года увеличилась на 26% и
составила на 01.07.98 129 млрд. рублей. При обязательном
первоочередном порядке уплаты налогов даже небольшие денежные
средства, получаемые энергоснабжающими предприятиями от
потребителей, не доходят до производителей электроэнергии.
Выражая озабоченность ситуацией, сложившейся в отрасли
накануне осенне - зимнего периода, и в целях обеспечения надежного
энергоснабжения потребителей в осенне - зимний период
1998/1999 годов Комитет решил:
1. Обратиться в Правительство Российской Федерации с
предложениями:
1.1. Дать указание налоговым органам не применять санкции на
арест имущества и банковских счетов предприятий электроэнергетики
и газовой промышленности.
1.2. Отменить Постановление Правительства Российской Федерации
от 17 июля 1998 г. N 786 "Об особенностях уплаты налога на
добавленную стоимость" как противоречащее действующему
законодательству;
1.3. Учитывая серьезные негативные последствия, могущие
возникнуть в газодобывающей отрасли и в жизненно важных регионах
страны, отменить Постановление Правительства Российской Федерации
от 3 сентября 1998 г. N 1018 "О ставке акциза на природный газ".
1.4. Поручить руководителям федеральных министерств и
ведомств:
- пересмотреть постатейное распределение бюджетных средств
подведомственным предприятиям и организациям, предусмотрев
выделение средств на оплату топливно - энергетических ресурсов в
1998 году в объемах потребления, согласованных с Минтопэнерго
России;
- обеспечить ежемесячное перечисление средств на оплату
топливно - энергетических ресурсов в объемах не менее фактической
доли общего финансирования, предусмотренного сметой расходов
соответствующих министерств и ведомств.
1.5. Обеспечить пропорциональное годовому назначению выделение
в 1998 году средств из федерального бюджета на реализацию
Федеральной адресной инвестиционной программы в части
строительства объектов электроэнергетики в объеме, предусмотренном
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год".
1.6. Возобновить действие Постановления Правительства
Российской Федерации от 09.02.97 N 22, предусматривающего
сохранение до 2000 года включительно механизма формирования
целевых инвестиционных средств в электроэнергетике в составе
себестоимости продукции (работ, услуг).
1.7. Дать поручение Минфину России и Госналогслужбе России:
- предоставить отсрочку по уплате налогов в федеральный бюджет
предприятиям электроэнергетики и газовой промышленности на сумму
задолженности организаций, финансируемых из федерального бюджета,
за отпущенную им электрическую и тепловую энергию и газ (в рамках
утвержденных федеральными органами исполнительной власти лимитов
потребления) до момента погашения указанной задолженности;
- провести зачет в счет налоговых платежей в федеральный
бюджет, осуществляемых организациями электроэнергетики, газовой
промышленности и железнодорожного транспорта, сумм задолженности
организаций, финансируемых из федерального бюджета, по оплате
электрической и тепловой энергии и газа и услуг железнодорожного
транспорта (по состоянию на 01.09.98).
1.8. Выступить с законодательной инициативой по внесению
дополнения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год"
в части изменения порядка предоставления бюджетных ссуд
предприятиям атомной энергетики из Фонда финансовой поддержки
сезонной заготовки топлива на электростанциях, закачки газа в
подземные хранилища, проведения мероприятий по ремонту
энергетического оборудования, исключив из этого порядка
необходимость предоставления гарантий субъектов Российской
Федерации.
1.9. Выступить с законодательной инициативой по внесению
изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год",
предусматривающих предоставление предприятиям электроэнергетики
отсрочек по уплате налогов в федеральный бюджет.
1.10. Предусмотреть в проекте федерального бюджета на 1999 год
отдельной строкой средства на:
- оплату электрической и тепловой энергии, потребляемой
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, в пределах
утвержденных лимитов;
- финансирование строительства объектов топливно -
энергетического комплекса в соответствии с Федеральной целевой
программой "Топливо и энергия";
- компенсацию тарифов ни электрическую и тепловую энергию для
регионов Дальнего Востока и Архангельской области;
- сезонную заготовку топлива на электростанциях, закачку газа
в подземные хранилища, проведение ремонта энергетического
оборудования и обеспечения населения топливом.
1.11. Ввести механизм прямых поставок электроэнергии
(госпоставок) непосредственно за счет средств федерального или
регионального бюджетов через соответствующие ведомства или органы
исполнительной власти с одновременным их зачетом в счет налоговых
поступлений от электростанций.
1.12. Рекомендовать Минтопэнерго России и РАО "ЕЭС России"
продолжить работу по созданию энергоугольных компаний в сибирском
регионе.
1.13. Ускорить создание единой государственной генерирующей
компании по производству электрической и тепловой энергии на
атомных электростанциях (в соответствии с Постановлением
Государственной Думы Российской Федерации от 16 июля 1998 г.
N 2858-II ГД).
1.14. Ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу
проекта Федерального закона "О федеральных энергетических
системах".
2. Просить Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам при рассмотрении поправок к специальной части
проекта Налогового кодекса Российской Федерации принять
предложения депутатов, направленные на учет особенностей
организаций с непрерывным технологическим циклом производства,
передачи и поставки продукции.
3. Рекомендовать Минтопэнерго России и РАО "ЕЭС России":
обеспечить контроль за распределением средств, получаемых от
потребителей энергии, между всеми поставщиками электроэнергии на
ФОРЭМ, а также за выделением доли АЭС и концерна "Росэнергоатом"
при проведении взаиморасчетов между предприятиями бюджетной сферы
и предприятиями - поставщиками топливно - энергетических ресурсов.
4. Комитету Государственной Думы по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике:
4.1. Подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы
в период осенней сессии 1998 года предложения к проектам
Федеральных законов:
- "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
бюджетной классификации", предусмотрев в них выделение отдельной
строкой затрат на оплату электрической и тепловой энергии;
- "Об основах оперативно - диспетчерского управления в
электроэнергетике", определяющего права и обязанности организаций
электроэнергетики и потребителей энергии в части принятия
неотложных мер по предотвращению аварий и ликвидации их
последствий, обеспечению надежного энергоснабжения и устойчивой
работы энергосистем;
- "О гарантиях обеспечения безопасной эксплуатации атомных
станций" (в соответствии с Постановлением Государственной Думы от
16 июля 1998 г. N 2858-II ГД "О неотложных мерах по стабилизации
положения в атомной энергетике Российской Федерации").
4.2. Ускорить рассмотрение внесенного проекта Федерального
закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе", в
котором должны учитываться особенности энергетического
производства и уточняться процедуры банкротства в отношении
субъектов естественных монополий в энергетике.
Председатель Комитета
В.К.ГУСЕВ
|