ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 1998 г. N ВК-6-17/612
О НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ,
ВЫЯВЛЕННЫХ ГЕНПРОКУРАТУРОЙ РОССИИ
Госналогслужба России, рассмотрев представление Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 28.07.98 N 37-10-98 "Об
устранении нарушений законности в деятельности налоговых органов
по результатам проверок в Краснодарском крае, Белгородской области
и информации прокуроров с мест, сообщает об отмеченных в
представлении серьезных недостатках в работе налоговых органов.
Являясь ответственными за полный и своевременный учет
налогоплательщиков, налоговые органы не приняли надлежащих мер по
обеспечению постановки на налоговый учет всех хозяйствующих
субъектов. Выборочной проверкой, проведенной ФСНП России по
поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выявлено
только в г. Москве около 120 тысяч юридических лиц, регистрация
которых осуществлена всего по 109 адресам, причем в ряде случаев
по одному адресу зарегистрировано от двух до пяти тысяч
предприятий, нередко на одно и то же лицо. Подобная практика имеет
место и в других регионах России. В большинстве случаев эти
хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в сфере
теневого бизнеса не по месту государственной регистрации, что
позволяет им уходить от налогового учета и контроля по месту
осуществления деятельности.
Установлены недостатки и в учете физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица. В ходе прокурорской проверки только в одном из
районов г. Челябинска, на территории которого расположен вещевой
рынок, выявлено свыше 1000 предпринимателей, осуществляющих свою
деятельность без регистрации в налоговых органах.
Генпрокуратурой России обращено внимание на несоответствие
отчетных статистических показателей налоговых органов и органов
налоговой полиции о нарушениях налогового законодательства в
крупных и особо крупных размерах.
В отдельных госналогинспекциях заметно уменьшилось в 1997 г.
по сравнению с 1996 г. количество проведенных налоговыми органами
документальных проверок (госналогинспекции по Республике Алтай, по
Республике Карелия, по Тверской области).
Генпрокуратурой России отмечено, что налоговые инспекции не
всегда принимают необходимые меры реагирования в отношении
руководителей банков и кредитных учреждений, по вине которых
налоговые платежи несвоевременно перечисляются в бюджет. Вместе с
тем, по сведениям Центрального Банка России, в 1997 г.
исключительно по вине кредитных организаций несвоевременно
перечислено в бюджет свыше 5 трлн. рублей.
Комплексные проверки региональных госналогинспекций,
проведенные Госналогслужбой России, также свидетельствуют о том,
что, несмотря на Приказ Госналогслужбы России от 21.07.94
N ВГ-3-14/47 "О мерах по устранению нарушений законности в
деятельности налоговых органов, установленных Генеральной
прокуратурой Российской Федерации", продолжают иметь место факты
неправильного применения финансовых санкций к предприятиям и
организациям за несоблюдение ими налогового законодательства и не
привлечение виновных должностных лиц этих предприятий и
организаций к административной ответственности (госналогинспекции
по Камчатской области, Таймырскому а/о, по Республике Алтай).
Генпрокуратура России указывает на неудовлетворительное
качество отдельных проверок и на ненадлежащее оформление по ним
материалов. Материалы, содержащие сведения о сокрытии доходов от
налогообложения в крупных и особо крупных размерах, как правило,
направляются в органы налоговой полиции без предварительного
ознакомления с ними работников этого ведомства, в связи с чем
основанием для возбуждения уголовного дела послужили лишь
10 процентов из них.
Имеют место факты, когда госналогинспекциями допускается
ненадлежащее оформление поручений о проведении проверок (без даты
и срока проведения, без указания должности и фамилии проверяющих и
другие). Такие факты выявлены в налоговых органах г. Москвы и
Московской области, Республики Коми, Приморском крае.
Многочисленные факты нарушений выявлены прокурором Республики
Бурятия. Рядовые работники ряда районных инспекций с превышением
полномочий принимали решения о привлечении налогоплательщиков к
ответственности, используя бланки с подписью руководителей
налоговых инспекций. Начальник Госналогинспекции по Закаменскому
району необоснованно освободил ряд нарушителей от административной
ответственности.
Правоохранительными органами установлены факты злоупотреблений
служебным положением работниками госналогинспекций. В 1997 г. по
признакам должностных преступлений в отношении 151 работника
налоговых инспекций возбуждены уголовные дела, осуждено за этот
период за взятки и другие должностные преступления 59 человек.
В представлении отмечено о недостаточном использовании
налоговыми органами возможностей апелляционного и кассационного
обжалования состоявшихся судебных актов по арбитражным делам.
Генпрокуратурой России опротестовано в Высшем Арбитражном Суде
9 судебных актов арбитражного суда Республики Адыгея о взыскании
из бюджета по алкогольным делам более 43 млрд. рублей.
Несмотря на Постановление Конституционного Суда России от
17.12.96 N 20 о признании бесспорного порядка взыскания с
юридических лиц сумм штрафов и всей суммы сокрытого дохода не
соответствующим Конституции Российской Федерации, в течение
1997 г. продолжалась практика бесспорного взыскания без согласия
налогоплательщиков (Госналогинспекции по Тверской и Архангельской
областям, по Кабардино - Балкарской Республике).
В целях устранения выявленных Генеральной прокуратурой
Российской Федерации недостатков в деятельности налоговых органов
Госналогслужба России поручает начальникам госналогинспекций по
субъектам Российской Федерации критически их рассмотреть и принять
меры по повышению уровня контрольной работы налоговых органов и
обеспечению полного и своевременного учета налогоплательщиков,
обратив особое внимание на качественное и своевременное выполнение
мероприятий, предусмотренных Межведомственным планом мероприятий
налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов
валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части
федерального бюджета на IV квартал 1997 г. и на 1998 г.,
Национальным планом проверок налогоплательщиков Государственной
налоговой службы Российской Федерации.
Заместитель Руководителя -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
|