ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 1998 г. No. 2832/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу
No. 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Открытое акционерное общество "Ассорти-1" обратилось в
Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственной
налоговой инспекции по Пудожскому району о возврате из бюджета
2000000 рублей налога с продаж на винно-водочную продукцию,
перечисленных в бюджет в порядке авансового взноса платежным
поручением от 05.09.97 No. 157.
Решением от 17.12.97 в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 16.03.98 решение отменил и иск удовлетворил.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной
инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Палатой Представителей
Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон
Республики Карелия от 28.11.95 No. 86-3РК "О налоге с продаж на
винно-водочные изделия". Указанным нормативным актом
предусмотрено, что вводимый налог включается в цену товара и
оплачивается покупателем. Плательщиками налога являются
предприятия всех форм собственности, имеющие статус юридического
лица, зарегистрированные на территории Республики Карелия и
осуществляющие розничную продажу винно-водочных изделий.
Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от
27.11.97 названный Закон с последующими изменениями и дополнениями
от 23.04.96, 10.07.96 и 26.03.97 был признан не соответствующим
Конституции Республики Карелия, как принятый с превышением
полномочий Законодательного Собрания.
ООО "Ассорти-1" платежным поручением от 05.09.97 No. 157
перечислило в бюджет Республики Карелия 2000000 рублей в порядке
авансового взноса по налогу с продаж на винно-водочную продукцию.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что
спорный Закон введен в действие с 10.01.96 и признан не
соответствующим Конституции Республики Карелия постановлением
Конституционного суда Республики Карелия 27.11.97, т.е. налог с
продаж был перечислен истцом в рамках действующего Закона.
Механизм возврата денежных средств из бюджета данным
постановлением не установлен.
Отменяя решение суда первой инстанции, Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа указал на принятие Закона Республики
Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" субъектом
Российской Федерации с превышением своих полномочий. Незаконность
введения этого налога подтверждена постановлением Конституционного
суда Республики Карелия от 27.11.97. Данный налог не включен в
перечень налогов, подлежащих уплате на территории Российской
Федерации, предусмотренный статьями 19-21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
поэтому он не подлежит применению с момента его принятия. В связи
с этим перечисленная истцом сумма налога, по мнению суда, подлежит
возврату из бюджета.
Между тем вывод суда кассационной инстанции о том, что для
восстановления либо защиты нарушенного права в виде возврата
налогов, сборов достаточно лишь признания нормативного акта
недействительным, является ошибочным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации необходимым условием ответственности
государственного органа в результате издания не соответствующего
закону акта является наличие причинной связи между
недействительностью данного акта и убытками.
При решении вопроса о возврате ранее уплаченных сумм налога
следует учитывать установленный нормативным актом механизм
взимания налога и его правовую природу.
Как следует из указанного Закона, сумма налога не влияла на
финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала
продажную цену винно-водочных изделий, и, следовательно,
уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при
оплате приобретенного товара.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо
дополнительных затратах, понесенных истцом при исполнении данного
Закона.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось
правовых оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного
округа от 16.03.98 по делу No. 02-02/158 Арбитражного суда
Республики Карелия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.97 по
тому же делу оставить в силе.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|