Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.09.1998 N 81-Г98-27 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ ОБОРОТОМ И КАЧЕСТВОМ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ" ОТ 03.06.1998 N 41 УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИНЫЕ ПРАВИЛА РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 11 сентября 1998 года
   
                                                      Дело N 81-Г98-27
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 11 сентября  1998  г.  по
   кассационной  жалобе  губернатора Кемеровской  области  на  решение
   Кемеровского  областного суда от 1 июля 1998 г. дело по  заявлениям
   прокурора  Кемеровской области, некоммерческого  партнерства  "Лига
   предпринимателей  Кузбасса", ЗАО "Сибирский  бальзам"  о  признании
   недействительным  постановления администрации  Кемеровской  области
   от  3  июня  1998  г.  N 41 "О мерах по усилению учета  алкогольной
   продукции  и  контроля  за  ее оборотом и качеством  на  территории
   области".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова  Б.А., объяснения представителя администрации  Кемеровской
   области  Парбушева  О.Б.  (доверенность  от  28.05.98),  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Корягиной
   Л.Л.,  полагавшей  решение суда оставить  без  изменения,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением администрации Кемеровской области от 3 июня 1998
   г.  N  41  "О  мерах  по  усилению учета  алкогольной  продукции  и
   контроля  за  ее оборотом и качеством на территории  области"  с  1
   июня  1998  г. на территории Кемеровской области введена маркировка
   всей алкогольной продукции, кроме пива, находящейся в реализации  и
   вновь  ввозимой  на  территорию области из всех источников,  маркой
   учета;
       управлению  цен  областной  администрации  поручено   утвердить
   стоимость   марки  учета  и  порядок  отчисления   затрат   по   ее
   приобретению;
       государственной  налоговой  инспекции  по  Кемеровской  области
   рекомендовано   обеспечить   получение   и   выдачу   марки   учета
   подведомственным  налоговым  службам  для  ее  последующей  продажи
   оптовым алкогольным центрам и заводам области;
       учет  ввозимой в область алкогольной продукции и ее  маркировка
   маркой   учета  осуществляют  унитарные  муниципальные  предприятия
   (оптовые  алкогольные центры), а производимой в области алкогольной
   продукции - заводы-изготовители;
       департаменту  торговли совместно с главами городов  и  районов,
   главами  администраций городов и районов в срок до 1 сентября  1998
   г.  поручено  определить  необходимость и достаточность  количества
   розничных  и оптовых предприятий по торговле алкогольной продукцией
   и  разработать условия конкурса на приобретение лицензии  на  право
   оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией на 1999 год.
       Прокурор Кемеровской области, некоммерческое партнерство  "Лига
   предпринимателей  Кузбасса", ЗАО "Сибирский бальзам"  обратились  в
   суд   с  заявлениями  о  признании  недействительным  постановления
   администрации Кемеровской области от 3 июня 1998 г. N 41  "О  мерах
   по  усилению учета алкогольной продукции и контроля за ее  оборотом
   и  качеством  на  территории области",  ссылаясь  на  то,  что  оно
   противоречит   Конституции  Российской  Федерации  и   федеральному
   законодательству.
       Решением   Кемеровского   областного   суда   заявления    были
   удовлетворены.
       В  кассационной  жалобе губернатор Кемеровской  области  просит
   отменить  решение,  как вынесенное с нарушением норм  материального
   права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации оснований к  отмене  решения
   суда не усматривает.
       В  соответствии  с  ч. 1 ст. 8 и ст. 74 Конституции  Российской
   Федерации    в   Российской   Федерации   гарантируются    единство
   экономического  пространства, свободное перемещение товаров,  услуг
   и  финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
   деятельности.  На  территории Российской Федерации  не  допускается
   установление  таможенных границ, пошлин, сборов и  каких-либо  иных
   препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых
   средств.  Согласно  п. "ж" ст. 71 Конституции Российской  Федерации
   установление   правовых   основ   единого   рынка    относится    к
   исключительной компетенции Российской Федерации.
       Из  содержания обжалуемых правовых норм следует,  что  введение
   органом  исполнительной  власти  Кемеровской  области  специального
   регистрационного  знака,  а вместе с ним и  сбора,  для  маркировки
   алкогольной продукции, ввозимой на территорию Кемеровской  области,
   равно  как  и  для  производимой на территории области  алкогольной
   продукции, ведет к ограничению свободы перемещения этого товара  на
   территории  Российской Федерации, что правильно  учтено  судом  при
   рассмотрении настоящего дела.
       Довод  областной  администрации  о  том,  что  эти  ограничения
   необходимы  для  защиты здоровья населения, не может  быть  признан
   достаточным основанием для признания этих ограничений законными.
       Действительно,  согласно  п. 2 ст.  74  Конституции  Российской
   Федерации  для  обеспечения безопасности, защиты жизни  и  здоровья
   людей  могут  вводиться ограничения перемещения  товаров  и  услуг.
   Однако  такие  ограничения могут вводиться только в соответствии  с
   федеральным  законом, а не подзаконным нормативным  актом  субъекта
   Российской Федерации.
       Федеральный   закон  от  22  ноября  1995  г.   N   171-ФЗ   "О
   государственном  регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта  и  алкогольной продукции" в ст. ст. 4, 16 отнес  к  ведению
   субъектов  Российской  Федерации в области производства  и  оборота
   алкогольной  продукции установление дополнительных  ограничений  на
   розничную реализацию алкогольной продукции.
       В  то  же  время  меры,  вытекающие из  оспариваемых  положений
   постановления  администрации  Кемеровской  области,  направлены  по
   существу   на   ограничение   производства   и   оптовых   поставок
   алкогольной продукции на территории Кемеровской области.
       В  соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном
   регулировании   производства   и   оборота   этилового   спирта   и
   алкогольной  продукции" установление норм и правил, в  частности  в
   области  оборота  алкогольной продукции,  относится  к  полномочиям
   федеральных органов исполнительной власти.
       Правила реализации алкогольной продукции с объемным содержанием
   этилового  спирта более 12% утверждены Постановлением Правительства
   Российской  Федерации  от 19 августа 1996 г.  N  987  "О  мерах  по
   ужесточению  порядка  торговли  алкогольной  продукцией"  и  Указом
   Президента  Российской Федерации от 30 апреля  1997  г.  N  442  "О
   дополнительных  мерах по предотвращению незаконного производства  и
   оборота спирта этилового и алкогольной продукции".
       Из  содержания  оспариваемых  норм постановления  администрации
   Кемеровской  области следует, что ими устанавливаются иные  правила
   не   только   розничной,   но  и  оптовой  реализации   алкогольной
   продукции,  в  то  время как установление этих  правил  федеральным
   законодательством   отнесено  к  компетенции  федеральных   органов
   исполнительной  власти,  а  не к компетенции  субъектов  Российской
   Федерации.
       Нельзя  согласиться и с доводом областной администрации о  том,
   что   введение   платной  марки  учета  не  является  установлением
   дополнительного обязательного сбора.
       Обжалуемым   постановлением  установлена  платность   марки   и
   обязательность  ее приобретения всеми предприятиями-производителями
   и торговыми предприятиями Кемеровской области.
       Между  тем  Правительством Российской Федерации, в  компетенцию
   которого  входит  принятие  решений об ограничении  производства  и
   реализации алкогольной продукции, каких-либо решений о введении  на
   территории    Кемеровской   области   дополнительных    ограничений
   производства и реализации алкогольной продукции не принималось.
       В  соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 декабря  1991
   г.  N  1993-1 "Об акцизах" акцизы - косвенные налоги, включаемые  в
   цену   товаров,   которыми   на   федеральном   уровне   облагается
   алкогольная и спиртосодержащая продукция.
       Из  материалов  дела  и  содержания  обжалуемого  постановления
   следует,   что   стоимость   марки  учета   алкогольной   продукции
   Кемеровской   области  будет  включаться  в  стоимость  алкогольной
   продукции, реализуемой населению с учетом стоимости марки учета.
       Таким образом, вводимая плата за марку учета является косвенным
   налогом  с  оборота,  в то время как федеральным  законодательством
   подакцизные  товары  подлежат  обложению  федеральным   налогом   с
   оборота.  Таким  образом, постановлением администрации  Кемеровской
   области  по  существу вводится двойное налогообложение подакцизного
   товара,  что  противоречит требованиям ст. ст. 6, 18  -  21  Закона
   Российской  Федерации от 27 декабря 1991 г. N  2118-1  "Об  основах
   налоговой  системы  в  Российской  Федерации",  в  соответствии   с
   которыми один и тот же объект может облагаться налогом одного  вида
   только  один  раз  за  определенный законом период  налогообложения
   (ст.  6);  органы  государственной власти всех  уровней  не  вправе
   вводить   дополнительные  налоги  и  обязательные  отчисления,   не
   предусмотренные  законодательством Российской Федерации  (ст.  18);
   акцизы  относятся  к  федеральным налогам (ст.  19);  установленный
   Законом  области сбор не входит в исчерпывающий перечень налогов  и
   сборов,  которые могут вводиться на территории Российской Федерации
   (ст. ст. 20, 21).
       Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от  3
   августа  1996 N 938 "О введении специальной маркировки  алкогольной
   продукции,  производимой  на  территории  Российской  Федерации"  в
   целях  предотвращения  нелегального производства  и  реализации  на
   территории    Российской   Федерации   алкогольной   продукции    и
   обеспечения  полноты  сбора налогов с  1  января  1997  г.  введена
   обязательная  маркировка  алкогольной  продукции,  производимой   и
   реализуемой    на    территории   России,    специальной    маркой,
   подтверждающей  легальность  ее  производства.  Ответственными   за
   маркировку   алкогольной  продукции  специальной  маркой   являются
   организации  -  производители этой продукции, ими  же  оплачиваются
   специальные  марки  с  отнесением  затрат  на  их  приобретение  на
   себестоимость алкогольной продукции.
       Кроме  того,  в  соответствии со ст.  13  ФЗ  от  22.11.1995  в
   редакции  Федерального закона от 25 декабря  1996  г.  "О  внесении
   изменений  и  дополнений  в  Федеральный закон  "О  государственном
   регулировании   производства   и   оборота   этилового   спирта   и
   алкогольной  продукции"  исчисление и уплата  налогов  и  сборов  с
   алкогольной  продукции  производится  в  порядке  и  на   условиях,
   которые  определяются законодательными актами Российской Федерации.
   Алкогольная  продукция  с содержанием алкоголя  свыше  6%  подлежит
   обязательной  маркировке марками акцизного сбора  или  специальными
   марками.    Образцы   марок,   порядок   и   размеры   их    оплаты
   устанавливаются Правительством Российской Федерации.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря
   1996  г.  N  1572  "О  стоимости специальной марки  для  маркировки
   алкогольной   продукции,  производимой  на  территории   Российской
   Федерации"  установлена стоимость специальной марки для  маркировки
   алкогольной   продукции,  производимой  на  территории   Российской
   Федерации, в размере 100 рублей за марку.
       Федеральным  законом  и иными федеральными нормативными  актами
   органам   законодательной   и   исполнительной   власти   субъектов
   Российской  Федерации не предоставлено право вводить дополнительную
   маркировку   алкогольной  продукции  и  устанавливать  размеры   ее
   оплаты.
       При  таких  обстоятельствах  дела оснований  к  отмене  решения
   Кемеровского областного суда не имеется.
       На  основании  п.  1  ст. 305 ГПК РСФСР  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Кемеровского областного суда от 1 июля 1998 г. оставить
   без  изменения, кассационную жалобу губернатора Кемеровской области
   - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz