МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 11 сентября 1998 года)
Президиум Межгосударственного экономического Комитета
Экономического союза,
руководствуясь Решением Совета глав правительств Содружества
Независимых Государств о делегировании полномочий на принятие
окончательных решений по отдельным проектам документов от имени
Совета глав правительств Содружества Независимых Государств
Президиуму Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза и Совету министров иностранных дел
государств - членов Содружества Независимых Государств от 6 марта
1998 г., решил:
1. Принять Концепцию создания Геоинформационной системы
Содружества Независимых Государств (ГИС СНГ) (прилагается).
2. Поручить Межгосударственному совету по геодезии,
картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли
государств - участников Содружества Независимых Государств
разработать и представить для рассмотрения на заседании Совета
глав правительств Содружества проект Программы сотрудничества
геодезических служб государств - участников Содружества
Независимых Государств в области создания и освоения ГИС СНГ.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Москве 11 сентября 1998 г. в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ГИС СНГ)
Общие положения
Новые технологии в области картографии, т.е. появившаяся в
последние десятилетия техническая возможность создания цифровых
топографических и тематических карт, позволяют строить
информационные системы нового поколения - геоинформационные
системы.
Концепция создания Геоинформационной системы (ГИС) Содружества
Независимых Государств (СНГ) (далее - Концепция) представляет
собой систему взглядов и подходов геодезических и
военно-топографических служб государств - участников Содружества
Независимых Государств, направленных на осуществление общей
стратегии создания названной системы.
ГИС является сложной (большой) системой и в отличие от простой
не может рассматриваться как сумма составляющих ее частей.
ГИС - это множество структурных элементов, находящихся между
собой в многосвязевых отношениях и реализующих достижения в
области сбора, хранения, анализа и распространения информации о
процессах и явлениях, имеющих пространственное распространение.
ГИС предназначена для решения задач, связанных с
использованием формализованной геоинформации различной степени
детализации в разных сферах деятельности (политической,
экономической, демографической, общегеографической, оборонной и
т.д.) и для представления результатов в удобной для визуального
восприятия форме при подготовке и принятии оптимизированных
управленческих решений.
Структура ГИС включает технические средства, программное
обеспечение, базы данных и каналы информационного обмена, трудовые
ресурсы, необходимые для получения, обработки, хранения, анализа,
распространения и улучшения использования геопространственных
данных.
Важное место в структуре ГИС занимают геоинформационные
технологии и геоинформационные ресурсы.
Геоинформационные технологии (ГИС - технологии) - совокупность
программных и технических средств для решения задач ГИС.
Геоинформационные ресурсы - совокупность банков (баз) данных
картографической и тематической информации.
Геоинформация - пространственные данные о Земле и окружающей
действительности, представленные в среде компьютерной техники.
При создании ГИС ее структура трансформируется и как категория
имеет более емкое понятие - ГИС-инфраструктура.
ГИС-инфраструктура включает все компоненты структуры ГИС,
политические и правовые аспекты, институционные нормы и правила,
стандарты межгосударственного обмена информацией, построение
(создание) национальных ГИС.
ГИС СНГ предназначена для обеспечения органов власти
государств - участников Содружества актуальной, достоверной и
комплексной геоинформацией для оперативного принятия научно
обоснованных управленческих решений, для обмена информацией между
этими органами власти и доведения ее до индивидуальных
пользователей.
Наиболее удобно и наглядно та или иная ситуация для принятия
решений с использованием ГИС СНГ представляется с помощью
коллективных средств отображения информации (табло, специальные
экраны).
В последние десятилетия высокие темпы роста применения
ГИС-технологий отмечены в Северной Америке и Западной Европе.
Начинает развиваться новый мощный и перспективный рынок
геоинформационных технологий, продуктов и услуг в Азиатско -
Тихоокеанском регионе.
Создание и гарантии эффективности ГИС СНГ базируются на
результатах научных разработок, проводившихся еще во время
существования СССР. Это прежде всего - опыт разработки
автоматизированных системы управления, методы, алгоритмы и
программное обеспечение, разработанные и используемые в интересах
различных систем управлений, огромные фонды тематической
информации, технологии преобразования в цифровую форму
картографической и тематической информации, технологии создания
специальных цифровых и электронных карт.
ГИС-инфраструктура должна формироваться с учетом новых
разработок, имеющихся в настоящее время в государствах -
участниках СНГ.
В Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской
Федерации, Республике Узбекистан и Украине проводятся работы в
области создания цифровых карт. В Российской Федерации разработаны
и внедрены современные технологии создания цифровых
топографических, тематических и электронных карт и банков данных
этих карт (банки данных цифровых карт масштабов 1:1000000 и
1:2000000 созданы на всю территорию Российской Федерации).
Разработана и утверждена Концепция создания ГИС для органов
государственной власти (ОГВ) Российской Федерации. Правительством
Российской Федерации утвержден "Перечень приоритетных задач,
решаемых в ГИС ОГВ". Разрабатывается ГИС для субъектов Российской
Федерации и т.п.
Необходимо провести инвентаризацию информации, имеющейся в
министерствах, ведомствах и в регионах государств - участников
СНГ, разработать регламенты взаимодействия и интеграции
разнородных по составу и структурам баз данных, решить вопросы
стандартизации, развития инфраструктуры и правового регулирования
отношений между субъектами рынка геоинформационных продуктов.
Реализация положений Концепции увязывается с рациональным
использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды,
геологическими прогнозами, поисками полезных ископаемых, развитием
промышленности, сельского, лесного, водного хозяйства и др.
Определенная роль в создании ГИС-инфраструктуры государств -
участников Содружества и вхождении их в мировое сообщество на
геоинформационном уровне может принадлежать ООН.
Цели и задачи
Основной целью реализации Концепции является формирование
основных форм взаимодействия, регулирующих сотрудничество
государств - участников СНГ в области создания и освоения
ГИС-инфраструктуры.
Главной задачей создания ГИС-инфраструктуры должна стать
реализация преимуществ геоинформационного сотрудничества для
получения максимальных выгод в области экономического, социального
и природного развития государств - участников Содружества.
К основным направлениям решаемых в ГИС СНГ задач относятся:
экономика, финансы, бюджет;
социально-политические задачи;
общественный порядок;
собственность;
геополитика;
экология, природные и другие ресурсы, природопользование;
целевые программы;
сельское хозяйство и потребительский рынок;
транспорт и связь;
оборона и безопасность;
промышленность;
местное самоуправление;
комплексная социально-экономическая ситуация;
государственная служба;
чрезвычайные ситуации.
Основные принципы взаимодействия
Процесс взаимодействия государств - участников Содружества при
создании ГИС СНГ предполагает соблюдение следующих принципов их
отношений:
добровольность участия в совместных работах по конкретным
программам и подпрограммам;
равноправие участников совместной деятельности и
взаимовыгодность их сотрудничества в использовании полученных
результатов;
сохранение суверенных прав государств на информацию,
принадлежащее им программное обеспечение, технологии и техническое
оборудование;
соблюдение положений международных нормативно-правовых актов
(документов) и ранее принятых обязательств;
свобода выбора организационной формы сотрудничества;
солидарная ответственность за возможный ущерб, если таковой
возникнет в результате совместной деятельности;
совместное формирование критериев, определяющих права
государств - участников СНГ на информацию ГИС;
сохранение на основе взаимности конфиденциальной информации.
Выработка согласованной геоинформационной политики
При осуществлении согласованной геоинформационной политики
должны предусматриваться:
разработка и согласование стандартов в области ГИС-технологий,
а также формирование единой нормативной базы;
разработка нормативно-правовых актов о вопросах создания и
функционирования геоинформационной инфраструктуры;
выработка и проведение согласованной политики в области
технического, программного и информационного обеспечения,
оптимизированного использования человеческих и природных ресурсов,
обеспечения различных потребителей геоинформацией, а также
политики обмена геоинформацией на межгосударственном уровне;
разработка и согласование требований к содержанию и качеству
геоинформации, ее контролю и обеспечению необходимых гарантий;
создание межнациональной сети пространственных данных,
базирующихся на едином информационном обеспечении, для обмена;
создание системы сертификации и поддержания в актуальном
состоянии государственных цифровых картографических и тематических
баз данных;
создание информационно-справочной системы пространственных баз
данных;
выработка согласованной политики в вопросах лицензирования
видов деятельности в области ГИС-технологий и в вопросах
привлечения инвестиций;
обеспечение защиты информации в ГИС-инфраструктуре;
совместная организация и финансирование международных и
межгосударственных проектов по созданию и использованию
ГИС-технологий;
организация и проведение межгосударственных конференций по
проблемам ГИС с участием представителей соответствующих программ
ООН.
Реализация сотрудничества осуществляется в основном по
межгосударственным программам и проектам комплексного характера.
Правовое и финансовое обеспечение
Правовое обеспечение СНГ должно осуществляться путем
подготовки пакета межгосударственных соглашений, регламентирующих
совместную деятельность геодезических и военно-топографических
служб государств - участников Содружества и определяющих порядок
обмена и обработки совместных информационных данных.
Финансирование совместных геодезических, топографических,
картографических и других работ, в том числе по подготовке и
обработке данных, может осуществляться:
за счет государственного бюджета (по договоренности Сторон
работы могут выполняться на основе заказа или на коммерческих
условиях);
за счет привлечения средств инвестиционных институтов и
учреждений;
за счет внебюджетных фондов научно-технического развития,
включая средства инновационных фондов и коммерческих банков.
Затраты на реализацию Концепции распределяются по таким
основным направлениям, как организационно-методическая и
нормотворческая деятельность, создание телекоммуникационной среды,
аппаратного и программного обеспечения, сервисное обслуживание,
создание и ведение баз данных, содержание персонала. Эти затраты
покрываются по соглашению государств - участников Содружества
пропорционально объемам их участия.
Система программных мероприятий
Основу программы создания и освоения ГИС СНГ будут составлять
мероприятия, которые условно разделены на четыре группы,
включенные в отдельные подпрограммы:
1. Организационно-методические мероприятия создания и освоения
ГИС СНГ.
2. Картографическое обеспечение ГИС СНГ.
3. Мероприятия по дистанционному зондированию Земли.
4. Геоинформационное обеспечение экологической безопасности и
комплексного территориального кадастра.
В первую подпрограмму входят следующие мероприятия:
проведение форума (международной конференции) геодезических и
военно-топографических служб государств - участников СНГ по
вопросам ГИС-инфраструктуры на территориях этих государств;
разработка предложений по развитию ГИС-инфраструктуры и
принципов правового регулирования отношений между субъектами рынка
геоинформационных продуктов и услуг на территориях государств -
участников Содружества;
разработка правил и процедур межгосударственного
информационного взаимодействия;
формирование единой технической политики в области
программно-технических средств, средств телекоммуникаций, средств
защиты от несанкционированного доступа к геоинформации, включая
средства контроля достоверности данных при их передаче, вводе,
хранении и выводе потребителям;
создание регламента информационного взаимодействия гео- и
других информационных систем государств - участников СНГ с учетом
потоков информации.
Во вторую подпрограмму включены следующие мероприятия:
разработка требований к номенклатуре, содержанию (объектовому
составу), масштабам и другим параметрам топографических и
тематических карт, используемых в ГИС СНГ;
разработка с учетом особенностей территорий государств -
участников Содружества Единой системы классификации и кодирования
картографической и тематической информации, используемой в ГИС
СНГ;
создание банка цифровых топографических и тематических карт
территорий государств - участников СНГ по согласованию Сторон;
создание региональных центров цифровой топографии на базе
существующих научно-производственных подразделений национальных
служб геодезии и картографии;
разработка технологий создания и обновления топографических и
тематических карт и планов городов в графической и цифровой
формах;
разработка (адаптация) программного обеспечения по управлению
банками цифровых топографических и тематических карт;
разработка концепции и бизнес-плана создания и тиражирования
Атласа государств - участников Содружества в графической и
цифровой формах.
В третью подпрограмму входят следующие мероприятия:
формирование программ космических съемок;
разработка соглашений о создании перспективных средств
дистанционного зондирования Земли;
подготовка соглашений об использовании существующих типов
самолетов и их модификаций для крупномасштабных аэрофотосъемок в
интересах государств - участников СНГ.
В четвертую подпрограмму входят следующие мероприятия:
разработка концепции создания комплексного территориального
кадастра(КТК);
определение зон экологического бедствия и зон чрезвычайных
ситуаций с обоснованием необходимости создания и освоения для них
специальных ГИС;
разработка нормативно-правовых актов о вопросах обеспечения
ГИС СНГ экологической информацией соответствующими национальными и
межгосударственными органами;
разработка методов и программного обеспечения для решения
прикладных, расчетных и прогнозных задач в интересах экологической
безопасности и комплексных кадастров;
разработка методов и программно-технических средств
визуализации топографической и экологической информации с ее
отображением на экране;
разработка технологий обработки аэро- и космических снимков
для использования в ГИС.
Сроки, конкретное содержание, исполнители и стоимость работ по
реализации подпрограмм определяются на этапе согласования и
утверждения программы создания и освоения ГИС СНГ.
Организационные основы
Организационное обеспечение взаимодействия сотрудничества по
созданию ГИС СНГ осуществляется Межгосударственным советом по
геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию
Земли и его рабочими органами.
Задача создания ГИС СНГ решается названным Советом во
взаимодействии с соответствующими межгосударственными органами
Содружества.
Свою работу Межгосударственный совет по геодезии, картографии
кадастру и дистанционному зондированию Земли проводит,
руководствуясь принятыми государствами - участниками СНГ
соглашениями (решениями), в том числе данной Концепцией.
|