Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.1998 N ГКПИ 98-439 О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ (НЕДЕЙСТВУЮЩИМ) И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ЕГО ИЗДАНИЯ ПРИКАЗА МИНСЕЛЬХОЗА РФ ОТ 01.07.1998 N 414

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 9 сентября 1998 г. N ГКПИ 98-439

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего - члена Верховного Суда   Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Иванове П.Г.,
       с участием прокурора                           Харланова А.В.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе   Межрегионального  общественного  объединения  "Ассоциация
   Морских  лоцманов  России"  о признании недействительными Приказов
   Министерства   сельского   хозяйства  и продовольствия  Российской
   Федерации  от  17  августа 1998 г.  N 514 "О признании утратившими
   силу некоторых приказов" и от 1 июля 1998 г. N 414 "Об утверждении
   Перечня    видов   деятельности,    относящихся   к  промышленному
   рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию",

                               установил:

       Межрегиональное  общественное  объединение "Ассоциация морских
   лоцманов России" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с
   вышеуказанным  требованием,  сославшись  на  то,  что оспариваемые
   Приказы   Министерства   сельского   хозяйства   и  продовольствия
   Российской    Федерации    приняты   с  нарушением   постановления
   Правительства  Российской  Федерации по данному вопросу и нарушают
   права  и законные  интересы  заявителя  и граждан,  осуществляющих
   лоцманскую деятельность на территории Российской Федерации.
       В жалобе,  в частности, указывает на то, что в настоящее время
   принято Постановление Правительства  Российской  Федерации  от  24
   июня 1998 г.  N 641 "О лицензировании перевозочной,  транспортно -
   экспедиционной и другой деятельности,  связанной с  осуществлением
   транспортного  процесса на морском транспорте",  которое относит к
   компетенции   Министерства   транспорта    Российской    Федерации
   лицензирование   деятельности,   связанной   с   "проводкой  судов
   лоцманами и службами управления движением судов".
       Полагает, что     Министерство     сельского    хозяйства    и
   продовольствия Российской  Федерации  необоснованно,  в  нарушение
   порядка,  установленного  законодательством  Российской Федерации,
   требует в своих Приказах получения лицензий на оказание лоцманских
   услуг  в ведомстве,  не уполномоченном лицензировать указанный вид
   деятельности.
       В судебном  заседании  представители  заявителя  Макаров И.А.,
   Быстров А.Н. и Егоркин В.И. жалобу поддержали, но при этом просили
   о   признании   незаконным  лишь  Приказа  Министерства  сельского
   хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 414  от  1  июля
   1998  г.  по  мотивам  того,  что  он  не  прошел  государственную
   регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и  не  был
   опубликован для всеобщего сведения.
       Кроме того, п. 1.5 Перечня,  утвержденного  этим  Приказом,  в
   противоречие  требованиям действующего законодательства Российской
   Федерации   принят    Министерством    сельского    хозяйства    и
   продовольствия    Российской   Федерации   с   превышением   своих
   полномочий,  а поэтому не может являться  законным.  Требование  о
   признании  незаконным  Приказа  N 514 от  17  августа 1998 г.  они
   снимают, т.к. в его отмене не имеется необходимости.
       Представителя Министерства      сельского      хозяйства     и
   продовольствия Российской Федерации  Готовчиц  И.Д.,  Кац  Е.С.  и
   Степанов П.Г. с предъявленным требованием не согласились и просили
   об оставлении его без удовлетворения.
       Представитель Министерства   юстиции  Российской  Федерации  в
   судебное заседание не явился.  Не  возражает  против  рассмотрения
   дела без его участия.
       Выслушав объяснения представителей  заявителя,  представителей
   Министерства   сельского  хозяйства  и  продовольствия  Российской
   Федерации,  исследовав  материалы  дела  и   заслушав   заключение
   прокурора  Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Харланова
   А.В.,  полагавшего жалобу удовлетворить,  Верховный Суд Российской
   Федерации   находит  ее  подлежащей  удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от
   21  января 1993 г.  N 104 "О нормативных актах Центральных органов
   Государственного  управления  Российской Федерации" и п.  10 Указа
   Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке
   опубликования  и вступления  в силу  актов  Президента  Российской
   Федерации,   Правительства   Российской   Федерации  и нормативных
   правовых   актов   федеральных   органов   исполнительной  власти"
   нормативные   правовые  акты  федеральных  органов  исполнительной
   власти,   не   прошедшие  государственную  регистрацию,   а  также
   зарегистрированные,  но не опубликованные в установленном порядке,
   не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут
   служить     основанием     для    регулирования    соответствующих
   правоотношений,  применения санкций к гражданам, должностным лицам
   и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
       Из содержания  ч.  3  ст.  15 Конституции Российской Федерации
   также следует,  что любые нормативные правовые акты, затрагивающие
   права,  свободы  и  обязанности  человека  и гражданина,  не могут
   применяться,  если они не опубликованы  официально  для  всеобщего
   сведения.
       Как установлено   судом,   Приказом   Министерства   сельского
   хозяйства  и продовольствия Российской Федерации от 1 июля 1998 г.
   N 414 был утвержден Перечень  видов  деятельности,  относящихся  к
   промышленному   рыболовству   и   рыбоводству,   которые  подлежат
   лицензированию.  Указанный  Перечень   установил   соответствующие
   правила  поведения  при  осуществлении промышленного рыболовства и
   рыбоводства,  которые касаются прав и свобод неопределенного круга
   лиц,  обязательны  для  исполнения  и  рассчитаны на неоднократное
   применение,  т.е.  оспариваемый заявителем Приказ  об  утверждении
   названного  выше  Перечня  обладает  всеми признаками нормативного
   правового характера.
       Однако данный   Приказ,  в  нарушение  требований  Конституции
   Российской Федерации  и  названных  Указов  Президента  Российской
   Федерации,  государственную  регистрацию  в  Министерстве  юстиции
   Российской  Федерации  не  прошел   и   не   был   опубликован   в
   установленном порядке для всеобщего сведения.
       Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами  дела
   и не оспариваются представителями Министерства сельского хозяйства
   и продовольствия Российской Федерации.
       При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый
   заявителем Приказ не может быть признан законным  (действующим)  в
   какой-либо его части.
       С  учетом  этого суд не находит необходимым вдаваться в оценку
   соответствия  либо  несоответствия отдельных пунктов утвержденного
   Перечня   действующему   законодательству   Российской  Федерации,
   поскольку,   как  уже  отмечалось  выше,  все  содержащиеся  в нем
   положения  не влекут правовых последствий и не подлежат применению
   ввиду  того,  что  оспариваемый  Приказ  не прошел государственную
   регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения.
       Довод   представителей   Министерства  сельского  хозяйства  и
   продовольствия Российской Федерации о том, что оспариваемый Приказ
   не  подлежит государственной регистрации и опубликованию в связи с
   тем,  что он не относится к правовым актам нормативного характера,
   о  чем,  по  их  мнению,  свидетельствует  соответствующее  письмо
   Министерства юстиции Российской Федерации, не может быть принят во
   внимание,  поскольку  данный  Приказ обладает всеми вышеуказанными
   признаками  нормативного  правового  акта,  затрагивающего права и
   свободы граждан и организаций, и потому подлежит такой регистрации
   и опубликованию.
       То обстоятельство,  что данный Приказ подлежит государственной
   регистрации,  подтверждается как содержанием самого Приказа, так и
   материалами  гражданского  дела  по  жалобе  этого  же заявителя о
   признании незаконными аналогичных приказов по этому вопросу.
       Из содержания   Приказа   и   названного   гражданского   дела
   усматривается,   что   такого   рода   правовые   акты    подлежат
   государственной регистрации.
       Тот факт,  что  Министерство  юстиции   Российской   Федерации
   первоначально   не   усмотрело   необходимости  в  государственной
   регистрации названного Приказа,  не может служить  основанием  для
   признания его законным (действующим), поскольку данный факт сам по
   себе не  свидетельствует  о  том,  что  он  принят  с  соблюдением
   требований закона.
       Суд   при  этом  учитывает  также  и то  обстоятельство,   что
   Министерством  юстиции Российской Федерации в настоящее время свое
   письмо  об  отсутствии необходимости в государственной регистрации
   оспариваемого Приказа фактически дезавуировано, что подтверждается
   имеющимся в деле его письмом от 7 сентября 1998 г. N 6025-137.
       Суд соглашается также и с произведенным заявителем  уточнением
   своего требования.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                 решил:

       жалобу Межрегионального  общественного объединения "Ассоциация
   морских лоцманов России" удовлетворить.
       Приказ Министерства   сельского   хозяйства  и  продовольствия
   Российской Федерации от 1 июля  1998  г.  N  414  "Об  утверждении
   Перечня    видов   деятельности,   относящихся   к   промышленному
   рыболовству  и  рыбоводству,  которые  подлежат   лицензированию",
   признать  незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со
   дня его издания.
       Настоящее решение  обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке не  подлежит  и  вступает  в  законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz