ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 9 сентября 1998 г. N С5-7/УЗ-693
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
16 июля 1998 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон),
который 29 июля подписан Президентом Российской Федерации
(N 135-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете"
(N 145 - 146 от 06.08.98), а также в "Собрании законодательства
Российской Федерации" (1998, N 31, ст. 3813).
Предлагается обратить внимание на следующие положения:
1. В Законе дается понятие оценочной деятельности (ст. 2),
приводится неисчерпывающий перечень объектов оценки (ст. 5),
устанавливается правило, согласно которому право на проведение
оценки является безусловным и не зависит от установленного
законодательством порядка осуществления государственного
статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности, а также
предусмотрено право обжаловать результаты проведения оценки в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации
(ст. 4).
2. Согласно статье 7 Закона в случае, если в нормативном
правовом акте, содержащем требования обязательного проведения
оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке
объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта
оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
3. Проведение оценки, согласно статье 8 Закона, является
обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих
полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации либо муниципальным образованиям. Действие этой статьи не
распространяется на отношения, возникающие при распоряжении
государственными и муниципальными унитарными предприятиями и
учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением
случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с
законодательством Российской Федерации допускается с согласия
собственника этого имущества.
4. Основаниями для проведения оценки, как следует из статьи 9
Закона, являются договор между оценщиком и заказчиком, определение
суда, арбитражного суда или третейского суда, а также решение
уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд
самостоятельны в выборе оценщика.
5. Статьей 10 Закона установлены существенные условия договора
между оценщиком и заказчиком, а также письменная форма договора,
не требующая нотариального удостоверения.
6. Спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости
объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит согласно
статье 13 Закона рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским
судом), который вправе обязать стороны совершить сделку по цене,
определенной в ходе рассмотрения спора, только в случаях
обязательности совершения сделки в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
7. Статьей 16 Закона предусмотрены правила, обеспечивающие
независимость оценщика, а статьей 17 - обязательность страхования
гражданской ответственности оценщиков. Страховым случаем является
причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением
оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в силу
решением суда, арбитражного суда или третейского суда.
8. Статьи 18 - 24 определяют порядок регулирования оценочной
деятельности. Контроль за ее осуществлением возложен на органы,
уполномоченные Правительством Российской Федерации. Дополнительно
к государственному регулированию допускается саморегулирование
оценочной деятельности, осуществляемой саморегулируемыми
организациями оценщиков. Установлены требования к лицензированию
оценочной деятельности.
9. Закон, согласно статье 25, вступил в силу со дня его
официального опубликования.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|