ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1998 г. N 2947-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМИ
И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
правовом регулировании взаимодействия субъектов космической
деятельности с иностранными и международными организациями",
внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Поморовым,
И.Ш. Сайфуллиным, В.М. Ивером, Г.С. Титовым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по конверсии и
наукоемким технологиям в месячный срок со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по конверсии и наукоемким
технологиям доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
А.А. ПОМОРОВЫМ, И.Ш. САЙФУЛЛИНЫМ,
Г.С.ТИТОВЫМ, В.М. ИВЕРОМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМИ
И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Настоящий Федеральный закон определяет правовой статус
субъектов космической деятельности, осуществляющих международное
космическое сотрудничество и закрепляет их правовую компетенцию.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона
являются гражданско - правовые отношения, возникающие в связи с
международным сотрудничеством по освоению и использованию
космического пространства в научных и народно - хозяйственных
целях. Он устанавливает порядок осуществления международного
сотрудничества (взаимодействия) в области космической деятельности
и создает организационно - правовые основы такого сотрудничества с
юридическими и физическими лицами - субъектами космической
деятельности Российской Федерации и других зарубежных стран и
международными организациями.
Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального
закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает право субъектов
космической деятельности Российской Федерации на участие в
международном сотрудничестве в области космической деятельности.
2. Действие Закона направлено на:
а) установление порядка государственного регулирования и
государственного контроля международного сотрудничества субъектов
космической деятельности Российской Федерации в научных и
народно - хозяйственных целях;
б) защиту собственности (созданной в ходе международного
сотрудничества) субъектов космической деятельности Российской
Федерации;
в) защиту интеллектуальной собственности (предшествующей и
созданной в рамках международного сотрудничества) в области
космической деятельности с целью ее активного вовлечения в
хозяйственный оборот;
г) создание условий, обеспечивающих повышение экономической
эффективности субъектов космической деятельности Российской
Федерации при осуществлении международных гражданско - правовых
отношений, связанных с космической деятельностью и содействие
научно - техническому развитию.
3. Целями сотрудничества (взаимодействия) субъектов
космической деятельности Российской Федерации с иностранными и
международными организациями являются:
а) повышение научно - технического уровня и
конкурентоспособности продукции и услуг космической деятельности;
б) укрепление позиций субъектов космической деятельности
Российской Федерации на мировых рынках продукции и услуг
космической деятельности;
в) укрепление потенциала космической индустрии и космической
инфраструктуры Российской Федерации;
г) укрепление национальной безопасности Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
Под субъектом космической деятельности понимается юридическое
или физическое лицо, непосредственно осуществляющее научную,
производственную и (или) иную хозяйственную деятельность в области
освоения и использования космического пространства.
Статус субъекта космической деятельности Российской Федерации
устанавливается законодательством Российской Федерации.
Под потенциалом космической индустрии и космической
инфраструктуры Российской Федерации понимается совокупность
научно - технических разработок, технологических и
производственных возможностей по созданию космической техники и
услуг, научно - исследовательских, проектно - конструкторских,
научно - испытательных, эксплуатационных организаций и
промышленных предприятий, ведущих работы в области разработки,
производства, испытания, использования по целевому назначению
ракетно - космической техники научного, социально - экономического
и военного назначения, составляющих единый технологический
комплекс.
Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные
права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на
научные произведения, на изобретения, промышленные образцы,
полезные модели и товарные знаки, программный продукт для ЭВМ и
базы данных, знаки обслуживания, фирменные наименования,
коммерческие наименования и обозначения, средства индивидуализации
и др., а также смежные права.
Под предшествующей интеллектуальной собственностью понимается
интеллектуальная собственность, принадлежащая субъекту космической
деятельности или иному ее обладателю, использование которой
необходимо для выполнения работ по соглашению (контракту).
Под научно - техническим сотрудничеством понимается
объединение усилий субъектов космической деятельности в целях
получения научно - технических результатов.
Под гуманитарным сотрудничеством субъектов космической
деятельности понимается их безвозмездная совместная деятельность в
решении научных вопросов, вопросов безопасности окружающей
природной среды, ликвидации последствий воздействия стихийных сил
природы, аварий и катастроф, падения элементов ракетно -
космической техники на непредусмотренную для этого территорию и
пр.
Статья 3. Основные принципы взаимодействия субъектов
космической деятельности Российской Федерации с иностранными и
международными организациями
Взаимодействие субъектов космической деятельности с
иностранными и международными организациями является составной
частью международного сотрудничества Российской Федерации и
проводится в соответствии со следующими принципами:
ненанесение ущерба социально - политическим, экономическим,
экологическим, информационным, оборонным и иным интересам
Российской Федерации;
ответственность государства за социально - экономические
последствия принимаемых им решений по регулированию взаимодействия
(международного сотрудничества) субъектов космической деятельности
Российской Федерации с иностранными и международными
организациями;
защита государством прав и законных интересов субъектов
космической деятельности Российской Федерации;
равное право субъектов космической деятельности Российской
Федерации на сотрудничество с иностранными и международными
организациями;
соблюдение государственных интересов Российской Федерации;
обеспечение национальной безопасности;
обеспечение безопасности космической деятельности и сохранения
окружающей природной среды;
развитие сотрудничества без дискриминации на условиях взаимной
выгоды партнеров.
Статья 4. Правовое регулирование взаимодействия субъектов
космической деятельности Российской Федерации с иностранными и
международными организациями
Правовое регулирование взаимодействия (международного
сотрудничества) субъектов космической деятельности Российской
Федерации с иностранными и международными организациями
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской
Федерации.
Имущественные и связанные с ними личные неимущественные права
субъектов космической деятельности Российской Федерации
реализуются ими во взаимодействии (международном сотрудничестве) с
иностранными и международными организациями на основе равенства,
автономии воли и имущественной самостоятельности и регулируются
гражданским законодательством Российской Федерации.
Правовой режим сотрудничества субъектов космической
деятельности Российской Федерации с иностранными и международными
организациями устанавливается на основе взаимности.
Для субъектов космической деятельности, в том числе
иностранных, осуществляющих взаимодействие (международное
сотрудничество) на основе сложившихся кооперационных связей,
устанавливается национальный правовой режим.
Статья 5. Внешнеэкономическое взаимодействие субъектов
космической деятельности
Внешнеэкономическое взаимодействие (международное
сотрудничество) субъектов космической деятельности Российской
Федерации с иностранными и международными организациями в области
космической деятельности строится на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права и
обязательств, вытекающих из международных договоров Российской
Федерации.
Внешнеэкономическое взаимодействие (международное
сотрудничество) субъектов космической деятельности с иностранными
и международными организациями, осуществляемое в рамках выполнения
федеральной космической программы Российской Федерации и
государственного оборонного заказа, регулируется государством и
ему оказывается государственная поддержка.
Государственная поддержка и регулирование внешнеэкономического
взаимодействия (международного сотрудничества) и, в первую
очередь, производственной и научно - технической кооперации
субъектов космической деятельности с иностранными и международными
организациями осуществляется посредством таможенно - тарифного
регулирования, нетарифного регулирования (в частности, путем
лицензирования и квотирования), налогового регулирования (с целью
повышения конкурентоспособности продукции и услуг космической
деятельности).
В целях повышения эффективности внешнеэкономического
взаимодействия (международного сотрудничества) субъектов
космической деятельности с иностранными и международными
организациями государство содействует созданию ими
транснациональных финансово - промышленных групп, действующих в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации.
Статья 6. Научно - техническое взаимодействие субъектов
космической деятельности
В целях активизации исследования космического пространства,
развития и накопления знаний о Земле и небесных телах Российская
Федерация содействует осуществлению равноправного и
взаимовыгодного сотрудничества в области науки и техники путем
совместной работы и обмена результатами научно - технической
деятельности и технологическими разработками с иностранными и
международными организациями.
Государственное регулирование научно - технического
взаимодействия (международного сотрудничества) субъектов
космической деятельности с иностранными и международными
организациями не имеет целью чинить препятствия национальным
космическим программам, за исключением тех случаев, когда их
реализация может способствовать неконтролируемому распространению
ракетной технологии или созданию систем доставки оружия массового
уничтожения.
Статья 7. О космической продукции и услугах военного
назначения
Взаимодействие (международное сотрудничество) российских
субъектов космической деятельности с иностранными и международными
организациями, связанное с ввозом и вывозом, в том числе поставкой
или закупкой, продукции (работ, услуг) военного назначения, с
разработкой и производством продукции (работ, услуг) военного
назначения осуществляется в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации по военно - техническому
сотрудничеству.
Ввоз и вывоз, в том числе временный ввоз и вывоз продукции и
технологий двойного назначения, а также продукции, подпадающей под
режим контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования,
материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного
оружия, не заявляемых для использования исключительно в
гражданских целях, осуществляется в порядке, установленном для
вывоза и ввоза, временного вывоза и ввоза продукции, работ и услуг
военного назначения соответственно.
Статья 8. Гуманитарное сотрудничество субъектов космической
деятельности
Гуманитарное сотрудничество субъектов космической деятельности
производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, федеральными законами и
международными договорами Российской Федерации и призвано
обеспечить правовое регулирование в вопросах безопасности
окружающей природной среды, ликвидации последствий воздействия
стихийных сил природы, аварий и катастроф, падения элементов
ракетно - космической техники на непредусмотренную для этого
территорию, а также при ликвидации других чрезвычайных ситуаций и
их последствий.
Статья 9. Право федерального органа исполнительной власти по
космической деятельности на контроль технологии и сертификацию
продукции и услуг, а также на обеспечение требований промышленной
безопасности субъекта космической деятельности
1. Требования безопасности космической деятельности - это
условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования,
содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных
законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а
также в нормативных технических документах, которые принимаются в
установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает
безопасность космической деятельности.
2. Требования безопасности космической деятельности должны
соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, охраны окружающей природной среды,
экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда,
строительства, а также требованиям государственных стандартов.
3. Федеральный орган исполнительной власти по космической
деятельности имеет право на контроль технологии и сертификацию
продукции и услуг, обеспечения требований безопасности космической
деятельности субъектом космической деятельности.
4. Издержки федерального органа исполнительной власти по
космической деятельности по контролю технологии и сертификации
продукции и услуг субъекта космической деятельности покрываются за
счет данного субъекта космической деятельности.
5. К субъекту космической деятельности Российской Федерации,
не обеспечившему соблюдение требований безопасности космической
деятельности, а также соблюдение требований, предъявляемых к
технологии продукции и услугам космической деятельности и их
сертификации может быть подвергнут санкциям со стороны
федерального органа исполнительной власти по космической
деятельности в виде: отзыва лицензии, штрафа, предупреждения и
т.д.
Статья 10. Право субъекта космической деятельности Российской
Федерации на взаимодействия (международное сотрудничество) с
иностранными и международными организациями
Правом на взаимодействия (международное сотрудничество) с
иностранными и международными организациями в научных и народно -
хозяйственных целях обладает любой субъект космической
деятельности Российской Федерации, имеющий лицензию на
осуществление космической деятельности в Российской Федерации и
получивший ее в соответствии с действующим законодательством
(государственное, акционерное, частное, совместное предприятие,
физическое лицо).
Аналогичным правом и статусом должен обладать иностранный или
международный субъект космической деятельности, если он действует
на территории Российской Федерации.
Субъекты космической деятельности Российской Федерации имеют
право на все виды сотрудничества с иностранными и международными
организациями, не противоречащие действующему законодательству.
Лицензия на осуществление космической деятельности выдается
субъекту космической деятельности Российской Федерации на
основании заявки последнего федеральному органу исполнительной
власти по космической деятельности.
Федеральный орган исполнительной власти по космической
деятельности обязан рассмотреть заявку и принять решение о выдаче
лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми
необходимыми документами.
Лицензия на осуществление космической деятельности, выдаваемая
субъекту космической деятельности Российской Федерации, может
быть:
бессрочная (до ликвидации предприятия или прекращения
космической деятельности физического лица);
на отдельный проект (сделку, контракт, договор и т.п.);
на определенный срок.
Отзыв лицензии осуществляется федеральным органом
исполнительной власти по космической деятельности.
Издержки федерального органа исполнительной власти по
космической деятельности по лицензированию космической
деятельности покрываются за счет субъекта космической
деятельности, выступившего с заявкой на получение лицензии.
Федеральный орган исполнительной власти по космической
деятельности при оформлении и выдаче субъекту космической
деятельности лицензии учитывает состояние научных,
производственных, финансовых, кадровых и иных возможностей
заявителя.
Субъект космической деятельности Российской Федерации,
обладающий лицензией на осуществление космической деятельности,
имеет право на получение информации (требования, стандарты,
технологии, поставщики и потребители и т.п.).
Статья 11. Лицензирование внешнеэкономической деятельности в
области освоения и использования космического пространства
В целях государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в области освоения и использования космического
пространства осуществляется лицензирование всех видов этой
деятельности.
Право выдавать лицензии на внешнеэкономическую деятельность в
области освоения и использования космического пространства
обладает федеральный орган исполнительной власти по космической
деятельности по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти по соответствующим видам внешнеэкономической
деятельности.
Порядок выдачи лицензий определяется Правительством Российской
Федерации с учетом соблюдения законов Российской Федерации и
международных обязательств Российской Федерации.
Статья 12. Правовая охрана объектов интеллектуальной
собственности, созданной субъектами космической деятельности
1. На все объекты интеллектуальной собственности, созданные
субъектами космической деятельности в результате взаимодействия с
иностранными и международными организациями, распространяются
требования но охране интеллектуальной собственности и
использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной
собственности, установленные Патентным законом Российской
Федерации и другими законодательными актами в области охраны и
использования интеллектуальной собственности.
2. Субъекты космической деятельности в заключаемых контрактах
и соглашениях предусматривают порядок и условия владения,
пользования и распоряжения объектами интеллектуальной
собственности, созданными в результате совместной деятельности.
При этом субъектами космической деятельности должно быть
предусмотрено, что использование предшествующей интеллектуальной
собственности осуществляется только после совершения действий,
направленных на обеспечение ее правовой защиты.
Статья 13. Государственная поддержка экспорта космической
продукции и услуг
С целью создания условий, обеспечивающих повышение
экономической эффективности российских субъектов космической
деятельности на международном рынке космических услуг, экспорту
космической продукции оказывается государственная поддержка.
1. Правительство Российской Федерации обеспечивает
внешнеполитическую поддержку предприятиям и организациям ракетно -
космической промышленности в части экспорта космической продукции
и услуг.
2. Договоры (контракты), заключаемые российскими субъектами
космической деятельности с иностранными и международными
организациями на поставку космической продукции, услуг имеют для
всей кооперации российских исполнителей статус государственного
оборонного заказа.
Статья 14. Государственная поддержка импорта космической
продукции и услуг
Создание и производство космической техники российскими
субъектами космической деятельности с использованием импортных
высоких (ключевых) технологий пользуется всесторонней
государственной поддержкой.
Импорт высоких технологий, применяемых в производстве
космической продукции и услуг, не облагаются таможенными пошлинами
в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президенту Российской Федерации привести в соответствие с
настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые
акты.
Правительству Российской Федерации:
- привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
изданные им правовые нормативные акты;
- принять нормативные правовые акты в области космической
деятельности, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального
закона.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМИ
И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ"
Настоящий Закон устанавливает правоотношения между субъектами
космической деятельности, принадлежащими различным государствам.
Эти правоотношения выходят за пределы правовой системы одной
страны, однако, учитывая исключительную важность космической
деятельности в обеспечении технологической безопасности, основой
такой деятельности в Российской Федерации должно выступать
национальное законодательство.
Таким образом, основной задачей рассматриваемого Закона
является регулирование исключительно тех отношений с иностранным
элементом, которые не урегулированы другими Федеральными законами,
в частности "О космической деятельности", "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", "О международных
договорах", Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.
Для решения поставленных задач в преамбуле Закона определяется
предмет его регулирования, к которому относится установление
процессуального порядка осуществления сотрудничества в области
международной космической деятельности, закрепления и
совершенствования организационно - правовых основ сотрудничества с
субъектами космической деятельности стран СНГ, других государств и
международными организациями при осуществлении космической
деятельности, закрепление системы субъектов с иностранным
элементом, осуществляющих сотрудничество в области международной
космической деятельности, закрепление правовой компетенции и рамок
деятельности.
В основу законопроекта легли положения Конституции Российской
Федерации, Закона Российской Федерации "О космической
деятельности", Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", Федерального закона "О
международных договорах Российской Федерации" и других
нормативно - правовых актах. Разработчики законопроекта в своей
деятельности руководствовались общепринятыми международно -
правовыми принципами.
Принятие данного Федерального закона диктуется необходимостью
правового обеспечения развития космической деятельности Российской
Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств
из федерального бюджета и не вызывает необходимости внесения
коренных изменений в действующее законодательство Российской
Федерации, а значит не требует обязательного заключения
Правительства Российской Федерации.
Настоящий законопроект состоит из наименования, преамбулы и
15 статей. Логика построения законопроекта базируется на
концепции, которая вытекает из специфики сотрудничества в области
космоса. Суть такого сотрудничества в том, что отношения в области
космоса, отягощенные иностранным элементом, строятся на основе
разрешительной системы. Необходим специальный орган, наделенный
полномочиями, централизованно в масштабах государства
организовывать подобное сотрудничество. Таким органом стал
федеральный орган исполнительной власти по космосу, который
согласно действующему законодательству лицензирует виды
космической деятельности, а также по согласованию с МВС
лицензирует внешнеэкономическую деятельность субъектов космической
деятельности. Все контракты в этой области регистрируются.
В первой статье определяются цели Закона, среди которых,
во-первых, ликвидация проблемности правового регулирования в
данной области международных космических отношений, во-вторых,
определение правовых рамок международной космической деятельности,
в-третьих, определение юридического факта как основания
возникновения, изменения, прекращения соответствующих
правоотношений.
Во второй статье содержится перечень терминов и закрепляются
понятия, присущие данной отрасли правового регулирования.
Закон разделяет понятие внешнеэкономической деятельности и
международного сотрудничества, которые строятся на основе общих
принципов, закрепленных в статьях Закона.
Следующая группа статей, призвана закрепить сложившиеся виды и
организационно - правовые формы сотрудничества. Важнейшим среди
них является положение, закрепляющее "внешнеэкономическое
сотрудничество", без определения и закрепления которого затруднено
нормальное функционирование экономики страны.
Статья определяет коммерческое сотрудничество как один из
видов космической деятельности, и закрепляет условия коммерческой
деятельности и правила ее осуществления. Основная цель
осуществления такой космической деятельности - извлечение прибыли.
Регулирующей частью нормы являются правила поведения сторон при
осуществлении коммерческого сотрудничества.
Важнейшей является статья, закрепляющая правовой режим
международного сотрудничества в области космоса, который
устанавливается на основе взаимности с контрагентами дальнего
зарубежья и национальный режим для контрагентов стран СНГ.
Следующее положение закрепляет действующее научное
сотрудничество и устанавливает правила его осуществления.
Гипотезой этой нормы представляются условия, при которых субъекты
правоотношения не получают коммерческих выгод, по получают научные
результаты в виде встречного удовлетворения. Диспозицией
рассматриваемой нормы являются правила поведения участников этого
сотрудничества, причем эти правила поведения не могут выходить за
рамки принципов, закрепленных в статье 3 настоящего законопроекта.
В статье 8 регулируется гуманитарное сотрудничество, т.е.
отношения субъектов космической деятельности в связи с
чрезвычайными ситуациями, возникающими в различных точках мира и
направленные на предотвращение и ликвидацию их. Настоящая статья
закрепляет и регулирует правовыми средствами возможность субъектов
космической деятельности на участие в гуманитарном сотрудничестве
с целью обеспечения безопасности окружающей природной среды,
ликвидации последствий воздействия стихийных сил природы, аварий,
катастроф, падение ракетно - космической техники на территории, не
предусмотренные для этого. Данная статья позволяет субъектам
космической деятельности выбирать норму своего поведения, если
иное не закреплено в международном договоре.
Статья 9 закрепляет сложившийся порядок участия органов
государственной власти и управления субъектов Российской Федерации
в деятельности субъектов космического сотрудничества.
Участие федерального исполнительного органа по космической
деятельности в международном сотрудничестве субъектов космической
деятельности, регулируемое в настоящее время положениями Закона "О
космической деятельности". Статья N 9 восстанавливает имеющиеся
процессуальные пробелы. В частности, РКА определяет рамки такого
сотрудничества, решает вопросы лицензирования и др.
В законопроекте содержится ряд статей, в частности, здесь
закрепляются условия лицензирования международной космической
деятельности, определяются основания такого лицензирования.
Устанавливаются дополнительные правила защиты интеллектуальной
собственности с учетом доли всех звеньев, участвующих в создании
такой собственности, начиная с фундаментальных исследований,
устанавливаются правила поведения субъекта космической
деятельности, имеющего в своем распоряжении итог работы всего
научно - технологического комплекса, с учетом доли вклада каждого
из них.
В законопроекте закрепляются сложившиеся на практике правила,
учитывающие особенности заключения международных соглашений о
научном обмене, о международном сотрудничестве субъектов
космической деятельности при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В заключении содержится статья, определяющая порядок
вступления в силу настоящего Закона.
При подготовке настоящего законопроекта активное участие в
деятельности рабочей группы приняли депутаты Государственной Думы,
специалисты различных ведомств, осуществляющих международную
космическую деятельность, ученые - юристы.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИНОСТРАННЫМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ"
Принятие и введение в действие предлагаемого проекта
Федерального закона "О правовом регулировании взаимодействия
субъектов космической деятельности с иностранными и международными
организациями" не потребует дополнительных затрат из федерального
бюджета и не обусловлено другими финансовыми затратами, поскольку
правовые нормы, содержащиеся в законопроекте, носят
преимущественно процессуальный характер.
СПРАВКА
ОБ ОСНОВНЫХ РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
----T----------T--------T------------T---------------------------¬
¦ N ¦ Вид ¦ N, ¦ Название ¦ Краткое содержание ¦
¦ ¦ ¦ дата ¦ ¦ ¦
¦ п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ / ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------+--------+------------+---------------------------+
¦1. ¦Закон РФ ¦ ¦Гражданский ¦Определяет полномочия всех ¦
¦ ¦ ¦ ¦кодекс РФ ¦юридических и физических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦лиц, включая федеральные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦органы исполнительной влас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти, предприятия, физические¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица, при ведении ими отно-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦шений гражданского характе-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ра. В частности, разрешает ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦РКА (как федеральному орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ну исполнительной власти) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заключать контракты с юри- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дическими лицами внутри ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦страны, но ограничивает это¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦право в отношении иностран-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных юридических лиц с уче- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦том иммунитета государства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и его собственности. Любое ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦же предприятие может заклю-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦чать любые сделки с иност- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранными партнерами, если ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦они не подпадают под особый¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦порядок заключения сделок. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦В таком случае Гражданский ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кодекс предусматривает воз-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦можность ограничения прав и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦свобод юридических и физи- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих лиц ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Закон РФ ¦ ¦О космиче- ¦Конкретизирует понятие кос-¦
¦ ¦ ¦ ¦ской дея- ¦мической деятельности. Вво-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦дит лицензирование косми- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческой деятельности. Зако- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нодательно закрепляет ком- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦петенции РКА. В частности, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разрешает РКА заключать ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦международные договора, что¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦иногда расценивается как ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разрешение заключать конт- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ракты. Но, в отличие от бы-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тового, существует еще юри-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дическое понятие междуна- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦родного договора, закреп- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленное законодательно в За-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦коне о международных дого- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ворах РФ. Кроме того, в За-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦коне существует целый раз- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дел (правда, довольно сла- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бый), который так и называ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ется "Международное сотруд-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ничество". В нем три ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦статьи: Международные дого-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦воры РФ в области космиче- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ской деятельности, Правовой¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦режим иностранных организа-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ций и граждан при осущест- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦влении космической деятель-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности и Правовое регулиро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вание международного сот- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рудничества при осуществле-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нии космической деятельнос-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти. Этот раздел можно рас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ширять (российский Закон ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержит всего 14 страниц, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦а, например, Закон США ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1984 г. "О коммерциализации¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ДЗЗ" - 34 стр.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Закон РФ ¦ ¦О государст-¦Определяет основы государ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦венном регу-¦ственного регулирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦лировании ¦внешнеторговой деятельно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦внешнетор- ¦сти, порядок ее осуществле-¦
¦ ¦ ¦ ¦говой ¦ния российскими и иностран-¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности¦ными лицами, права, обязан-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности и ответственность ор-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ганов государственной влас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти в области внешнеторговой¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦В нем, в частности, вводит-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся понятие товаров двойного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦применения (ст. 2) как от- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дельных видов сырья, мате- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦риалов, оборудования, тех- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нологий и научно - техни- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческой информации, которые ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦могут быть использованы при¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦создании вооружений и воен-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной техники. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Законов к ведению РФ отне- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сено (ст. 6 п. 5) определе-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние порядка ввоза - вывоза ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вооружений, военной техни- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки..., а также оказания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦других услуг в области ВТС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и сотрудничества с иност- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранными государствами в ра-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кетно - космической облас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кроме того, к ведению РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отнесено (ст. 6 п. 8) опре-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦деление порядка вывоза от- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дельных видов сырья, мате- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦риалов, оборудования, тех- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нологий, научно - техниче- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ской информации и оказания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг, которые применяются ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦или могут быть применены ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦при создании вооружений и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦военной техники, а также ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тех из них, которые имеют ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мирное назначение, но могут¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦быть использованы при соз- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дании ядерного, химического¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и других видов оружия мас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сового уничтожения и ракет-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных средств его доставки. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Законом определено, что ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦МВЭСТ является единственным¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦органом государственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти, выдающим лицензии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦на осуществление операций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦по экспорту и импорту, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношении которых... вве- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ден разрешительный порядок ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Закон РФ ¦ ¦О междуна- ¦Определяет порядок заключе-¦
¦ ¦ ¦ ¦родных ¦ния международных догово- ¦
¦ ¦ ¦ ¦договорах РФ¦ров, в частности, разрешает¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральным органам испол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нительной власти (типа РКА)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заключать международные до-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦говора межведомственного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦характера ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Закон РФ ¦ ¦О военно - ¦Четко вводит понятия и ¦
¦ ¦ ¦ ¦техническом ¦разграничения между воен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦сотрудниче- ¦но - техническим и иным ¦
¦ ¦ ¦ ¦стве РФ с ¦другим сотрудничеством, оп-¦
¦ ¦ ¦ ¦иностранными¦ределяет порядок этого сот-¦
¦ ¦ ¦ ¦государства-¦рудничества для всех субъ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ми ¦ектов ВТС от Президента и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительства до конкретно-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦го предприятия на всех ста-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦диях: от заключения между- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦народного договора до выво-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦да (ввоза) продукции... ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Закон РФ ¦проект ¦О коммерче- ¦Юридически закрепит доступ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ской косми- ¦частных фирм к космической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ческой дея- ¦деятельности, в том числе ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦иностранных. Имеет внешне- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономический раздел ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Указ Пре- ¦N 907 ¦О мерах по ¦Определяет порядок осущест-¦
¦ ¦зидента ¦от ¦усилению го-¦вления внешнеторговой дея- ¦
¦ ¦РФ ¦20.08.97¦сударствен- ¦тельности в отношении про- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного регу- ¦дукции военного назначения ¦
¦ ¦ ¦ ¦лирования ¦(и двойного назначения не в¦
¦ ¦ ¦ ¦внешнеэко- ¦мирных целях, с учетом Ука-¦
¦ ¦ ¦ ¦номической ¦за от 26.08.96 N 1268) ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сфере воен- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦но - техни- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ческого со- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦трудничества¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ с ино- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦странными ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦государства-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ми ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Указ Пре- ¦N 1268 ¦О контроле ¦Утвержден список товаров и ¦
¦ ¦зидента ¦от ¦за экспортом¦технологий двойного назна- ¦
¦ ¦РФ ¦26.08.96¦из РФ това- ¦чения. Установлены обязан- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ров и техно-¦ности Правительства и неко-¦
¦ ¦ ¦ ¦логий двой- ¦торых федеральных органов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного назна- ¦исполнительной власти при ¦
¦ ¦ ¦ ¦чения ¦осуществлении контроля ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Указ Пре- ¦N 1194 ¦О контроле ¦Утвержден список РКРТ. ¦
¦ ¦зидента ¦от ¦за экспортом¦Установлены обязанности ¦
¦ ¦РФ ¦16.08.96¦из РФ обору-¦Правительства и некоторых ¦
¦ ¦ ¦ ¦дования, ма-¦федеральных органов испол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦териалов и ¦нительной власти при осу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий, ¦ществлении контроля ¦
¦ ¦ ¦ ¦применяющих-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ся при со- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦здании ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ракетного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦оружия ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Постанов- ¦N 1166 ¦О мерах по ¦ ¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦развитию ¦ ¦
¦ ¦вительства¦14.10.94¦экономиче- ¦ ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦ского и тех-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦нического ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сотрудниче- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ства РФ с ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦зарубежными ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦странами ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Постанов- ¦N 1282 ¦О государст-¦ ¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦венной под- ¦ ¦
¦ ¦вительства¦11.12.93¦держке обес-¦ ¦
¦ ¦РФ ¦в редак-¦печения кос-¦ ¦
¦ ¦ ¦ции По- ¦мической ¦ ¦
¦ ¦ ¦станов- ¦деятельности¦ ¦
¦ ¦ ¦ления ¦РФ ¦ ¦
¦ ¦ ¦N 422 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦от ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦12.04.96¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.¦Постанов- ¦N 521 ¦О внесении ¦Содержит полный перечень ¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦изменений и ¦действий, проводимых орга- ¦
¦ ¦вительства¦24.05.95¦дополнений в¦низациями и ведомствами при¦
¦ ¦РФ ¦ ¦положение о ¦экспорте ракетно - косми- ¦
¦ ¦ ¦ ¦порядке кон-¦ческой техники ¦
¦ ¦ ¦ ¦троля за эк-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦спортом из ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ оборудо- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вания, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦материалов и¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦применяющих-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ся при со- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦здании ра- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦кетного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦оборудования¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13.¦Постанов- ¦N 1172 ¦Об утвержде-¦Содержит полный перечень ¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦нии Положе- ¦действий, проводимых орга- ¦
¦ ¦вительства¦07.10.96¦ния о поряд-¦низациями и ведомствами при¦
¦ ¦РФ ¦ ¦ке контроля ¦экспорте товаров двойного ¦
¦ ¦ ¦ ¦за вывозом ¦назначения в мирных целях. ¦
¦ ¦ ¦ ¦из РФ ¦Регламентирует порядок под-¦
¦ ¦ ¦ ¦товаров и ¦готовки международных дого-¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦воров, содержание контрак- ¦
¦ ¦ ¦ ¦двойного ¦тов, правила вывоза и т.д. ¦
¦ ¦ ¦ ¦назначения, ¦Порядок экспорта товаров ¦
¦ ¦ ¦ ¦экспорт ¦двойного назначения в воен-¦
¦ ¦ ¦ ¦которых ¦ных целях регламентируется ¦
¦ ¦ ¦ ¦контролиру- ¦документами по ВТС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ется ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14.¦Постанов- ¦N 791 ¦Об осущест- ¦В частности, поручает МИДу,¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦влении кос- ¦ГТК и РКА провести перего- ¦
¦ ¦вительства¦07.08.95¦мической де-¦воры, подготовить проекты ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦ятельности в¦межправительственных согла-¦
¦ ¦ ¦ ¦интересах ¦шений о порядке таможенного¦
¦ ¦ ¦ ¦экономики, ¦оформления и беспошлинного ¦
¦ ¦ ¦ ¦науки и бе- ¦ввоза и вывоза товаров, пе-¦
¦ ¦ ¦ ¦зопасности ¦ремещаемых в рамках сотруд-¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦ничества в области исследо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания и использования кос- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мического пространства в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мирных целях с Францией, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ФРГ, Италией и др. страна- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ми - участницами Европей- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского космического агент- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ства, а также с Китаем и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Японией ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15.¦Постанов- ¦N 422 ¦О мерах по ¦Посвящено решению текущих ¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦выполнению ¦проблем российской ракет- ¦
¦ ¦вительства¦12.04.96¦федеральной ¦но - космической отрасли. ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦космической ¦Является примером того, как¦
¦ ¦ ¦ ¦программы ¦Правительство РФ осущест- ¦
¦ ¦ ¦ ¦России и ¦вляет государственную под- ¦
¦ ¦ ¦ ¦международ- ¦держку международных прог- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ных согла- ¦рамм РКА и полномочий пра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦шений в об- ¦вительства достаточно для ¦
¦ ¦ ¦ ¦ласти кос- ¦решения любых текущих воп- ¦
¦ ¦ ¦ ¦моса ¦росов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16.¦Постанов- ¦N 468 ¦Об утвержде-¦Определяет функции РКА, в ¦
¦ ¦ление Пра-¦от ¦нии положе- ¦частности, при осуществле- ¦
¦ ¦вительства¦15.05.95¦ния о РКА ¦нии внешнеэкономической и ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦ ¦международной деятельности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в области космоса ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17.¦Распоря- ¦N 1565 ¦О привлече- ¦ ¦
¦ ¦жение ¦от ¦нии ино- ¦ ¦
¦ ¦Прави- ¦01.10.94¦странных ¦ ¦
¦ ¦тельства ¦ ¦кредитов для¦ ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦финансирова-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ния закупок ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦высокотехно-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦логичного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦оборудования¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦18.¦Распоря- ¦N 1435 ¦Об использо-¦Разрешает использование ¦
¦ ¦жение ¦от ¦вании косми-¦космических снимков, полу- ¦
¦ ¦Прави- ¦08.08.92¦ческих сним-¦ченных с КА оборонного наз-¦
¦ ¦тельства ¦ ¦ков высокого¦начения для международного ¦
¦ ¦РФ ¦ ¦разрешения ¦сотрудничества и расширения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦внешнеэкономической дея- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦
L---+----------+--------+------------+----------------------------
|