ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 1998 года
Дело N 9-Г98-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 8 сентября 1998 года
кассационную жалобу Законодательного Собрания Нижегородской
области на решение Нижегородского областного суда от 23 июня 1998
года по заявлению Б. и К. о признании частично недействительным
Закона Нижегородской области "Об организации местного
самоуправления в Нижегородской области".
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., объяснения
представителя Законодательного Собрания области Ольнева В.В.,
представителей Земского Собрания Балахнинского района Цибовского
В.С. и адвоката Самариной Т.А., Судебная коллегия
установила:
согласно п. 7 ст. 15 Закона Нижегородской области от 8 апреля
1996 года "Об организации местного самоуправления в Нижегородской
области" глава местной администрации назначается представительным
органом местного самоуправления по контракту на 4 года из числа
кандидатов, предложенных губернатором области.
Б. и К. обратились в суд с заявлением о признании данной нормы
Закона недействительной, указывая, что она противоречит
Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и
нарушает их конституционное право избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления.
Решением Нижегородского областного суда от 23 июня 1998 года
заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание Нижегородской
области просит об отмене решения в связи с неправильным
применением норм материального права и вынесении нового решения об
отказе Б. и К. в заявленном требовании.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
проверив дело и доводы кассационной жалобы, оснований к отмене
судебного решения не находит.
Обсуждая вопрос о законности п. 7 ст. 15 Закона области "Об
организации местного самоуправления в Нижегородской области", суд
обоснованно, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и
федеральным законодательством, пришел к выводу о несоответствии им
оспариваемой заявителями нормы областного Закона.
В соответствии со ст. ст. 12, 131 и п. 1 ст. 131 Конституции
Российской Федерации гражданам гарантировано право на местное
самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти, их структура населением
определяется самостоятельно.
В силу ст. ст. 15, 16, 17 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" глава администрации муниципального образования, в
случае если эта должность будет предусмотрена Уставом, должен
избираться гражданами, проживающими на территории муниципального
образования, либо представительным органом местного самоуправления
из своего состава; образование органов местного самоуправления,
назначение должностных лиц местного самоуправления органами
государственной власти и государственной власти и государственными
должностными лицами указанным Федеральным законом не допускается.
Вопреки требованиям Конституции Российской Федерации и
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" Законодательное Собрание
Нижегородской области установило в области порядок назначения глав
администраций муниципальных образований по контракту из числа
кандидатов, предложенных губернатором области, что свидетельствует
также и о нарушении гарантированного п. 2 ст. 32 Конституции РФ
права самостоятельно, без вмешательства со стороны органов
государственной власти разрешать вопросы местного самоуправления.
С учетом изложенного и исходя из положений п. "н" ст. 72, ч. 2
и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации о разграничении
компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросу
установления общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления, а также
приоритета федерального законодательства над законами и иными
нормативными актами субъекта Российской Федерации вывод суда о
незаконности п. 7 ст. 15 Закона области "Об организации местного
самоуправления в Нижегородской области" является правильным, а его
решение - законным и обоснованным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом
судебного разбирательства, и вывод суда о их несостоятельности в
решении подробно мотивирован, аргументирован и основан на
правильном применении и толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 23 июня 1998 года
оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного
Собрания Нижегородской области - без удовлетворения.
|