ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 1998 года
Дело N 2-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 7 сентября 1998 года
гражданское дело по заявлению Законодательного Собрания
Вологодской области о даче заключения о соответствии деятельности
Комитета самоуправления, главы районного самоуправления по
формированию представительного органа местного самоуправления
Кирилловского района Конституции РФ, Уставу Вологодской области,
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" по кассационной жалобе Законодательного
Собрания Вологодской области на решение Вологодского областного
суда от 29 июня 1998 года, которым постановлено: "Заявление
Законодательного Собрания Вологодской области о признании
деятельности комитета самоуправления Кирилловского района, главы
районного самоуправления по формированию представительного органа
местного самоуправления Кирилловского района несоответствующей
Конституции Российской Федерации, Уставу Вологодской области,
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., объяснения представителя администрации
Кирилловского района - юрисконсульта А.Н. Афаныгина, Судебная
коллегия
установила:
Законодательное Собрание Вологодской области обратилось в суд с
вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что решением
Кирилловского районного суда от 27 февраля 1997 года по заявлению
прокурора Вологодской области признаны недействительными статьи 4,
7, 9, 16, 40, пункт 1 ст. 32 Устава Кирилловского района в части
признания главы сельского самоуправления по должности членом
комитета районного самоуправления. В соответствии с указанным
решением порядок формирования комитета районного самоуправления по
должности членом комитета районного самоуправления. В соответствии
с указанным решением порядок формирования комитета районного
самоуправления как представительного органа местного
самоуправления, предусмотренный п. 2 ст. 14 Устава района,
является противоречащим ст. 15 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", следовательно, его полномочия должны быть прекращены и
назначены новые выборы законом области, но основанием для принятия
такого закона является заключение областного суда о несоответствии
деятельности органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, уставу
субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу
муниципального образования.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Вологодской
области указывается о несогласии с решением суда как по существу
вопроса, так и в части взыскания госпошлины, ставится вопрос о его
отмене. В обоснование жалобы указано на то, что действующий в
Кирилловском районе комитет самоуправления сформирован 7 апреля
1995 года и представляет собой коллегиальный орган в составе
выборных глав городского и сельского самоуправления,
представителей населения города Кириллова и главы районного
самоуправления. Такой состав комитета и порядок его формирования
соответствовал Уставу района, принятому в 1995 году, но по
существу комитет самоуправления не избирался населением, так как
был сформирован, поскольку в бюллетень для голосования была
внесена фраза: "Глава самоуправления сельсовета - член комитета
районного самоуправления". Это подтверждается и копией протокола
сельской избирательной комиссии о регистрации кандидатов на пост
главы самоуправления Горицкого сельсовета - члена комитета
районного самоуправления от 26 марта 1995 года, т.е. имеет место
нарушение Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" и Закона РСФСР "О местном
самоуправлении в РСФСР", действовавших на время проведения
выборов. Устав района не был приведен в соответствие с законом, не
проведены в установленные законом сроки выборы представительного
органа. Решением Кирилловского районного суда применительно к
обстоятельствам данного дела признаны недействительными отдельные
статьи Устава района, установлено, что порядок формирования
комитета районного самоуправления как представительного органа
местного самоуправления противоречит ст. 15 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",
т.е. в Кирилловском районе действует нелегитимный комитет
самоуправления, который принимает незаконные решения, а
следовательно, его полномочия должны быть прекращены и назначены
новые выборы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения в
части рассматриваемого вопроса по его существу, а в части
взыскания госпошлины находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявления Законодательного Собрания,
суд исходил из того, что в соответствии с действующим
законодательством и исходя из обстоятельств данного дела
положительное решение по заявлению Законодательного Собрания
области может основываться на установленных судебными решениями
нарушениях органами местного самоуправления Конституции РФ и
другого действующего законодательства. Из данного дела следует,
что имеется решение Кирилловского районного суда от 27 февраля
1997 года, которым признаны недействительными ряд положений Устава
района, принятого населением района на референдуме. Судебных
решений, которыми были установлены нарушения комитетом
самоуправления Кирилловского района Конституции РФ, федеральных
законов, законов Вологодской области, Устава области, Устава
муниципального образования Кирилловского района, в деле не имеется
и суду не представлено. Доводы представителя Законодательного
Собрания о том, что комитет самоуправления района сформирован с
нарушением действующего законодательства, не могут быть приняты во
внимание, поскольку не являются предметом рассмотрения настоящего
дела.
Такой вывод суда соответствует предмету заявления
Законодательного Собрания Вологодской области и требованиям
действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы повторяют содержание первоначального
обращения в суд, мотивов, указывающих на ошибочность решения суда,
в ней не приведено, и кассационной инстанцией оснований для такого
суждения не установлено.
В то же время Судебная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации находит, что взыскание госпошлины с заявителя по делу не
основано на положении пп. 13 п. 2 ст. 5 Федерального закона "О
государственной пошлине", предусматривающего освобождение от
уплаты государственной пошлины органов государственной власти,
обращающихся в суд в защиту государственных и общественных
интересов, а именно по этому основанию заявитель и обращался в
суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РФ,
Судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 29 июня 1998 года в
части отказа в удовлетворении заявления о даче заключения по
комитету самоуправления Кирилловского района оставить без
изменения, а кассационную жалобу в этой же части - без
удовлетворения. В части взыскания госпошлины решение суда
отменить.
|