МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 сентября 1998 г. N 292
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ОТРАСЛЕВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Департаментом государственного регулирования производственно -
хозяйственной деятельности и техники безопасности в угольной
промышленности и Государственным научно - исследовательским
институтом горной геомеханики и маркшейдерского дела -
Межотраслевым научным центром ВНИМИ разработано и согласовано с
Госгортехнадзором России Отраслевое положение о маркшейдерской
службе в угольной промышленности.
В целях повышения эффективности разработки угольных
месторождений и строгого соблюдения нормативно - технических
документов в части охраны недр и безопасной отработки
месторождений, а также упорядочения правового положения
маркшейдерских служб приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Отраслевое положение о
маркшейдерской службе в угольной промышленности с 1 октября
1998 г.
2. Отменить действие Положения о маркшейдерской службе
Министерства угольной промышленности СССР, утвержденного 24 июня
1983 г.
3. Департаменту государственного регулирования
производственно - хозяйственной деятельности и техники
безопасности в угольной промышленности (Кассихину Г.А.),
Департаменту реструктуризации угольной промышленности
(Цыбко С.С.), ГУРШ (Зайденваргу В.Е.) изыскать средства на издание
указанного документа и поручить Межотраслевому научному центру
ВНИМИ (по согласованию) издание и распространение документа, а
также оказание методической помощи предприятиям по его внедрению.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Департамент государственного регулирования производственно -
хозяйственной деятельности и техники безопасности в угольной
промышленности (Кассихина Г.А.).
Министр
С.В.ГЕНЕРАЛОВ
Утверждено
Приказом Минтопэнерго России
от 2 сентября 1998 г. N 292
Согласовано
письмом Госгортехнадзора России
от 19 июня 1998 г. N 04-35/408
ОТРАСЛЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБЕ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
требованиями Законов Российской Федерации "О недрах", "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" и
Положения о Госгортехнадзоре России, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 234.
2. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения
всеми субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности,
независимо от их организационно - правовой основы и форм
собственности, включая иностранных юридических и физических лиц,
осуществляющими проектирование, строительство, эксплуатацию,
консервацию и ликвидацию предприятий угольной промышленности.
3. Главными задачами маркшейдерской службы Минтопэнерго России
являются:
своевременное и высококачественное осуществление комплекса
маркшейдерских работ и документации, обеспечивающих наиболее
полное и комплексное освоение угольных месторождений;
совершенствование организации и методов ведения маркшейдерских
работ на основе широкого внедрения новейших достижений науки и
техники, передового отечественного и зарубежного опыта;
строгое соблюдение государственных интересов (собственника
недр) при пользовании недрами.
4. Маркшейдерское обеспечение при разработке угольных
месторождений может осуществляться как маркшейдерскими службами,
входящими в состав Министерства, акционерных обществ и
предприятий, так и сервисными маркшейдерскими службами
(организациями).
4.1. В Министерстве, акционерных обществах, предприятиях,
осуществляющих разработку угольных месторождений, должны быть
созданы самостоятельные структурные подразделения, возглавляемые
главными маркшейдерами. Свою работу они могут строить на принципах
хозрасчета и на договорной основе.
В организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование,
строительство и закрытие угледобывающих предприятий,
маркшейдерская служба возглавляется главным маркшейдером и
является самостоятельным структурным подразделением.
4.2. Главные маркшейдеры во всех подразделениях назначаются и
освобождаются от должности только первыми руководителями по
согласованию с главным маркшейдером вышестоящей организации.
Главный маркшейдер подчиняется непосредственно техническому
руководителю и является его заместителем по вопросам
маркшейдерского обеспечения производства и развития горных работ.
В акционерных обществах, предприятиях, учреждениях правовое
положение главного маркшейдера определяется уставом, который
должен соответствовать настоящему Положению.
4.3. Маркшейдерская служба акционерных обществ, предприятий
является его функциональным подразделением по выполнению
маркшейдерских, топографогеодезических, картографических и иных
работ, на основе которых осуществляется горное производство,
охрана зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния
горных разработок, безопасность горных работ и охраны недр и
является производственной структурой.
4.4. На работников маркшейдерской службы акционерного
общества, предприятия, учреждения распространяются все льготы и
условия оплаты труда и отдыха, полагающиеся для работников ведущих
инженерных профессий предприятия.
4.5. На сервисной основе специализированными организациями
могут выполняться:
капитальные маркшейдерские и топографогеодезические работы,
требующие применения специальных методов и технических средств;
работы по наблюдению за деформацией горного массива и другие
работы, связанные с маркшейдерским обеспечением действующих и
строящихся угледобывающих предприятий.
5. Проектирование, строительство, эксплуатация, консервация и
ликвидация угледобывающих предприятий без соответствующего
маркшейдерского обеспечения запрещается.
6. Все акционерные общества, предприятия и организации,
независимо от их организационно - правовой основы и форм
собственности, в том числе и иностранные юридические и физические
лица, могут вести маркшейдерские работы только на основании
лицензии, выдаваемой органами Госгортехнадзора России в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
18 февраля 1993 г. N 234, подконтрольны Госгортехнадзору России.
7. Численность маркшейдерской службы акционерных обществ,
предприятий и организаций, ведущих проектирование, строительство и
эксплуатацию угледобывающих предприятий, должна быть достаточной
для своевременного выполнения всего комплекса маркшейдерских работ
в установленные требованиями нормативных документов сроки и
определяться в соответствии с методикой, утвержденной
Госгортехнадзором России и согласованной с заинтересованными
министерствами и ведомствами.
Рассчитанная по методике численность маркшейдерского
подразделения является одним из основных условий для получения
лицензии на право производства маркшейдерских работ, выдаваемой
органами Госгортехнадзора России.
8. Сокращение численности маркшейдерской службы и смена ее
руководителя должны быть убедительно обоснованными и допускаются
только по согласованию с главным маркшейдером вышестоящей
организации.
9. В своей деятельности маркшейдерское подразделение
руководствуется законами Российской Федерации, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, настоящим Положением,
правилами и нормами, утвержденными Госгортехнадзором России и
Минтопэнерго России по вопросам маркшейдерского дела.
10. Маркшейдерская документация, заверенная ответственным
работником маркшейдерского подразделения, является юридическим
документом, не требующим нотариального или какого-либо иного
подтверждения. Состав, оформление, способы получения,
периодичность пополнения маркшейдерской документации
регламентируются Технической инструкцией по производству
маркшейдерских работ и другими нормативными документами,
утвержденными в установленном порядке.
11. Комплект обязательной горной графической маркшейдерской
документации при консервации, ликвидации угледобывающего
акционерного общества, предприятия должен быть пополнен на день
остановки работ предприятия и передан на постоянное хранение в
Государственный архивный фонд Российской Федерации или в архив
вышестоящей организации.
12. Маркшейдерская документация (полевая, вычислительная и
графическая), выполненная сервисными предприятиями на средства
заказчика, является собственностью заказчика и должна после
обработки полевых материалов храниться на предприятии, т.е. у
заказчика.
13. Акционерное общество, предприятие, имеющее в своем составе
маркшейдерское подразделение, обязано обеспечить его техническими
средствами, приборами, инструментами, средствами измерения и
контроля, специально оборудованными помещениями, транспортом.
14. В соответствии с главными задачами маркшейдерская служба
Министерства:
а) обеспечивает:
техническое и методическое руководство маркшейдерской службой
подведомственных предприятий, систематический анализ состояния
технического уровня обеспечения маркшейдерских работ отрасли;
разработку предложений о проведении научных исследований по
совершенствованию методов и технических средств осуществления
маркшейдерских работ и охраны недр, внедрение в производство
законченных научных разработок в этой области;
контроль в системе Министерства за правильностью разработки
угольных месторождений, выполнением требований по охране недр, за
выполнением лицензионных условий и соблюдением других нормативных
требований, определяющих деятельность маркшейдерской службы;
информационное обеспечение маркшейдерских служб предприятий,
организаций и учреждений, подведомственных Министерству, о
действующих нормативных документах, методических указаниях и
справочных пособиях;
координацию маркшейдерских работ, осуществляемых в отрасли,
разработку предложений по совершенствованию организации
маркшейдерской службы;
б) участвует:
в разработке годовых и перспективных программ развития отрасли
в части обеспечения проектируемых строящихся и действующих
акционерных обществ и предприятий разведанными запасами, охраны
недр и рационального использования минеральных ресурсов; в
рассмотрении условий конкурсов и аукционов на предоставление недр
в пользование и лицензионных условий, на которых недра
предоставляются в пользование, а также представляемых в
установленном порядке на согласование проектов строительства,
реконструкции и ликвидации акционерных обществ и предприятий по
добыче полезных ископаемых, проектов и схем разработки
месторождений, программ развития горных работ и других документов,
связанных с деятельностью маркшейдерской службы; в составлении
установленной статистической отчетности об объемах добычи и
потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных
ископаемых по отрасли; в работе по приемке в эксплуатацию новых и
реконструированных предприятий, по консервации и ликвидации
акционерных обществ и предприятий; в работе региональных,
отраслевых, межотраслевых и государственных комиссий и групп по
выработке предложений и решений по совершенствованию
маркшейдерского дела и во внедрении таких предложений и решений.
15. В соответствии с главными задачами маркшейдерская служба
акционерного общества, предприятий и организаций:
а) обеспечивает:
построение и развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей
на земной поверхности и в горных выработках, производство съемок
горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение
маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических
элементов проектов горных выработок, технических сооружений,
зданий и коммуникаций, границ безопасного ведения горных работ,
барьерных и предохранительных целиков;
определение совместно с другими службами предприятия наиболее
рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов
управления горным массивом на основе детального изучения
горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки
месторождений полезных ископаемых и строительства подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
периодический контроль за соблюдением установленных
геометрических параметров технических сооружений при строительстве
и эксплуатации;
правильность сопряжения основных геометрических элементов
шагающих, роторных экскаваторов, отвалообразователей,
транспортноотвальных мостов и конвейеров при их монтаже и ремонте;
организацию и проведение инструментальных наблюдений за
процессами сдвижения горных пород, проявлениями горного давления,
деформациями земной поверхности, зданий и сооружений, за
устойчивостью уступов, бортов карьеров и откосов отвалов;
определение и своевременное нанесение на горнографическую
документацию опасных зон возможного прорыва воды и газа в
действующие выработки, зон повышенного горного давления от целиков
на смежных пластах, газодинамических проявлений, выбросов и горных
ударов;
контроль за выполнением в акционерном обществе, предприятии и
в организации требований, содержащихся в проектах по добыче
полезных ископаемых, в программах развития горных работ,
требований по рациональному использованию и охране недр, за
своевременностью и эффективностью выполнения мероприятий,
связанных с маркшейдерскими работами и обеспечивающими при
проведении горных работ безопасность для жизни и здоровья
работников и населения, зданий и сооружений от вредного влияния
этих работ и за соблюдением других требований, относящихся к
деятельности маркшейдерской службы;
контроль за достоверностью определения объемов выполненных
горных работ;
приемку маркшейдерских и топографических работ, выполняемых
сервисными организациями;
передачу маркшейдерской и топографогеодезической документации
соответствующим предприятиям и организациям, являющимися
правоприемниками передаваемых, объединяемых и разъединяемых
предприятий, а при ликвидации и консервации предприятий -
Государственному архивному фонду Российской Федерации;
обоснование совместно с другими службами предприятия норм
потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче по
выемочным единицам и в целом по предприятию по добыче полезных
ископаемых;
определение и учет с участием геологической службы на
основании инструментальных замеров, маркшейдерской и геологической
документации объемов выполненных горных работ, в том числе объемов
добычи и потерь полезных ископаемых и полноты отработки запасов
полезных ископаемых, учет состояния вскрытых, подготовленных и
готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
подготовка совместно с геологической службой исходных данных
для исчисления платы за право на пользование недрами, а также
выполнение работ, связанных с геометризацией месторождения;
б) участвует:
в части своей компетенции в разработке проектов строительства,
реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, программ
развития горных работ, мероприятий по безопасному ведению горных
работ вблизи опасных зон, по предупреждению и ликвидации аварий,
по охране зданий, сооружений от вредного влияния горных
разработок, по рациональному и комплексному использованию угольных
месторождений, проектов горных отводов и отводов земных участков,
проектов застройки площадей залегания полезных ископаемых,
рекультивации земель, нарушенных горными работами;
в подготовке материалов по переоценке, списанию и временной
консервации запасов полезных ископаемых;
в составлении установленной отчетности об объемах добычи и
потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных
ископаемых и состоянии горных выработок;
в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных
угольных предприятий по определению возможности использования
отработанных горных выработок для удовлетворения потребностей
народного хозяйства, по консервации и ликвидации таких предприятий
по ликвидации горных выработок и провалов, выходящих на земную
поверхность по приемке горных выработок, а также в рассмотрении и
решении других вопросов, связанных с маркшейдерским обеспечением.
16. Деятельность маркшейдерской службы должна быть направлена
на обеспечение эффективности производства и его рентабельности при
строгом соблюдении требований нормативных документов, касающихся
использования и охраны недр.
Работники маркшейдерских служб Министерства, акционерного
общества, предприятия, учреждения несут ответственность за
своевременность и эффективность осуществления возложенных на них
функций, за объективность рассмотрения вопросов, возникающих при
проведении ведомственного контроля за использованием и охраной
недр.
Возложение на работников маркшейдерских служб функций, не
связанных с осуществлением задач, определенным настоящим
Положением, не допускается.
17. Руководитель маркшейдерской службы Министерства имеет
право:
проверять деятельность подведомственных маркшейдерских служб и
соблюдение ими требований законодательства о недрах, выполнение
приказов, инструкций и других нормативных актов, регулирующих
деятельность маркшейдерской службы;
давать обязательные для акционерных обществ,
предприятий, учреждений подведомственных Министерству, указания по
вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении
нарушений требований законодательства о недрах, других нормативных
документов;
приостанавливать работы по строительству и реконструкции
угольных предприятий, если проведение этих работ может повлечь за
собой нерациональное использование и необоснованные потери запасов
полезных ископаемых, возникновение условий, опасных для жизни и
здоровья работников и населения, а также на государственных
предприятиях - неоправданные затраты государственных средств;
представлять соответствующим руководителям предприятий
предложения о поощрении работников предприятий за рациональное,
комплексное использование месторождений полезных ископаемых и
высококачественное выполнение маркшейдерских работ, а также о
наложении в установленном порядке на работников взысканий за
нарушение требований законодательства о недрах;
запрашивать в установленном порядке от структурных
подразделений и предприятий сведения и материалы, необходимые для
осуществления своей деятельности.
18. Руководитель маркшейдерской службы акционерного общества,
предприятия, учреждения имеет право:
давать руководителям участков цехов и других подразделений
предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам
маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений
требований законодательства о недрах, программ развития горных
работ, другой утвержденной проектной и технической документации в
целях предотвращения сверхнормативных потерь полезных ископаемых и
недопущения других нарушений, наносящих ущерб государственным
интересам (собственнику недр);
приостанавливать работы по строительству и реконструкции
предприятий по добыче полезных ископаемых, если проведение этих
работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных
ископаемых, опасность деформации горных выработок, прорыв в горные
выработки воды и вредных газов и возникновение других аварийных
явлений, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя
предприятия, вышестоящую организацию по подчинению и органы
Госгортехнадзора России;
браковать горные работы, выполненные с отступлениями от
программ развития горных работ и утвержденной проектной и
технической документации;
представлять руководителю акционерного общества, предприятия,
учреждения предложения о поощрении работников за рациональное
использование недр и высококачественное выполнение маркшейдерских
работ, а также о наложении в установленном порядке на работников
взысканий за нарушение требований законодательства о недрах и
утвержденной проектной и технической документации.
В случае получения от руководителя акционерного общества,
предприятия, учреждения распоряжения, противоречащего требованиям
законодательства о недрах, руководитель маркшейдерской службы
обязан письменно уведомить этого руководителя о неправильности
данного им распоряжения. При подтверждении распоряжения
руководитель маркшейдерской службы исполняет его, если это не
несет непосредственной угрозы жизни и здоровью работающих и
населения, незамедлительно сообщая об этом вышестоящей
организации.
19. Руководитель маркшейдерской службы (в том числе
осуществляющий работы на сервисной основе) наряду с руководителями
акционерного общества, предприятия, учреждения несет
ответственность за достоверность отчетных данных акционерного
общества, предприятия, учреждения о полноте извлечения из недр
запасов полезных ископаемых, правильности подготовки исходных
данных для исчисления платежей за право пользования недрами,
маркшейдерской документации по учету объемов выполненных работ, а
также других документов, связанных с деятельностью маркшейдерской
службы.
20. Руководитель акционерного общества, предприятия и
учреждения несет ответственность в установленном порядке:
а) за принуждение работников маркшейдерской службы к искажению
результатов измерений и маркшейдерской документации;
б) за препятствование или создание помех в выполнении
маркшейдером его контрольных функций;
в) за непринятие мер по выполнению предписаний маркшейдеров
или их некачественное выполнение.
21. Государственный контроль за организацией работы
маркшейдерской службы и соблюдением нормативных требований при
выполнении маркшейдерских работ при проектировании, строительстве,
эксплуатации, консервации и ликвидации угледобывающих акционерных
обществ и предприятий осуществляют органы Госгортехнадзора России.
|