МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 25 августа 1998 г. N 517
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОРУЧЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 ИЮЛЯ 1998 Г. БН-П4-20705
ПО ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ
СЛУЖБ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от
16 июля 1998 г. БН-П4-20705 по вопросу создания единых дежурно-
диспетчерских служб в городах Российской Федерации приказываю:
1. Руководителям органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации до
30 сентября 1998 г. подготовить и направить для обобщения во
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС)
согласованные с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предложения о порядке создания и
финансирования единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) в
городах Российской Федерации, отразив в них вопросы:
о возможности финансирования ЕДДС из бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов;
о возможности привлечения средств на обеспечение
функционирования ЕДДС за счет выполнения платных услуг, в том
числе проводимых силами спасательных служб и предоставляемых
физическим и юридическим лицам, а также за счет увеличения
абонентской платы за телефон;
о снижении затрат на создание и функционирование ЕДДС за счет
централизованных закупок общего программного обеспечения (ОПО) для
всех создаваемых ЕДДС (например, в рамках Программы лицензирования
продуктов Microsoft для государственных учреждений, что позволит
существенно сократить расходы на приобретение ОПО);
об определении единого телефонного номера для ЕДДС на
территории России.
При подготовке предложений и создании ЕДДС в городах Российской
Федерации руководствоваться разработанной ВНИИ ГОЧС Концепцией
создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской
Федерации (Приложение 1).
2. Начальнику ВНИИ ГОЧС совместно с Ассоциацией центров
мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых
дежурно-диспетчерских служб:
до 30 ноября 1998 г. проанализировать и обобщить поступившие
материалы, на их основе сформировать предложения о порядке
создания и финансирования единых дежурно-диспетчерских служб в
городах Российской Федерации;
до 15 декабря 1998 г. разработать и согласовать с
соответствующими учреждениями проект государственного стандарта
"Единые дежурно-диспетчерские службы. Общие требования".
3. Начальнику Департамента мероприятий защиты населения и
территорий совместно с Департаментом предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и ВНИИ ГОЧС согласовать с Минфином России,
Минэкономики России, Минюстом России, Минздравом России и МВД
России предложения о порядке создания и финансирования ЕДДС для
представления в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации.
4. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельных отделов МЧС России, руководителей органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
начальника ВНИИ ГОЧС, генеральной дирекции Ассоциации центров
мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых
дежурно-диспетчерских служб в порядке, установленном Приказом МЧС
России от 06.10.97 N 590.
5. Возложить ответственность за организацию выполнения
настоящего Приказа на заместителя Министра Клименко В.Н.
Министр
С.ШОЙГУ
Приложение 1
к Приказу МЧС РФ
от 25 августа 1998 г. N 517
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ
В ГОРОДАХ РОССИИ
1. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЕДДС В ГОРОДЕ
1.1. Общие положения
1. В условиях проводимых демократических преобразований
принятие в нашей стране Декларации прав и свобод человека и
гражданина, новой Конституции РФ, Законов РФ "О безопасности", "Об
охране окружающей природной среды", Федерального закона "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и других законодательных актов показывает,
что главным объектом обеспечения безопасности рассматривается
сегодня человек, а субъектом - государство. Обеспечение
безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или
снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов,
создающих опасность жизненно важным интересам личности и, в первую
очередь, ее жизни и здоровью.
2. Характерной особенностью городов является большая плотность
проживающего населения, концентрация культурных и материальных
ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных
объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и
тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС),
повышенную опасность для жизни и здоровья городского населения.
3. Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами
городской администрации и существующих городских служб (управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
государственной противопожарной службы, экстренной медицинской
помощи, служб коммунального хозяйства, криминальной милиции,
государственной автоинспекции и др.) и требуют, как правило, их
совместных действий.
1.2. Назначение и цель создания ЕДДС города
4. В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль
играют дежурные и диспетчерские органы вышеназванных городских
служб (далее по тексту - дежурно-диспетчерские службы),
находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные
принимать соответствующие решения для проведения необходимых
экстренных мер.
На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также
организовано круглосуточное дежурство.
Однако существующие дежурно-диспетчерские службы (ДДС)
организационно и технически не объединены в масштабах города, что
затрудняет их согласованные действия при ЧС.
5. При угрозе или возникновении крупномасштабных
(территориальных и местных) ЧС <*> руководство и координация работ
по их предупреждению и ликвидации возлагаются на администрацию
города и ее специальные органы - комиссию по чрезвычайным
ситуациям (КЧС <**>), в которую входят представители всех
необходимых городских служб, и управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС).
--------------------------------
<*> В соответствии с "Положением о классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 N 1094.
<**> Создание комиссий по чрезвычайным ситуациям предусмотрено
"Положением о Единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)", введенным в действие
Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 N 1113.
При угрозе или возникновении ЧС эти органы не в состоянии
немедленно приступить к выполнению своих функций, так как на
приведение их в готовность требуется определенное время. Поэтому
на начальном этапе ликвидации угрозы ЧС или возникшей крупной
чрезвычайной ситуации очень важна скоординированная деятельность
имеющихся дежурно-диспетчерских служб города.
Во многих случаях и в локальных ЧС необходимо также
обеспечивать совместные действия городских служб. Однако органы
управления, координирующие их работу, в городах, как правило,
отсутствуют.
6. Единая дежурно-диспетчерская служба города представляет
собой штатное подразделение городского управления ГОЧС,
предназначенное для координации действий дежурно-диспетчерских
служб городского подчинения (в первую очередь имеющих силы и
средства быстрого реагирования на ЧС: экстренного вызова "01",
"02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства и др.) в рамках
Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС (ЕСОДУ)
города.
В крупных городах, имеющих в своем составе административные
округа или (и) муниципальные районы, в соответствующих органах
управления ГОЧС могут также создаваться окружные или (и) районные
ЕДДС.
7. Целью создания ЕДДС является повышение оперативности
реагирования администрации и служб города на угрозу или
возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и
средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий,
уровня информированности городских администрации и служб о
подобных фактах и принятых по ним мерах.
8. Практический опыт создания подобных городских служб в других
странах (например, службы "911" в США и Канаде, службы "112" в
Западной Европе) показал их высокую эффективность.
В результате создания ЕДДС возможные негативные последствия
чрезвычайных ситуаций в городе должны существенно снизиться.
1.3. Основные задачи, ответственность и права ЕДДС города
9. ЕДДС города призвана решать следующие основные задачи:
- сбор (в том числе от населения и систем мониторинга), оценка
достоверности и распространение между ДДС информации об угрозе
возникновения или факте ЧС, требующих совместных действий
городских служб;
- обработка и анализ данных об обстановке, определение
масштабов ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых
для экстренного реагирования, их оповещение;
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в
ЧС и действиях по ее ликвидации вышестоящим городским органам
управления по подчиненности;
- оценка и контроль обстановки, принятие решений на экстренные
меры по ликвидации ЧС (в пределах установленных вышестоящими
органами полномочий), доведение задач до сил постоянной
готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-
диспетчерских служб, входящих в ЕСОДУ и привлекаемых к ликвидации
ЧС, сил постоянной готовности, а также взаимодействующих ДДС;
- обобщение информации (за сутки дежурства) о произошедших ЧС,
ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности
итоговых докладов.
10. ЕДДС города должна функционировать круглосуточно, иметь
соответствующие полномочия и после получения данных об угрозе или
возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по
ее предотвращению или ликвидации.
11. ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС наряду с руководством
администрации города и городских служб должна нести
ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных
мер по защите и спасению людей, материальных и культурных
ценностей.
12. ЕДДС должна иметь право самостоятельно принимать решения по
защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если
возникшая обстановка не дает возможности для согласования
экстренных действий с руководством города или (и) городских служб.
13. ЕДДС города является вышестоящим органом для всех остальных
ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС,
а также координирующим органом по вопросам совместных действий
ДДС.
2. СОСТАВ, ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ЕДДС ГОРОДА
2.1. Состав единой дежурно-диспетчерской службы города
14. Единая дежурно-диспетчерская служба города должна включать
в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр
оповещения и геоинформационную систему.
Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения
и автоматизации Управления составляет автоматизированную систему
(АС) ЕДДС.
15. АС ЕДДС должна представлять собой локальную вычислительную
сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места
(АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ
(ПЭВМ).
АС ЕДДС города должна сопрягаться с городским информационно-
управляющим центром или абонентским пунктом Автоматизированной
информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС <*>.
--------------------------------
<*> Создание АИУС РСЧС предусмотрено Федеральной целевой
программой "Создание и развитие РСЧС", одобренной Постановлением
Правительства РФ от 16.01.95 N 43.
2.2. Функционирование ЕДДС города
16. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ЕСОДУ города,
функционируют в трех режимах: повседневной деятельности;
повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
17. В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное
дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному
реагированию на ЧС. В этом режиме осуществляется постоянный
контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к
использованию программно-технические средства, обеспечиваются
сбор, обобщение и анализ информации о возникших ЧС за сутки
дежурства, представляются соответствующие доклады по
подчиненности, готовятся и корректируются специальные оперативные
планы по реагированию ДДС на ЧС.
18. В режиме повседневной деятельности в ЕСОДУ осуществляется
обмен информацией:
о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной
готовности;
обобщенными данными за сутки о возникших ЧС, принятых мерах по
их ликвидации и предупреждению.
19. ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования
(повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для
ликвидации угрозы или самой ЧС требуются совместные действия трех
и более городских ДДС, входящих в ЕСОДУ.
20. Оперативные дежурные службы городских районов в высшие
режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла
угроза или произошла чрезвычайная ситуация, требующая совместных
действий городских ДДС.
21. Центральные диспетчерские органы (ЦДО) городских служб
переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к
ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.
22. Порядок перевода ДДС в высшие режимы функционирования
устанавливается положениями об этих службах.
23. Источниками информации для ЕДДС могут быть:
- взаимодействующие ЦДО городских служб;
- оперативные дежурные службы (ОДС) городских районов;
- диспетчерские службы потенциально опасных объектов;
- население (в порядке личной инициативы);
- средства массовой информации.
24. Прием первичной информации об угрозе или возникновении ЧС
от населения организуется в ЕДДС, в ЦДО городских служб, в ОДС
районов города (в дальнейшем этот прием будет обеспечиваться
только в ЕДДС).
25. Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ,
как правило, организуется через ЕДДС. При этом ЕДДС от других ДДС
передается (принимается) информация только о таких ЧС,
реагирование на угрозу и возникновение которых потребует
совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация
передается по нескольким видам связи.
26. Конкретный состав информационных показателей, формы,
критерии и порядок их представления определяются двусторонними
соглашениями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующими
ДДС.
27. Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и
распространяет первичную информацию о ЧС между входящими в ЕСОДУ
ДДС.
28. Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным
оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба
ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по
каждому принятому сообщению принимаются установленным порядком
необходимые решения.
29. ЕДДС обобщает полученные данные обстановки, готовит
рекомендации по совместным действиям ДДС и доводит подготовленную
информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации ЧС или ее
угрозы.
2.3. Порядок создания ЕДДС города
2.3.1. Основные направления и этапы создания ЕДДС города
30. Для создания ЕДДС города необходимо провести комплекс
организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим
основным направлениям:
определение и согласование между администрацией города и
городскими службами цели создания, задач, принципов построения и
функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-
диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС;
уточнение городской группировки сил и средств постоянной
готовности, определение и согласование основных мероприятий
экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать
ЕДДС;
разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех
режимах ее функционирования;
разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-
методических и нормативно-технических документов, являющихся
основой для создания, функционирования и дальнейшего
совершенствования ЕДДС;
совершенствование существующих систем связи и оповещения
применительно к задачам и потребностям ЕДДС;
создание геоинформационной системы ЕДДС и ее сопряжение с
другими взаимодействующими системами.
31. Основными этапами создания ЕДДС должны являться:
а) организационный этап, в течение которого решаются
организационные вопросы построения, функционирования и развития
ЕДДС;
б) технический этап, в продолжение которого разрабатываются и
внедряются программно-технические средства ЕДДС города.
32. На организационном этапе создания ЕДДС города необходима
подготовка следующих документов:
Положения о ЕДДС города;
инструкции по обмену информацией с ЕДДС;
плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС;
дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-
диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);
технического задания (ТЗ) на создание автоматизированной
системы (АС) ЕДДС;
других регламентирующих документов (при необходимости).
33. Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в
штатную эксплуатацию АС ЕДДС в составе следующих элементов:
узла связи;
центра оповещения;
геоинформационной системы.
2.3.2. Порядок комплектования и подготовки кадров
34. Комплектование личным составом ЕДДС города осуществляется
под руководством начальника управления ГОЧС и должно проводиться
из лиц, способных оперативно принимать решения в кризисных
ситуациях.
35. Главные оперативные дежурные, их помощники и другие
должностные лица дежурных смен обязаны твердо знать требования
руководящих документов, регламентирующих их деятельность
(положения, инструкции, планы-графики действий и другие), уметь
применять их в практической работе, знать инфраструктуру города,
особенности несения службы на подведомственных им участках.
36. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются:
тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в
учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих
органов управления, а также занятия в соответствующих учебно-
методических центрах или на курсах.
37. Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке,
тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС,
осуществляются в соответствии с планом, разработанным
заблаговременно, который после его согласования с соответствующими
органами управления и службами утверждается главой администрации
города.
38. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС должна
проводиться ежемесячно под руководством начальника ЕДДС. При этом
также целесообразно практиковать обучение (раз в год или в иные
сроки) в учебно-методических центрах МЧС России по специальным
программам.
39. Другой активной формой подготовки органов ЕДДС,
направленной на совершенствование профессиональных навыков
должностных лиц и слаживание дежурно-диспетчерских служб, должны
являться тренировки дежурных смен.
В зависимости от учебных целей тренировки дежурных смен могут
быть совместными и раздельными. К совместным тренировкам обычно
привлекаются все ДДС города, и они проводятся, как правило, под
руководством администрации города. Раздельные тренировки дежурных
смен разрабатываются и проводятся под руководством
непосредственных начальников.
Кроме проведения тренировок дежурных смен, ЕДДС города
необходимо привлекать к участию в тренировках и учениях городских
органов управления и сил.
40. Занятия и тренировки должны проводиться с использованием
тренажеров, средств автоматизации и других технических средств,
установленных на рабочих местах дежурной смены.
2.3.3. Организация несения дежурства
41. В пункте управления ЕДДС города организуется круглосуточное
дежурство силами дежурных смен.
Состав и количество дежурных смен, их численность, режим
дежурства и порядок отдыха определяются городской администрацией и
отражаются в инструкциях по несению дежурства и других нормативных
документах.
42. Дежурная смена ЕДДС работает по утвержденному графику. В
состав дежурных смен ЕДДС включаются: начальник смены - главный
оперативный дежурный, его помощник, операторы-диспетчеры,
операторы-аналитики, а также технический персонал, обслуживающий
средства связи, оповещения, автоматизации и другие технические
средства, установленные на пункте управления.
43. Дежурная смена обязана знать обстановку в городе, иметь
данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности,
сроках их готовности и способах вызова.
44. Смену дежурных целесообразно производить раз в сутки в
установленное администрацией города время.
После завершения приема и сдачи дежурства и оформления
соответствующих записей в книге дежурного главный оперативный
дежурный заступающей смены докладывает начальнику ЕДДС о состоянии
дежурно-диспетчерской службы и недостатках, обнаруженных при
приеме дежурства, которые не могли быть устранены предыдущей
дежурной сменой.
Дежурные (диспетчеры) взаимодействующих служб докладывают
главному оперативному дежурному города о приеме и сдаче дежурства.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДДС
В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
45. Создание ЕДДС в городах РФ потребует необходимого для этого
нормативно-технического обеспечения.
3.1. Нормативно-правовое обеспечение
46. Для придания необходимого юридического статуса ЕДДС
настоящая "Концепция..." утверждается и вводится в действие
приказом МЧС России.
Приказом МЧС России также вводится в действие "Типовое
положение о ЕДДС города".
47. Для организации создания ЕДДС необходимо разработать и
утвердить в городской администрации "Положение о городской единой
дежурно-диспетчерской службе", "Инструкцию городским службам об
обмене информацией с ЕДДС", а также другие необходимые нормативно-
методические документы.
3.2. Нормативно-техническое обеспечение
48. С целью унификации и стандартизации проектирования
автоматизированных систем (АС) ЕДДС назначается головная
организация по АС ЕДДС - Всероссийский научно-исследовательский
институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
(ВНИИ ГОЧС).
При этом для разработки необходимого методического,
специального программного и информационного обеспечения (в части
касающейся) головной организацией должны привлекаться научно-
исследовательские учреждения заинтересованных министерств
(ведомств) РФ.
49. Головная организация по АС ЕДДС совместно с соисполнителями
отрабатывает и рассылает в заинтересованные города РФ типовые
технические задания и проекты АС ЕДДС.
50. Типовая проектная документация АС ЕДДС разрабатывается для
каждой группы городов в соответствии с их классификацией,
приведенной в "Градостроительном кодексе Российской Федерации" (N
73-ФЗ от 7 мая 1998 года) <1>.
--------------------------------
<1> Сверхкрупные, с численностью населения свыше 3 млн. чел.;
крупнейшие, с численностью населения от 1 до 3 млн. чел.;
крупные, с численностью населения от 250 тыс. чел. до 1 млн.
чел.;
большие, с численностью населения 100 - 250 тыс. чел.;
средние, с численностью населения 50 - 100 тыс. чел.;
малые города и поселки, с численностью населения до 50 тыс.
чел.
АС ЕДДС в городах Москве и Санкт-Петербурге разрабатываются по
отдельным техническим заданиям.
|