МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 1998 г. N 12-52-127ин/12-23
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - ЗАОЧНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Минобразование России подготовило и направляет для
практического применения "Рекомендации по разработке методических
указаний и контрольных заданий для студентов - заочников
образовательных учреждений среднего профессионального
образования".
Приложение
к письму Минобразования России
от 25 августа 1998 г. N 12-52-127ин/12-23
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - ЗАОЧНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
Цель методических указаний: реализация государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности (далее - Государственные требования) при заочной
форме обучения по конкретной учебной дисциплине в условиях
действия государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования, оказание помощи студентам -
заочникам (далее - студент) в организации их самостоятельной
работы над изучением учебного материала.
В методических указаниях должны быть изложены рациональные
методы самостоятельного изучения учебных дисциплин, обращено
внимание на наиболее сложные темы программы, даны разъяснения по
выполнению контрольных работ.
Минобразование России на основе примерных программ
обеспечивает разработку методических указаний по гуманитарным,
социально - экономическим, математическим, естественнонаучным и
общепрофессиональным (общетехническим, общеэкономическим,
общепедагогическим) дисциплинам; министерства (ведомства) по
закрепленным специальностям - по общепрофессиональным и
специальным дисциплинам.
Образовательные учреждения разрабатывают на основе рабочих
программ методические указания по дисциплинам специализаций,
дисциплинам по выбору студентов, а также в отдельных случаях - по
специальным дисциплинам.
Примерная структура методических указаний:
1. Введение.
2. Примерная программа учебной дисциплины с перечнем
рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению
каждой темы программы и вопросы для самоконтроля.
3. Задания для контрольных работ.
4. Примерный перечень лабораторных работ и практических
занятий.
5. Перечень рекомендуемой литературы для изучения.
Объем методических указаний устанавливается в зависимости от
характера учебной дисциплины и количества часов, отведенных на ее
изучение. Структура титульного листа приведена в Приложениях 1, 2.
Общие вопросы организации самостоятельной работы студентов
(необходимость систематической работы, советы по работе над
учебником и учебными пособиями, а также общие требования,
предъявляемые к студентам при выполнении контрольных работ,
назначение вопросов для самоконтроля и т.д.) должны быть изложены
в отдельном методическом пособии, рассылаемом студентам, впервые
приступающим к занятиям.
2. Примерное содержание разделов методических указаний
2.1. Введение
Основной задачей раздела "Введение" является ознакомление
студентов с целью и порядком изучения данной учебной дисциплины, с
особенностями самостоятельной работы студентов над учебным
материалом.
В данном разделе рекомендуется изложить:
- значение изучения учебной дисциплины при подготовке
специалиста;
- минимум знаний, умений и навыков, приобретаемый в результате
изучения дисциплины в соответствии с Государственными
требованиями;
- взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами
учебного плана;
- особенности изучения данной учебной дисциплины;
- количество контрольных и лабораторных работ, практических
занятий, курсовых проектов, экзаменов по данной учебной
дисциплине, предусмотренное учебным планом.
2.2. Примерная программа учебной дисциплины с перечнем
рекомендуемой литературы, методическими указаниями по каждой теме
программы и вопросы для самоконтроля
В методические указания включается примерная (рабочая)
программа изучаемой дисциплины. Разделы (темы) программы
объединяются в учебные задания с соответствующей нумерацией, при
этом следует методически правильно распределить материал между
заданиями. Число учебных заданий рекомендуется определять исходя
из количества часов, выделенных на изучение конкретной учебной
дисциплины:
до 70 часов - одно задание;
до 120 часов - два задания;
более 120 часов - три задания.
Методические указания не должны подменять учебники, являться
их конспектами или содержать излишне усложненный и второстепенный
материал.
Методические указания по изучению дисциплины целесообразно
давать к каждой теме программы по основным и наиболее сложным
вопросам, учитывая особенности учебной дисциплины. Они должны быть
написаны точным, ясным и доступным для понимания языком.
В методических указаниях рекомендуется кратко изложить:
- значение основных вопросов темы для изучения учебного
материала данной дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным
материалом в этой или смежной учебной дисциплине;
- дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно
- технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших
должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или
восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем
программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в
периодической печати, инструкций или других источников);
- рациональные методы решения типовых примеров и задач,
выполнения упражнений с учетом использования в них элементов
проблемного обучения;
- цели проведения лабораторных работ и практических занятий по
соответствующим темам.
Рекомендации по проведению лабораторных работ и практических
занятий, порядок оформления их образовательные учреждения издают
отдельно и выдают студентам перед проведением занятий.
При реализации методических указаний, составленных на основе
примерных программ учебных дисциплин, образовательное учреждение в
зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста может
вносить изменения в их содержание, последовательность изучения
учебного материала при условии обязательного выполнения
Государственных требований по конкретной специальности. Данные
изменения утверждаются заместителем директора по учебной работе.
Целью вопросов для самоконтроля должны быть активизация
процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Вопросы
для самоконтроля должны быть направлены на развитие
самостоятельного мышления студентов с использованием элементов
проблемного обучения и тестового контроля. В отличие от вопросов
контрольных работ они не должны носить обобщающий характер, а
касаться конкретного материала и следовать непосредственно за
методическими указаниями по изучению каждой темы.
2.3. Задания для контрольных работ
Содержание контрольных работ должно охватывать основной
материал соответствующих учебных заданий.
При определении содержания заданий на контрольные работы
целесообразно руководствоваться следующим:
- контрольные задания должны состоять из контрольных вопросов,
задач, примеров, графических работ и т.п. в зависимости от
специфики учебной дисциплины;
- контрольные вопросы должны носить обобщающий характер,
ориентировать студента на четкий ответ как результат анализа
изучаемого материала. Вопросы должны способствовать развитию
профессионального интереса и творческого мышления и могут быть
составлены в форме проблемных ситуаций;
- при постановке контрольных вопросов целесообразно исключить
возможность механического переписывания материала учебника;
- контрольные задачи, примеры, расчеты, упражнения по степени
сложности должны отвечать уровню типовых задач, приведенных в
соответствующих разделах методических указаний, а также должны
быть тщательно выверены и предварительно решены автором и
рецензентами методических указаний;
- варианты контрольной работы по одному и тому же учебному
заданию должны быть равноценны по объему и сложности и их следует
разрабатывать по многовариантной системе (в зависимости от объема
дисциплины), но не менее чем в 10 вариантах;
- при наличии в учебных планах по отдельным дисциплинам
итоговых аудиторных (классных) контрольных работ учебное заведение
должно своевременно направить студентам методические рекомендации
по подготовке к их выполнению, но при этом не следует раскрывать
конкретного содержания этих работ. При необходимости следует дать
разъяснения по выполнению контрольных работ.
2.4. Примерный перечень лабораторных работ и практических
занятий
Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий
имеет рекомендательный характер. Проведение практических занятий и
лабораторных работ предусматривает целью закрепление теоретических
знаний и приобретение необходимых практических умений по программе
учебной дисциплины.
В зависимости от профиля подготовки выпускников и материально
- технического обеспечения учебного заведения возможны изменения и
замена отдельных практических занятий и лабораторных работ.
2.5. Перечень рекомендуемой литературы
Перечень рекомендуемой литературы по учебной дисциплине при
необходимости может быть подразделен на основную и дополнительную.
В перечень основной литературы включаются учебники и учебные
пособия, предусмотренные учебной программой с учетом последних
изданий.
Перечень дополнительной литературы, кроме учебников и учебных
пособий, состоит из печатных изданий, отражающих современный
уровень развития соответствующих отраслей науки и техники, в том
числе периодических изданий, с указанием их авторов (фамилия,
инициалы), места и года издания.
Приложение 1
к Рекомендациям по разработке
методических указаний и контрольных
заданий для студентов - заочников
образовательных учреждений среднего
профессионального образования
__________________________________________________________________
(наименование министерства (ведомства), являющегося
разработчиком учебно - методической документации
по закрепленным специальностям, или образовательного
учреждения среднего профессионального образования)
__________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Методические указания и контрольные задания
для студентов - заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования
по специальности (группе специальностей)
__________________________________________________________________
Место издания, год издания
Приложение 2
к Рекомендациям по разработке
методических указаний и контрольных
заданий для студентов - заочников
образовательных учреждений среднего
профессионального образования
Оборотная сторона титульного листа
методических указаний
Методические указания составлены в соответствии с примерной
(рабочей) программой по дисциплине _______________________________
(наименование)
по специальности _________________________________________________
(наименование)
__________________________________________________________________
(кем, дата, подпись)
Составитель:
Редактор:
Рецензенты:
|