Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 261/98 ОТ 25 АВГУСТА 1998 Г. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ ГОСНАЛОГИНСПЕКЦИИ В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА ДОПУЩЕННЫЕ В 1994-1995 ГГ. НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 25 августа 1998 г. No. 261/98
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда Российской    Федерации    на    постановление   Федерального
   арбитражного   суда   Московского   округа  от  28.07.97  по  делу
   No. 14-336а Арбитражного суда города Москвы.
       Заслушав  и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Общество с ограниченной ответственностью "Антей" обратилось  в
   Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным
   решения Государственной  налоговой  инспекции  No.  18  Восточного
   административного округа  города  Москвы  от 30.05.96 No.  1/143 в
   части применения финансовых  санкций  за  допущенные  в  1994-1995
   годах нарушения налогового законодательства.
       Решением от  10.11.96  в  удовлетворении  искового  требования
   отказано.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  27.05.97  решение
   изменено частично.  Оспариваемый  акт  налогового  органа  признан
   недействительным  в  части  взыскания  с  налогоплательщика   сумм
   заниженной   прибыли,   доначисленного   налога   на   добавленную
   стоимость, спецналога,  налога  на   реализацию   горюче-смазочных
   материалов, а также штрафов, предусмотренных подпунктами "а", "б",
   "в"  пункта  1  статьи  13 Закона Российской Федерации "Об основах
   налоговой системы в Российской Федерации".
       Федеральный арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от 28.07.97  отменил постановление апелляционной инстанции в части
   признания недействительным решения госналогинспекции от 30.05.96 о
   доначислении сумм     заниженного     налога     на     реализацию
   горюче-смазочных материалов (п.  4.1),  штрафов в размере 100 и 10
   процентов от доначисленной суммы данного налога (п. п. 4.2, 4.4) и
   в этой части оставил в силе решение арбитражного суда. В остальной
   части постановление    апелляционной   инстанции   оставлено   без
   изменений.
       В протесте  заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации предлагается постановление суда, кассационной
   инстанции отменить  в  части  признания  недействительным  решения
   госналогинспекции о применении санкций,  указанных в пунктах  4.1,
   4.2, 4.4. Оставить в силе в этой части постановление апелляционной
   инстанции.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Согласно статье  4  Закона  Российской  Федерации  "О дорожных
   фондах  в  Российской  Федерации"  налог  на  реализацию  горюче -
   смазочных материалов      предприятиями      и      организациями,
   осуществляющими  продажу горюче-смазочных материалов,  исчисляется
   по  установленной  ставке  от  суммы  разницы  между  выручкой  от
   реализации  горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную
   стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную
   стоимость).  Сроки уплаты налога определяются пунктом 7 инструкции
   Госналогслужбы России "О  порядке  исчисления  и  уплаты  налогов,
   поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 No. 30 (в предшествующий
   период пунктом 7 Инструкции Минфина России и Госналогслужбы России
   от 30.03.93 No. 36/19) в зависимости  от  размера  среднемесячного
   платежа, исходя из фактических  оборотов  по  реализации  горюче -
   смазочных материалов. Предприятия и организации со среднемесячными
   платежами более 500000 рублей в период до 15.05.95 и 300000 рублей
   после  15.05.95  уплачивают  налог  подекадно;  со среднемесячными
   платежами от 100000 до 500000 рублей в период  до  15.05.95  и  от
   1000000   до  3000000  рублей  после  15.05.95  -  ежемесячно;  со
   среднемесячными платежами до 100000 рублей в период до 15.05.95  и
   до 1000000 рублей после 15.05.95 - ежеквартально.
       В соответствии  с  пунктом  8  Инструкции плательщики налога в
   сроки, установленные для уплаты налога, ежеквартально (ежемесячно)
   представляют налоговым  инспекциям  расчет  по форме,  указанной в
   приложении к Инструкции.
       При проверке     соблюдения     налогового    законодательства
   товариществом "Антей" в период 1994-1995 годов  госналогинспекцией
   установлено, что   данное   предприятие   в   проверяемый   период
   осуществляло перепродажу горюче-смазочных материалов и  исходя  из
   фактических оборотов  по  реализации  этой  продукции относилось к
   налогоплательщикам, обязанным представлять  расчеты  по  налогу  и
   уплачивать налог ежемесячно.
       Однако до  сентября  1995   года   товарищество   представляло
   налоговые декларации по данному виду налога в квартальные сроки. В
   связи с  этим  госналогинспекцией  был  сделан  вывод  о   неучете
   предприятием  объекта   налогообложения    в   отдельных   месяцах
   проверяемого периода  и,  соответственно,   занижении   подлежащих
   уплате налоговых  платежей.  В результате к налогоплательщику были
   применены финансовые санкции в соответствии со статьей  13  Закона
   Российской Федерации  "Об  основах  налоговой системы в Российской
   Федерации" в виде взыскания 609140000 рублей заниженного налога на
   реализацию горюче-смазочных   материалов,  штрафа  в  размере  100
   процентов суммы заниженного  налога,  25736000  рублей  штрафа  за
   несвоевременное представление   в   налоговый   орган  документов,
   необходимых для исчисления налога,  а также 51057000 рублей штрафа
   за непредставление  в налоговый орган документов,  необходимых для
   исчисления налога.
       Отменяя постановление    апелляционной   инстанции   в   части
   удовлетворения исковых требований о взыскании  заниженного  налога
   на реализацию горюче-смазочных материалов и штрафных санкций,  суд
   кассационной инстанции  исходил   из   следующего.   Поскольку   в
   соответствии с  вышеназванной  Инструкцией ТОО "Антей" должно было
   представлять расчеты   налога   на   реализацию   горюче-смазочных
   материалов ежемесячно,  налог  не исчисляется нарастающим итогом и
   ответственность наступает  за   соответствующие   налогооблагаемые
   периоды, то  налоговым  органом  правомерно  применены  санкции за
   неучтенный объект налогообложения.
       Однако судом  не  было  учтено  следующее.  В  соответствии со
   статьей 11  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой
   системы в    Российской    Федерации"    налогоплательщик   обязан
   своевременно и в полном размере уплачивать налоги и  нести  другие
   обязанности, в том числе представлять в налоговый орган документы,
   необходимые для исчисления или уплаты налога.  Согласно  пункту  3
   названной статьи  обязанность  юридического  лица по уплате налога
   прекращается уплатой им налога либо отменой его.
       Пунктом 4  статьи  11  указанного Закона предусмотрено,  что в
   случае неисполнения  налогоплательщиком  своих   обязанностей   их
   исполнение обеспечивается   мерами  административной  и  уголовной
   ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с  настоящим
   Законом и    другими   законодательными   актами.   Следовательно,
   применение финансовых  санкций  имеет  цель   в   первую   очередь
   обеспечить исполнение обязанностей налогоплательщиком.
       Из материалов   дела   усматривается,    что    ТОО    "Антей"
   действительно представляло  расчеты  по налогу на горюче-смазочные
   материалы ежеквартально вместо установленного ежемесячного  срока.
   Но при   этом   товарищество   уплачивало  налог  ежемесячно,  что
   подтверждается платежными  поручениями  о  перечислении  налога  в
   бюджет. Кроме  того,  актом проверки установлена переплата налога.
   При уплате  налогоплательщиком  налогов  в  бюджет   до   проверки
   налоговым органом  обязанность  по  уплате  налогов  за конкретный
   период прекратилась.
       Таким образом,   следует   признать,   что   суд  кассационной
   инстанции необоснованно   отменил   постановление    апелляционной
   инстанции Арбитражного  суда  города  Москвы  в части,  касающейся
   применения финансовых  санкций,  предусмотренных  подпунктом   "а"
   пункта 1   статьи  13  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
   налоговой системы в Российской Федерации".
       Подпунктом "б"  пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации
   "Об основах   налоговой   системы    в    Российской    Федерации"
   предусмотрена ответственность в виде штрафа за непредставление или
   несвоевременное представление  в   налоговый   орган   документов,
   необходимых для исчисления, а также для уплаты налога в размере 10
   процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм  налога.
   Из   решения    налогового    органа    усматривается,    что    к
   налогоплательщику применена ответственность в виде  10-процентного
   штрафа за  несвоевременное  представление документов,  необходимых
   для исчисления и уплаты налогов в сумме 25736000 рублей (п.  4.3),
   а кроме  того,  10 процентный штраф за непредставление в налоговый
   орган документов,  необходимых  для  исчисления  налога  в   сумме
   51057000 рублей (п. 4.4). Судом апелляционной инстанции установлен
   факт несвоевременного  представления   расчетов   по   налогу   на
   реализацию горюче-смазочных  материалов  и  в  этой  части решение
   налогового органа (пункт 4.3) признано действительным.
       Применение же    к    налогоплательщику   ответственности   за
   непредставление расчетов по налогу на реализацию  горюче-смазочных
   материалов неосновательно,      поскольку     такого     нарушения
   налогоплательщиком допущено не было.
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного процессуального    кодекса    Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                          п о с т а н о в и л:
   
       постановление Федерального   арбитражного   суда   Московского
   округа от 28.07.97 по делу No.  14-336а Арбитражного  суда  города
   Москвы в части признания недействительными пунктов 4.1,  4.2,  4.4
   решения Госналогинспекции  No.  18  Восточного   административного
   округа города Москвы от 30.05.96 No. 1/143 отменить.
       В этой    части    постановление    апелляционной    инстанции
   Арбитражного суда  города  Москвы  от  27.05.97  по  тому же  делу
   оставить в силе.
       В остальной  части  названное  постановление суда кассационной
   инстанции оставить без изменения.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                            М.К. ЮКОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz